Файл: «Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием государства и гражданского общества и необходимостью содействия субъектам гражданского общества в осуществлении их прав и исполнении обязанностей связано возникновение и развитие нотариата в России. Поскольку нотариат принимает участие в защите частной собственности, обеспечивает бесспорность имущественных и иных прав участников гражданского оборота, которые подвергались неоднократному изменению в связи со становлением и развитием гражданского общества, на протяжении всей истории развития государства и права нотариат являлся составной частью правовой системы России.

Контроль необходим в любой общественной деятельности, но он не должен быть самоцелью. Сущность государственного контроля в сфере нотариальной деятельности заключается в обеспечении качественного, своевременного и эффективного выполнения принятых органами нотариата решений, в поддержании законности, а также в наблюдении за фактическим состоянием и действием системы органов нотариата, выявлении отклонений и устранении неблагоприятных последствий.

Бесспорно, государственный контроль является неотъемлемой часть правового регулирования в сфере нотариальной деятельности, чем и обусловлена актуальность настоящего исследования.

В теории права выделяют несколько видов контроля за нотариальной деятельностью, а именно: профессиональный контроль, налоговый контроль, прокурорский контроль, судебный контроль, который можно подразделить на прямой и косвенный. Каждый из видов был отдельно проанализирован при проведении исследования.

Цель настоящей курсовой работы – комплексное исследование контроля за профессиональной деятельностью нотариуса.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач. А именно:

1. Проанализировать понятие нотариуса.

2. Рассмотреть понятие и сущность государственного контроля и надзора за деятельностью органов нотариата в Российской Федерации.

3. Изучить зарубежный опыт контроля над нотариатом.

4. Провести анализ осуществления судебного контроля за нотариальными действиями.

5. Исследовать контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

6. Выявить и изучить иные виды контроля за деятельностью нотариусов.

7. Сделать соответствующие выводы.

Объектом настоящего исследования стали объективно исторически сложившиеся общественные отношения, определяющие контроль за деятельностью нотариусов.


Предметом исследования – нормы российского законодательства, регулирующие контроль за деятельностью нотариусов.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные (исторический, генетический, системного анализа и др.), так и специально-юридические (догматический, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.) методы.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), другие федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, составляющие объект исследования.

1. Теоретические основы контроля за профессиональной деятельностью нотариуса

1.1. Понятие нотариуса

Слово «нотариус» (notarius) латинского происхождения, означающее «писец», «скорописец», «секретарь». В древнем Риме нотарии (notarii) – специальные рабы, которые вели деловую переписку своих господ, как правило, под диктовку последних. Позже появляются упоминания о профессии нотариуса – о лицах, именуемых «табелионами». Эти свободные граждане занимались той же деятельностью, что и невольники нотарии – являлись частными писцами, за плату изготовлявшими для сторон необходимые письменные документы. Кроме этого, табелионы свидетельствовали о содержании и подлинности документов. Данная профессия требовала абсолютной честности, поэтому при Юстиниане (527-565) требовалось официальное разрешение заниматься этой профессией [10, с. 52].

Статья 2 Основ законодательства РФ о нотариате определяет единые критерии, которым должно соответствовать лицо, претендующее на занятие должности нотариуса в Российской Федерации [3]:

- является гражданином РФ;

- имеет высшее юридическое образование;

- прошел стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

- сдал квалификационный экзамен;

- имеет лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.


Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса утвержден приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №179 [5]. Порядок регламентирует, в частности, что количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты.

Таким образом, лицо, претендующее на получение должности нотариуса, должно сначала успешно сдать экзамен, чтобы стать кандидатом на прохождение стажировки, затем пройти стажировку у нотариуса, и только после этого сдать квалификационный экзамен непосредственно на получение должности. Такая многоступенчатая система необходима, на наш взгляд, для того, чтобы установить особый доступ к нотариальной профессии, поскольку сущность работы требует повышенной ответственности, профессиональной, психологической и моральной готовности кандидата. Недаром профессия нотариуса отличается особенными психологическими характеристиками: как отмечают юристы-психологи, для квалифицированных нотариусов характерны предельная терпеливость, профессиональная зоркость, аккуратность, умение располагать к доверию, душевная щедрость, готовность (в рамках профессионального долга) выполнить свои обязанности, несмотря ни на какие трудности (например, связанные с удостоверением последней воли прикованного к постели тяжелобольного человека) [9, с. 76]. В связи с этим показательно, что три четверти нотариусов России – женщины [18].

Справедливо замечают авторы «Настольной книги нотариуса», что профессия нотариуса в какой-то мере объединяет черты самых различных юридических профессий, составляя в интегрированном целом ту специфику деятельности, которая называется нотариальной. В частности, нотариус при совершении нотариального действия должен в равной мере учитывать все стороны сделки, фактически являясь поверенным всех сторон, что роднит его с адвокатом. При исследовании всего материала и документов, представленных для совершения нотариального действия, нотариус должен подробно разобраться в обстоятельствах дела, стремясь понять мотивы действий его участников, что сближает его со следователем. Выполнение функций по предупреждению гражданских правонарушений и споров в судах, склонению сторон к соглашению сближает профессию нотариуса с профессией судьи. Определенный ряд нотариальных актов имеют исполнительную силу, например, соглашения об уплате алиментов, исполнительные надписи, и это сближает профессию нотариуса с профессией судебного пристава-исполнителя. Таким образом, нотариальная профессия генетически вобрала в себя черты, присущие и другим юридическим профессиям, образовав тот характерный сплав, именуемый профессией нотариуса [15, с. 76].


Для начала ведения нотариальной практики необходимо иметь лицензию. Лицензирование данного вида деятельности является одним из механизмов по обеспечению соответствия закону совершаемых нотариусом нотариальных действий. Получение лицензии нотариусом регулируется особо. Порядок выдачи лицензии на право нотариальной деятельности утвержден Приказом Минюста РФ от 26 октября 1998 г. №150 [7].

Требование о получение лицензии не распространяется на лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий – должностных лиц органов исполнительной власти и должностных лиц консульских учреждений РФ на территории других государств.

Лицензия выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии [555].

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

Получив лицензию, гражданин может, по каким-то причинам, в течение трех лет действия лицензии не приступать к нотариальной деятельности (болезнь, невостребованность, др.), однако после этого он допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

1.2. Понятие и сущность государственного контроля и надзора за деятельностью органов нотариата в российской Федерации

Государственный контроль за деятельностью органов и должностных лиц играет большую роль не только в поддержании законности в системе государственной власти, но также в обеспечение успешного функционирования государственного управления. Любой контроль должен выполнять предупредительную функцию. И чем на более ранней стадии будут выявлены отклонения, тем значимее будут его результаты [9, с. 58].

Немало дискуссий и споров возникает по поводу разграничения понятий «контроля» и «надзора». Законодатель также по-разному определяет данные понятия. Например, в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» контроль и надзор являются равнозначными понятиями, название шестой главы звучит как «Государственный контроль (надзор)». Однако в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) вопросам контроля посвящена седьмая глава, которая так и называется «Контроль за деятельностью нотариусов». Что же касается надзора, то законодатель в данном нормативно-правовом акте лишь несколько раз употребляет данное понятие, говоря о функциях по контролю и надзору в сфере нотариата.


Интересным является мнение Е.В. Шориной, которая утверждает, что процесс осуществления контроля включает в себя три стадии (см. Приложение 1):

1) стадия констатации, то есть установление фактического состояния дел;

2) стадия анализа, то есть сравнение фактического положения с заданным режимом и оценка характера допущенных отклонений;

3) стадия разработки мероприятий по улучшению и корректировки процесса управления, принятие мер к их реализации [12, с. 23].

Если обратиться к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, то он определяет надзор как наблюдение с целью присмотра, проверки [10, с. 322]. Д. Ушаков отсылает к глаголу «надзирать» – заниматься наблюдением, присмотром, неся за это ответственность [19, с. 170]. В отличие от надзора, для контроля характерна та особенность, что он не ограничивается кругом вопросов, которые связаны с соблюдением обязательных предписаний, то есть законов и других нормативно-правовых актов. Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и также тем, насколько правильно, эффективно и целесообразно ли он использовал все представленные ему полномочия [8, с. 34].

По нашему мнению, суть контроля и надзора сводится к наблюдению, проверке исполнения возложенных на субъект полномочий и возможности оказания корректирующего воздействия на действия субъекта.

Возвращаясь к определению контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности, необходимо сказать, что нотариальная деятельность, как и любая другая нуждается в государственном контроле и надзоре со стороны компетентных органов. Безусловно, важным элементом правового регулирования деятельности органов нотариата в Российской Федерации выступают закрепленные в законодательстве формы контроля: судебный и налоговый контроль, контроль за профессиональной деятельностью, а также контроль органов прокуратуры.

Законодатель в основах о нотариате не указал ни целей, ни задач контрольной деятельности. Это можно объяснить тем, что цели контроля носят неоднозначный характер и могут определяться непосредственно спецификой нотариальной деятельности, которая определяется особенностями нотариальных актов и документов. Ведь в основном эти акты не имеют ограничений по времени действия [13, с. 105]. Наглядным примером могут служить такие акты, как нотариально удостоверенные договоры, свидетельство о праве на наследство. Они будут действовать до тех пор, пока сам наследник не захочет каким-то образом распорядиться своим имуществом или же пока не будет заключена новая сделка. А главная проблема здесь заключается в том, что ошибки, которые могут быть допущены в нотариально удостоверенных документах, могут проявиться через несколько лет, и многие из них окажутся не устранимыми. Например, при составлении завещания и заверении его у нотариуса были допущены ошибки в тексте, а если завещатель уже умер и решается вопрос о подтверждении прав наследников, то эти ошибки уже невозможно будет исправить [9, с. 11].