Файл: «Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку суды не могут непосредственно руководить системой нотариата (что не снимает проблему возможности судебного контроля за нотариальной деятельностью), следует обратить внимание на то, могут ли суды осуществлять судебный контроль за деятельностью нотариуса.

В широком смысле судебный контроль является проверкой судебной властью соблюдения требований норм права всеми правоприменителями, призванными определять соответствие смыслу и букве закона фактического поведения участников общественных отношений в каждом конкретном случае в силу абсолютного права на судебную защиту [8, с. 76]. Так как проверка возможна только при совершении определенных действий, то применительно к судебной власти проверка может осуществляться только в рамках правосудия – исключительной деятельности органов судебной власти. Таким образом, будучи составной частью категории «судебная власть», исходя из целевой направленности деятельности, можно определить судебный контроль как одну из функций суда.

Учитывая то обстоятельство, что судебный контроль является функцией суда по проверке соблюдения норм права правоприменителями, к которым относится и нотариус, можно сделать вывод о том, что суды осуществляют контроль за деятельностью нотариуса, выраженный в виде рассмотрения судом заявлений об оспаривании нотариальных действий или об отказе в их совершении в порядке особого производства и в виде рассмотрения заявлений, в случае возникновения между сторонами спора о праве, связанного с нотариальными актами, в исковом порядке.

В теории права выделяют несколько видов контроля за нотариальной деятельностью, а именно: профессиональный контроль, налоговый контроль, прокурорский контроль, судебный контроль, который можно подразделить на прямой и косвенный [15, с. 71]. На основе изложенного представляется возможным определить, что подразумевается под прямым судебным контролем и косвенным судебным контролем.

Под прямым судебным контролем понимается рассмотрение судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении в рамках особого производства гражданского процесса, а также при рассмотрении исков о возмещении имущественного ущерба нотариусом, когда предметом судебного разбирательства является, прежде всего, законность совершения нотариального действия.

Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении дел, в которых имеется спор о праве и которые связаны с нотариальными актами. Например, при рассмотрении споров о признании завещания недействительным судом общей юрисдикции фактически осуществляется косвенный судебный контроль за действиями и актами нотариуса, поскольку вытекающие из удостоверенного завещания права и обязанности сторон, при реализации которых и возник спор, основаны на нотариально удостоверенном документе [15, с. 75].


Что касается рассмотрения дел в арбитражном процессе, то арбитражные суды также осуществляют косвенный контроль за нотариальными актами и действиями. Прямой судебный контроль за действиями нотариусов арбитражные суды осуществлять не вправе, так же, как и привлекать их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, поскольку споры с участием нотариусов подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции, где рассматриваются в порядке главы 37 ГПК РФ в рамках особого производства. Однако в настоящее время в связи с введением Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в состав АПК РФ главы 28.1 законодателем прямо указано на осуществление прямого судебного контроля арбитражными судами за нотариальными действиями, поскольку, как следует из смысла ст. 225.1 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе по корпоративным спорам, вытекающим из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Данная норма является относительно новой в системе действующего законодательства, с принятием которой контроль за деятельностью нотариусов со стороны как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов стал четко определен [19, с. 43].

Некоторые авторы подразделяют судебный контроль на непосредственный (абстрактный, целевой) и опосредованный, указывая, что при проверке законности действий нотариусов при совершении нотариальных действий или об отказе в их совершении в порядке главы 37 ГПК РФ на предмет несоответствия их Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральному законодательству и подзаконным нормативным актам имеет место непосредственный (абстрактный, целевой) судебный контроль, а опосредованный контроль реализуется при разрешении конкретных дел.

Поскольку отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке, то у граждан, чьи права или законные интересы нарушены действиями или бездействиями нотариусов, имеется реальная возможность обжалования действий нотариусов или отказа в их совершении в судебном порядке. Причем обжалование нотариальных действий в судебном порядке является способом защиты права, который может потребоваться в трех случаях: когда право уже нарушено, во избежание нарушения права в будущем, а также когда нарушение права только происходит.


Право граждан на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ и относится к правам, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях, о чем также свидетельствует ч. 3 ст. 56 Конституции РФ [1].

Таким образом, в случае, если гражданин или юридическое лицо считает, что нотариальное действие совершено неправильно и с нарушением действующего законодательства, в частности, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, а также с нарушением их прав и законных интересов, либо отказ в совершении нотариального действия неправомерен, они вправе обжаловать такое действие или отказ в его совершении в судебном порядке.

В случае обжалования нотариального действия необходимо определить, что под ним подразумевается. В нормативных правовых актах не содержится легального понятия «нотариального действия». Однако, исходя из содержания Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, «нотариальное действие» есть совершаемое от имени Российской Федерации специально уполномоченными на то лицами юридически значимое действие по совершению юридического акта, соответствующее установленному законом порядку, с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, и направленное на закрепление бесспорных гражданских прав и фактов [13, с. 60].

Под специально уполномоченными лицами имеются в виду не только нотариусы, но и, например, уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения в случае, если в поселении нет нотариуса, местная администрация муниципального района или специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления муниципального района, если в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, нет нотариуса.

При совершении нотариального действия нотариус должен соблюдать определенную процедуру. Так, осуществляя нотариальное действие в виде удостоверения завещания, нотариус обязан в соответствии со ст. 42–44, 47, 57 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» удостоверить завещание дееспособных граждан, совершенное ими лично, содержащее распоряжение только одного гражданина, составленное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и лично представленное ими нотариусу. В случае, если завещание удостоверяется на дому или в больнице, нотариус для выяснения действительной воли завещателя должен побеседовать с завещателем без посторонних лиц для установления истинности удостоверяемого завещания. Нотариус также устанавливает личность завещателя, выясняет его дееспособность, зачитывает вслух содержание завещания, убеждается в личном подписании завещания завещателем, по просьбе завещателя – свидетелем, которому нотариус должен разъяснить необходимость соблюдения тайны завещания, или другим лицом с указанием невозможности причин подписания завещания самим завещателем [12, с. 81]. В случае утверждения нотариусом закрытого завещания, т.е. завещания, с содержанием которого завещатель не предоставляет возможности ознакомиться никому, в том числе и нотариусу, нотариус должен разъяснить завещателю о необходимости написания закрытого завещания собственноручно и передачи его нотариусу в запечатанном конверте в присутствии двух свидетелей. Нотариус не вправе также совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). Таким образом, при нарушении процедуры, в данном случае таинства завещания, нотариус несет имущественную ответственность, а в дальнейшем при вступлении лиц в наследство, в пользу которых было завещано имущество посредством удостоверения нотариусом завещания с нарушениями действующего законодательства, может быть оспорено в порядке искового производства в случае нарушения прав или законных интересов третьих лиц.


Что касается обжалования в судебном порядке отказа в совершении нотариального действия, то следует отметить, что в нормативных правовых актах понятие «отказа в совершении нотариального действия» также отсутствует. Однако представляется возможным определить под «отказом в совершении нотариального действия» отказ в совершении специально уполномоченными на то лицами действия по совершению юридического акта вопреки установленным требованиям закона, в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы субъектов бесспорного права [18, с. 7].

Так, в соответствии со ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства, причем данный список является исчерпывающим. В случае отказа в совершении нотариального действия нотариус по просьбе лица, которому было отказано в совершении нотариального действия, должен выдать мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия, при наличии которого лицо, чьи права и законные интересы были нарушены, вправе обратиться в суд общей юрисдикции для обжалования в судебном порядке отказа в совершении нотариального действия.

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, или неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях.

Таким образом, любое заинтересованное лицо, считающее, что действиями нотариуса или отказом в совершении нотариальных действий нарушены его законные интересы, а также полагающее, что при совершении нотариального действия или отказе в его совершении были нарушены предусмотренные законодательством Российской Федерации требования, вправе обжаловать нотариальные действия или отказ в их совершении в судебном порядке в суд общей юрисдикции с соблюдением правил территориальной подсудности.


Обжаловать в судебном порядке действия нотариуса или отказа в совершении нотариального действия может любое заинтересованное лицо, которому было отказано в совершении нотариального действия, либо лицо, права или законные интересы которого затрагиваются совершенным нотариальным действием [17, с. 85].

В случае, если в суд с заявлением об обжаловании действия нотариуса или об отказе в совершении нотариального действия обращается лицо, не принимавшее участия в нотариальном действии или не обращавшееся к нотариусу с просьбой, в выполнении которой нотариус ему отказал, то суд общей юрисдикции должен отказать в принятии данного заявления по тем основаниям, что в заявлении, поданном от имени заявителя, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ с заявлением об оспаривании нотариального действия или об отказе в его совершении может обратиться прокурор при необходимости защиты прав граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим причинам не могут сами обратиться в суд.

Обжалование нотариальных действий или отказа в совершении нотариальных действий осуществляется путем подачи заявления в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий, что свидетельствует об определении исключительной территориальной подсудности рассмотрения указанных выше заявлений.

Вместе с тем допустима и альтернативная территориальная подсудность, которая установлена для оспаривания неправильно удостоверенного завещания. Так, по смыслу ст. 1127 ГК РФ к нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов; завещания граждан, находящихся на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов; завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций; завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей; завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы. Кроме того, завещание может быть удостоверено должностным лицом органов исполнительной власти Российской Федерации. То же касается и заверения доверенностей, приравненных к нотариальным (ст. 185 ГК РФ) [2].