Файл: «Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, заявление о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении подается в суд по месту нахождения соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждения социальной защиты населения; экспедиции, воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, места лишения свободы. По отношению к морским судам указанное выше заявление подается в суд по месту порта приписки судна.

Что касается подачи заявления об оспаривании совершенного нотариального действия или об отказе в его совершении, то оно также должно соответствовать требованиям, установленным гражданским процессуальным законодательством, в частности, требованиям, предъявляемым к исковому заявлению, содержащимся в ст. 131 ГПК РФ с учетом применения аналогии закона. Поскольку дела об оспаривании нотариальных действий или отказа в совершении нотариальных действий рассматриваются в порядке особого производства и поскольку действующее гражданско-правовое законодательство не содержит прямых требований, предъявляемых к данного рода заявлениям, то согласно ч. 1 ст. 263 ГПК РФ к заявлению об оспаривании нотариального действия или об отказе в его совершении должны применяться требования ч. 1, п. 1, 2, 4, 5, 8 ст. 131 ГПК РФ. При обращении в суд с заявлениями об оспаривании нотариального действия или об отказе в его совершении не подлежит уплате государственная пошлина [4].

Для обжалования действий нотариуса или отказа в его совершении в особом порядке предусмотрены сроки, ограниченные десятью днями со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия. В случае пропуска десятидневного срока при наличии уважительных причин суд может восстановить пропущенный срок. Как правило, под уважительными причинами понимается болезнь, командировка, но суд может признать уважительными и другие причины. Однако лицо, которое обжалует нотариальное действие или отказ в его совершении, должно добросовестно пользоваться предоставленными ему правами и не злоупотреблять ими [19, с. 98].

Следует четко определить, в каком случае нотариальное действие порождает спор о праве, а в каком нотариальное действие или отказ в его совершении могут обжаловаться в порядке особого производства.

Так, в главе 37 ГПК РФ говорится лишь об оспаривании нотариальных действий или об отказе в их совершении. Причем при обращении в суд заявителей с таким заявлением оно будет рассматриваться в порядке особого производства, поэтому важно определить процессуальный порядок рассмотрения заявления лица, обратившегося в суд, так как в особом производстве могут быть рассмотрены заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении в отношении нотариусов, должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в случае отсутствия спора о праве. К примеру, если нотариус отказывает лицу в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, мотивируя свой отказ тем, что имеются наследники предыдущей очереди, чем та, которая есть у обратившегося к нотариусу лица с заявлением, и выдает постановление об отказе в совершении нотариального действия, то данное действие будет обжаловаться в рамках особого производства.


Заявление лица или организации, оспаривающих права и обязанности, вытекающие из совершенного нотариального действия в виде принятого нотариального акта, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом в порядке искового производства, и, следовательно, не могут быть рассмотрены в порядке особого производства, например, в случае отказа нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство ввиду возникшего спора относительно наследственной массы между наследниками. Кроме того, в порядке искового производства разрешаются споры между истцом и ответчиком, нарушившим законные права и интересы истца. Обстоятельством, на которое ссылается истец в подтверждение своих требований, т.е. основанием любого искового спора, должно быть действие или бездействие ответчика, которое привело к нарушению или угрозе нарушения прав истца. В данном случае действие нотариуса послужило основанием для обращения в суд с иском.

Спорным остается вопрос о том, каково процессуальное положение нотариуса в рамках искового производства – является ли нотариус третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, или является ответчиком. Есть основания полагать, что нотариус должен привлекаться к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, так как нотариусы имеют заинтересованность в исходе дела, поскольку в случае, например, удовлетворения иска решение суда может иметь определенные юридические последствия и для нотариусов. Кроме того, привлечение нотариусов к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, является приемлемым по тем причинам, что нотариус совершает те или иные нотариальные действия на основании предоставленных ему документов, правильность содержания которых нотариус не вправе проверять. Также следует обратить внимание на то, что при совершении гражданами и юридическими лицами каких-либо сделок нотариус не является стороной данной сделки, и соответственно предъявление требований к нотариусу, а равно как и указание его в качестве ответчика является не совсем правомерным и обоснованным.

Однако в судебной практике встречаются такие дела, когда нотариуса привлекают к участию в деле в качестве ответчика [15, с. 78]. Поскольку законодателем именно истцу предоставлено право на предъявление искового заявления в суд и его уточнение в ходе рассмотрения дела, указания в качестве ответчика того или иного физического лица, в том числе и нотариуса, или организации, то судам необходимо разъяснять истцам право на уточнение исковых требований в части замены ненадлежащего ответчика надлежащим в случае возникновения спора о праве, основанного на нотариальном действии. Представляется возможным указать, что случаи рассмотрения дела судом с участием ненадлежащего ответчика приводят к ослаблению защиты тех участников гражданского оборота, которые обращаются к нотариусу по собственной инициативе или в силу обязательных предписаний закона.


Таким образом, контроль за нотариальной деятельностью осуществляется судами и при рассмотрении споров о праве, основанных на совершенных нотариальных действиях. Однако следует уточнить, что особенностью данного вида контроля является возможность обращения в суд с заявлением на действия нотариуса или на его отказ совершить нотариальное действие лишь лица, которое непосредственно обращалось к этому нотариусу. В свою очередь, иск о признании нотариального действия недействительным может быть подан любым лицом, считающим, что его право или законный интерес совершенным нотариальным действием были нарушены.

Представляется, что далеко не во всех случаях разрешение возникших проблем, в частности в порядке особого производства, является эффективным, поскольку, хотя большинство вопросов в сфере наследственных правоотношений и рассматривается в порядке особого производства, при наличии спора о праве необходимо применять исковой порядок рассмотрения гражданских дел, касающихся, в том числе и правильности тех или иных нотариальных актов и действий.

Важным является вопрос участия нотариуса в качестве стороны по делу или лица, участвующего в деле, в гражданском процессе. Учитывая то, как складывается судебная практика в настоящее время, нотариусы при рассмотрении заявлений судом с их непосредственным участием в суд, как правило, не являются. Однако представляется возможным считать, что нотариусу необходимо принимать участие в судебных заседаниях, куда он вызван в связи с обжалованием нотариального действия или отказа в его совершении либо с подачей искового заявления о праве, возникшей в результате совершения нотариусом нотариального действия. При этом следует учитывать, что, вступая в процесс в качестве заинтересованного лица, третьего лица или ответчика, нотариус продолжает осуществлять профессиональную деятельность, защищая возникшие общественные отношения.

Не всегда целесообразным со стороны суда является привлечение нотариуса к участию в процессе в качестве заинтересованного лица, в частности, в делах об установлении факта принятия наследства после чьей-либо смерти. В данном случае отсутствуют какие-либо юридические последствия для обеих сторон, а у нотариуса отсутствует какая-либо заинтересованность в установлении или в отказе установления факта принятия наследства. Здесь суду следует ограничиться истребованием у нотариуса наследственного дела к имуществу умершего для установления факта возможности принятия наследства другими лицами или отсутствием самого наследственного дела в связи с необращением наследников в установленный законом шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства. Однако в случае, если наследник фактически принял наследство и предоставил нотариусу все необходимые документы, то его заявление на отказ в совершении нотариального действия следует рассматривать по правилам главы 37 ГПК РФ.


Таким образом, при осуществлении как прямого, так и косвенного судебного контроля необходимо обращать внимание на то, в каком процессуальном порядке: в рамках особого производства или в исковом производстве следует рассматривать заявления лиц, считающих действия нотариусов или отказ в их совершении, неправомерными и противоречащими закону, однако не следует забывать, что суд, являясь органом, осуществляющим судебную власть в государстве, производит лишь оценку правомерности или неправомерности нотариальных действий или отказов нотариуса в совершении тех или иных нотариальных действий при поступлении в порядке как особого, так и искового производства заявления от гражданина или организации, а не по собственной инициативе.

2.2. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

В соответствии со ст.34 Основ контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Данное полномочие нотариальных палат является одной из форм реализации присущих им полномочий управленческого характера, делегированных им от имени государства как организациям публично-правового характера. В соответствии со ст.34 Основ проверка организации работы нотариуса проводится 1 раз в 4 года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности – по истечении 1 года после наделения полномочий нотариуса [4].

Согласно ст.34 Основ речь идет о проверке исполнения профессиональных обязанностей, при этом нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, в соответствии со ст.28 Основ нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам соблюдения требований профессиональной этики. При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий.


Следовательно, проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями, о которых речь шла ранее.

По-разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны [11, с. 62]. Другой подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст.28 Основ о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну [16, с. 93]. Можно предложить следующий механизм проведения проверок, соответствующий ст.34 Основ и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности. Дело в том, что нотариальные палаты различны по количеству как членов (от 5-10 нотариусов до 600 с лишним), так и зон их действия. Понятно, что организация проверок профессиональной деятельности проще в крупной нотариальной палате с большим числом членов и находящихся на относительно компактной территории и более сложна в небольшой нотариальной палате в условиях, когда между нотариальными конторами существуют большие расстояния.

Поэтому целесообразнее проводить проверки выборочного характера. Проведение проверок следует поручать нотариусам со стажем работы более 5 лет, а также специальным сотрудникам нотариальных палат, профессионально занимающихся проверками. Проверка может охватывать не более одного месяца в каждом году, поскольку если правила нотариального производства соблюдались, например, в июле 1995 г., то логично предположить, что в остальные месяцы этого же года наблюдалась такая же картина.

Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы.

Проверка заключается в установлении наличия всех необходимых документов в архиве в соответствии с правилами нотариального производства, сложившимся толкованием законодательства, наличия необходимой номенклатуры дел, наличия помещения, обеспечивающего соблюдение правил нотариального производства и сохранение нотариальной тайны. Проверка не может оценивать правильность совершения соответствующего нотариального действия с точки зрения применения законодательства, когда оно допускает его различное толкование.