Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Межрайонная ИФНС России №17 по Московской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления

1.1. Понятие и факторы стрессов в современной организации

1.2. Содержание стресс-менеджмента

Выводы по Главе

Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Глава 2. Практика управления стрессами в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области

2.1. Исследование стрессоустойчивости и  уровня саморегуляции руководителей Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области

2.2. Оценка стресскомпетентности работников Межрайонной ИФНС России № 17

Руководителю Межрайонной ИФНС России №17 необходимо учитывать жесткость формальной организации, какой является налоговая служба, и выбирать методы профилактики стрессов с учетом специфики деятельности в определенных структурных подразделениях[40]. Реализация организационно-управленческой функции в профессиональной деятельности руководителя всегда связана с решением различных организационных, управленческих и социально-трудовых проблем, которые могут принимать форму деструктивных конфликтов и вызывать ухудшение морально-психологического климата в коллективе. Многим руководителям Межрайонной ИФНС России №17 самого различного уровня не хватает специальных знаний и компетенций в сфере управления стрессами. Актуальной является проблема формирования стрессокомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17[41].

В процессе исследования проведен опрос, в котором приняли участие сотрудники Межрайонной ИФНС России №17. Было опрошено 18 сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 (возраст респондентов: 25-30 лет). Всем респондентам был заданы вопросы: «Какими компетенциями в сфере управления стрессами в подразделениях Межрайонной ИФНС России №17 обязательно должен обладать руководитель (сотрудник)?:

в области диагностики стресс-факторов, вызывающих повышение уровня профессионального стресса сотрудников в процессе профессиональной деятельности;

в области профилактики профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания сотрудников;

в области формирования технологии управления профессиональными стрессами в подразделениях организации;

в области медиативной деятельности, направленной на урегулирование конфликтного взаимодействия оппонентов;

в области проведения комплекса обучающих (корпоративных) тренингов, направленных на формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;

в области проведения переговоров в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях;

в области возможных копинг-стратегий сотрудников службы в стрессовых ситуациях;

в области формирования карт стресса для различных категорий сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;

в области создания нормативно-документационного обеспечения технологии управления стрессами в подразделениях Межрайонной ИФНС России №17.

2.3. Оценка уровня стрессогенности в Межрайонной ИФНС России №17

Выводы по Главе

Глава 3. Рекомендации по формированию стресскомпетентности руководителей Межрайонной ИФНС России №17

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Одной из организационных форм обучения персонала могут быть обучающие и корпоративные тренинги. В связи с этим предлагается проведение обучающего тренинга «Технологии профилактики профессионального стресса сотрудников». В ходе проведенных бесед с руководителями и сотрудниками Межрайонной ИФНС России №17 было выявлено, что проблема профилактики профессионального стресса работников является очень актуальной. Фрагмент программы тренинга по теме «Технология профилактики профессионального стресса работников организации» представлен в таблице 3.

Выводы по Главе

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Заключение

Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников подразделений Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Список литературы

В настоящее время вопросы стресс-менеджмента и правильного преодоления стресса имеют важное значение и для российских компаний. Обобщая их опыт в этой области, выделим следующие основные мероприятия, проводимые с целью профилактики стресса:

  1. Правильная мотивация персонала.
  2. Поощрение инициативы каждого сотрудника.
  3. Обеспечение сопричастность каждого сотрудника ко всем происходящим в организации процессам.
  4. Обширные социальные программы, помогающие снижать стрессогенные факторы. Например, специальные курсы о том, как правильно вести себя с конфликтными клиентами или быстро разрешать сложные рабочие ситуации. Современное оборудование рабочих мест позволяют сотрудникам справляться с большими объемами работы даже в условиях высокого жизненного темпа.
  5. Психология распорядительных документов.
  6. Специальные программы, обучающие сотрудников несложным приемам тайм-менеджмента.
  7. Ежеквартальные или ежемесячные психологические опросы[25].

Стоит отметить, что за рубежом многие люди привыкли пользоваться услугами психологов и психоаналитиков, так как они убеждены в том, что стресс, вызванный проблемами в семье, напряженными отношениями на работе, информационными перегрузками, не только плохо сказывается на здоровье, но и во многом снижает экономические показатели работы[26]. В России проблемы стресса лишь недавно начали приниматься во внимание и поэтому сегодня здесь развито большое количество внешних компаний, предлагающих тренинги и семинары в области стресс-менеджмента. Однако, несмотря на то, что тренинги по стресс-менеджменту предлагают большое количество консалтинговых центров, их методики значительно не отличаются друг от друга[27].

Есть три принципа решения проблемы стресса: уход от проблемы, решение проблемы и изменение отношения к проблеме. Тренинги по стресс-менеджменту основаны на том, что бороться с негативными эмоциями, возникшими в стрессовых ситуациях бесполезно, а научиться управлять ими можно. Тренеры используют ролевые игры, моделирование стрессовых ситуаций. Обучение стресс-менеджменту достаточно провести один раз. Главное, чтобы сотрудник сам захотел измениться. Кроме работы с эмоциями и мыслями иногда предлагают воспользоваться физическими упражнениями, гимнастикой, различными техниками релаксации, дыхательной гимнастикой[28].


Базовая программа стресс-менеджмента занимает от 10 до 12 часов, а затем требуются поддерживающие семинары раз в квартал. Существенный недостаток тренингов в том, что большинство программ стресс-менеджмента нацелено на индивидуума, а не на организацию, и отделено от процесса диагностики проблем[29].

Другой подход позволяет сконструировать наиболее эффективную программу управления стрессом путем предоставления необходимой для решения проблемы информации. Такая стратегия была предложена для управления физическим вредом на уровне Европейского сообщества и отдельных стран – контрольный цикл, или систематический процесс, при котором вред идентифицируется, риск анализируется и управляется, а работники защищены[30].

При использовании модели контрольного цикла следует иметь ввиду, что:

  • определение вреда – это процесс;
  • компании необходимо определить адекватные индексы вреда, которые могут быть реально исследованы и проверены;
  • причинно-следственные связи между фактором и здоровьем должны быть достаточными;
  • существует методологически нерешенная проблема измерения рабочей среды[31].

Сам контрольный цикл состоит из шести шагов:

1. Идентификация вредных факторов.

2. Оценка связанных рисков.

3. Применение соответствующей контрольной стратегии.

4. Мониторинг эффективности контрольной стратегии.

5. Переоценка риска.

6. Пересмотр информационных потребностей и потребностей в обучении персонала, подвергающегося негативному воздействию[32]. Каждый шаг может рассматриваться как самостоятельный, но связанный с предыдущими и последующими, цикл действий, подобный процессу достижения цели. Как систематический и общий подход к оценке рисков внутри рабочего пространства, контрольный цикл удовлетворяет требованиям современного европейского законодательства[33].

Таким образом, зарубежные и российские авторы предлагают большое количество техник аутотренинга и релаксаций для профилактики и устранения стресса. Каждый человек сам выбирает в зависимости от своего психологического и физического состояния экспериментальным путем подходящие для него методы снижения стресса. Все это способствует позитивному настрою личности и уверенному общению с окружающими[34].

Правильный выбор стратегий поведения способствует более быстрому устранению факторов, вызывающих стресс, снижению уровня тревожности, улучшению здоровья, восстановлению работоспособности[35].


Выводы по Главе

Работа в современной организации сопряжена с многочисленными и сильными стрессами. Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.

Под стресс-менеджментом понимается процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику факторов, вызывающих стресс; уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров; организацию системы преодоления их негативных последствий. Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Глава 2. Практика управления стрессами в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области

2.1. Исследование стрессоустойчивости и  уровня саморегуляции руководителей Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области


Эмоциональный стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к профессиональной деятельности ряда категорий специалистов, в частности, менеджеров. Их профессиональная деятельность продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском[36].

Таким образом, стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью руководителя и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов. При этом тип нервно-психических нарушений, их глубина и клинические проявления зависят не только от специфики ситуации, но и от того, каким образом к ней относится субъект, как он ее оценивает, какое значение ей придает и какую позицию в данной ситуации занимает.

Целью исследования явилось определение уровня взаимосвязи между саморегуляцией и стрессоустойчивостью руководителей службы.

Методики исследования - опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросановой); «ИВР» (опросник исследования волевой регуляции Е. Г. Комаровой); тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона, Бостонский университет).

Эмпирическое исследование проводилось на базе Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области. Общая выборка составляет 10 человек, испытуемые отличались по следующим признакам: пол, возраст, образование, стаж работы. Общим критерием для всей выборки был статус респондентов – это руководители первого звена, непосредственно связанные с исполнителями возложенных на организацию функций.

Как явствует из результатов исследования, представленных на рис. 1, уровень выраженности компонентов стилевой регуляции у руководителей Межрайонной ИФНС России №17 низок и неоднороден. При этом такие составляющие, как планирование, программирование, оценка результатов, гибкость недостаточно сформированы.

Планирование (1), Моделирование (2), Программирование (3), Оценка результатов (4), Гибкость (5), Самостоятельность (6), Общий уровень саморегуляции (7)

Рисунок 1 - Гистограмма средних значений стилевой регуляции респондентов[37]


Такие компоненты, как моделирование и общий уровень саморегуляции развиты еще меньше – практически не сформированы. Несколько более высокий уровень наблюдается у компонента «самостоятельность», но и его значения нельзя назвать высокими.

Волевые действия (1); Преодоление препятствий (2), Преодоление конфликта (3), Преднамеренная регуляция (4), Автоматизм и навязчивость (5), Мотивы и влечения (6), Прогностическая функция (7).

Рисунок 2 - Гистограмма средних значений волевой

регуляции респондентов[38]

Результаты исследования показали, что уровень выраженности компонентов волевой регуляции у руководителей Межрайонной ИФНС России №17 приближается к среднему и практически однороден, то есть такие его составляющие, как волевые действия, преодоление препятствий, преднамеренная регуляция, автоматизм и навязчивость, мотивы и влечения, прогностическая функция равномерно сформированы.

В ходе исследования проводился корреляционный анализ по выявлению взаимосвязи между компонентами саморегуляции и стрессоустойчивостью респондентов. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программы SPSS. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Если рассмотреть взаимосвязи стрессоустойчивости с выделенными ранее факторами (НПУ, волевые и стилевые компоненты саморегуляции), то следует отметить, что самая тесная связь обнаружена между стрессоустойчивостью и нервно-психической устойчивостью респондентов. Данная тенденция вполне объяснима, так как общая стрессоустойчивость тесно связана с психофизиологическими механизмами саморегуляции человека.

Таблица 1

Значения коэффициентов корреляции между компонентами саморегуляции и стрессоустойчивостью респондентов[39]

Компоненты саморегуляции

Планирование

Моделирование

Программирование

Оценка результатов

Гибкость

Самостоятельность

Общий уровень саморегуляции

Стрессоустойчивость

Преодоление препятствий

0.158

0.305

0.867

0.039

0.090

0.468

0.377

0.446

Прогностическая функция

0.248

0.130

0.542

0.029

0.240

0.374

0.192

0.512

НПУ

0.086

0.335

0.209

0.360

0.285

0.105

0.227

0.752

Моделирование

0.195

1.000

0.390

0.548

0.790

0.429

0.786

0.437

Программирование

0.152

0.390

1.000

0.164

0.132

0.252

0.524

0.387

Общин уровень саморегуляции

0.609

0.786

0.524

0.581

0.606

0.184

1.000

0.244