Файл: Правовой статус индивидуального предпринимателя (Актуальные проблемы регулирования права собственности в предпринимательских отношениях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доктрина признает невозможность абсолютно адекватного отражения социально-экономических явлений и процессов в частноправовых дефинициях, без применения специальной юридической техники. Цивилисты различают дефиниции, которые отражают реально существующие явления и процессы (гражданская дееспособность, право собственности, сделка, гражданская ответственность и др.) и фиктивные (юридическое лицо, эмансипация, признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление его умершим и так далее).

С выводами И.А. Покровского[6] можно согласиться, отметив при этом, что в случае с юридическим лицом эта «утрата» способствует объединению частных капиталов учредителей для более эффективного их совместного использования, ограничению пределов личной имущественной ответственности граждан, участвующих в юридическом лице, ведет к возникновению у них новых дополнительных правомочий, связанных с участием в коммерческой организации (в «создаваемых союзах и учреждениях ... индивидуальная личность находит себе естественное продолжение и восполнение»).

Обратная ситуация складывается в случае с предпринимателем без образования юридического лица. Наделяя гражданина юридическим статусом индивидуального предпринимателя, право в значительной степени изменяет в сторону сокращения исходный объем конституционных прав физического лица и их правовых гарантий, повышая при этом уровень его ответственности перед государством и третьими лицами. Посредством юридической техники правовой статус индивидуального предпринимателя в незначительной степени расширяет гражданско-правовой статус физического лица, при этом существенно ограничивает его общие конституционные права, как гражданина. Полагаем, что повышенная (по сравнению с юридическими лицами) гражданско-правовая» ответственность индивидуальных предпринимателей должна обуславливать предоставление им дополнительной государственной поддержки, например, части упрощения процедуры государственной регистрации, лицензирования их деятельности, налогообложения, кредитования, субсидирования и пр.

Многие годы в цивилистике ведется научный спор о существовании самостоятельной отрасли предпринимательского права, у этой точки зрения есть и сторонники, и противники. В то время как, практически, нет исследователей, отрицающих существование специального законодательства; регулирующего вопросы предпринимательства.,

Основой экономического законодательства, безусловно, является гражданское законодательство. Согласно ст. 3 ГК РФ к источникам гражданского права относятся ГК РФ, гражданское законодательство - законы, а также иные правовые акты - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Помимо этого, ст. 5 ГК РФ относит к источникам гражданского права обычаи делового оборота.[7]


Проблемам развития и совершенствования, правового регулирования практических вопросов экономики и предпринимательства сегодня уделяется пристальное внимание как. на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне. В нормах ГК РФ принципы правового регулирования экономических отношений в, России впервые были представлены в виде «обобщенных законодательных формул»[8] - основных начал гражданского законодательства. К таким основным началам гражданского права, с учетом которых осуществляется регулирование вопросов предпринимательства, относится: равенство участников правоотношений; неприкосновенность частной собственности; беспрепятственное осуществление гражданских прав;, недопустимость вмешательства в частные дела; гарантии защиты и- восстановления нарушенных прав в суде и пр. Первую часть ГК РФ; ставшую нормативной основой правового регулирования отношений предпринимательства на территории РФ характеризуют как «конституцию рыночной экономики»[9].

1.2. Индивидуальный предприниматель как субъект обязательственных правоотношений

Каждый гражданин наделен естественной свободой, в том числе, экономической, гарантированной ему государством и конституционными нормами.

Профессор Л.И. Шевченко[10] справедливо отмечает, что в современных экономических условиях договорная форма правоустановления является тем юридическим средством, при помощи которого декларируются и реализовываются экономические связи между производителями и потребителями материальных благ. По ее мнению, в рыночном гражданском обороте главными участниками, устанавливающими его условия, должны быть сами предприниматели, взаимодействующие в рамках всеобщего товарообмена, способные самостоятельно принимать решения и определять направления развития, ориентируясь на собственную коммерческую выгоду.[11] Именно договорное правоотношение является первичным по отношению к предписаниям закона, потому как законодательство, по своему определению, неспособно предусмотреть все возможные частные хозяйственные связи, которым свойственна постоянная трансформация.


Под договором гражданское законодательство понимает соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ)[12]. Договор является с одной стороны полем свободного волеизъявления его участников, а с другой - взаимным ограничителем, мотивом к добросовестным действиям сторон. Предписаниями закона определяются только лишь границы, пределы договорного регулирования, типовые модели договорного поведения не могут достаточными для обеспечения всего разнообразия, существующих связей. Сам же договор представляет собой основной способ организации рыночных отношений и конкретных хозяйственных связей субъектов.

Понятие предпринимательского договора основано на легальном определении договора, а, следовательно, предпринимательский договор является сделкой, договорным обязательством. Гражданское законодательство и доктрина особо выделяют договорные конструкции, связанные с осуществлением сторонами обязательства предпринимательской деятельности (это, в частности, договор аренды предприятия,- договор финансовой аренды (лизинга), договор коммерческой концессии и другие нормы, установленные ст. 310, 315, 322 и др.).

Классическим примером предпринимательского договора является договор поставки; согласно ст. 506 ГК РФ, предпринимательская деятельность продавца и использование покупателем товара для этой деятельности является условием отнесения соглашения к договору поставки.[13]

Актуальная дискуссия была, поднята в литературе Е.В. Богдановым, который говорит о неразрывной взаимосвязи договорных отношений предпринимателей и сущности социального государства, что провозглашено в ст. 7 Конституции РФ. Е.В. Богданов пишет, что в деле построения социального государства определяющую роль играет деятельность предпринимателей, в том числе, опосредуемая предпринимательскими договорами.[14]

Правовой природе предпринимательского договора, а также вопросу выделения его в отдельный вид гражданско-правовых договоров посвящена статья В.Ф. Яковлева «Понятие предпринимательского договора в российском праве». По мнению профессора, ГК РФ обеспечивает регулирование всех отношений, относящихся к предмету гражданского права, сохраняя при этом «...систему, представляющую собой единство» целого, общего и дифференциацию отдельного, частного». Под действия ГК РФ безусловно подпадает и регулирование предпринимательского договора в системе общегражданских договоров.


В современной цивилистике понятия «договор в сфере предпринимательской деятельности» и «предпринимательский договор» принято считать тождественными. Научные труды множества авторов (среди них, Е.В. Богданов, О.В. Хромченков, М.Н. Илюшина, В.Ф. Яковлев и др.) посвящены рассмотрению вопросов конструкции предпринимательского договора, определению прав и обязанностей сторон, выявлению особенностей их регулирования и пр. В частности, Е.В. Богданов в своей работе затрагивает вопрос о сущностных требованиях, которым должен соответствовать предпринимательский договор, а также о специфических признаках договора в предпринимательской сфере и особенностях его правового регулирования. В качестве примеров отличительных черт предпринимательских договоров от общегражданских Е.В. Богданов приводит следующие моменты: ст. 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, установленных законом.

При этом стороны предпринимательского договора вправе предусмотреть возможность одностороннего отказа или изменения условий обязательства по взаимному соглашению.

О.В. Хромченков в своей публикации «Понятие и признаки предпринимательских договоров» в качестве одного из основных критериев ограничений предпринимательских договоров от общегражданских приводит субъектный состав обязательства. По его мнению, предпринимательский договор — это сделка, обе стороны которой являются субъектами предпринимательской деятельности (коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели). При этом О.В. Хромченковым отвергается точка зрения о достаточности одной из сторон - предпринимателя, ввиду того, что в таком случае договор не обязательно будет заключен в предпринимательских целях.[15] По этому же признаку законом исключается возможность заключения некоторых договоров между предпринимателями, в частности п. ст. 575 ГК РФ запрещает отношения дарения между коммерческими организациями (за исключением обычных подарков невысокой стоимости), а также договор ссуды между субъектами предпринимательства.[16] Данное ограничение предпринимательской свободы со стороны гражданского законодательства представляется обоснованным ведь само использование имущества без владения им на праве собственности означает получение материального блага на безвозмездной основе.

В рамках темы исследования актуальным представляется рассмотрение правового явления «деловой цели сделки», дискуссии вокруг которого активно ведутся в последние годы. По вопросу толкования понятия деловой цели и ее содержания существует множество точек зрения на научном и публицистическом уровнях, но Постановление Президиума ВАС РФ № 12488/05 от 20.02.2006 г. устранило большинство сомнений в правильности толкования данного понятия и обоснованности его применения к предпринимательским отношениям и вытекающим из них обязанностям по уплате налогов.[17] Таким образом, Президиум ВАС РФ впервые рассмотрел деловую цель в качестве критерия обоснованности получения налоговой выгоды.


Согласно Постановлению ВАС РФ № 12488/05, налоговая выгода есть уменьшение размера налоговой обязанности, она может рассматриваться, как следствие экономически оправданных действий добросовестного налогоплательщика. Данным разъяснением ВАС РФ было покончено с практикой разделения предпринимателей на добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков. Теперь арбитражные суды, по- видимому, должны будут исходить из разделения субъектов предпринимательства - налогоплательщиков на обоснованно и необоснованно претендующих на получение налоговой выгоды. В целях квалификации стремления предпринимателей к экономии, как обоснованное или необоснованное, Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о деловой цели, которую он определил, как «экономически разумные и иные причины». Отметим при этом, что термин «разумности» является весьма оценочным понятием, а, следовательно, многое в арбитражном процессе, как и прежде, отдается на усмотрение конкретного суда.

Специалисты в сфере гражданского и налогового права выражают свое недоумение в связи с отсутствием в Постановлении Президиума ВАС РФ № 12488/05 рекомендаций нижестоящим арбитражным судам по переквалификации сделок. Более того, считается, что Президиум-ВАС РФ в своем Постановлении проигнорировал такой способ-проверки обоснованности получения налоговой выгоды, как установление судом правомерности юридической квалификации сделки налогоплательщика.

Заканчивая рассмотрение договорных вопросов в сфере предпринимательства, следует также отметить, что регулирование предпринимательских договоров происходит не только гражданским правом и законодательством, но и нормами валютного, финансового, таможенного, налогового, антимонопольного законодательства, каждое из которых содержит специальные требования и условия, применимые к предпринимательским обязательствам.

Выводы:

Теоретические материалы работы позволяют определить сферу индивидуальной предпринимательской деятельности, как межотраслевую область правового регулирования, основу которой составляют частноправовые явления и процессы. Исходя из этого, делается вывод, что основой построения государственной политики в предпринимательстве должен быть принцип сбалансированного комплексного подхода к определению направлений правового регулирования, сочетающего в себе использование как частноправовых, так и публично-правовых методов.

На сегодняшний день диспозитивность лежит в основе большинства гражданско-правовых норм регулирования, предоставляющих участникам гражданского оборота значительную самостоятельность в установлении правил своих хозяйственных отношений. Следовательно, принцип диспозитивности может считаться основополагающим в современном гражданском праве.