Файл: Реформа электроэнергетики в России (О  СОСТОЯНИИ  ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ  В  РОССИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная проблема для отрасли энергетики – низкая эффективность генерации. Низкий КПД (коэффициент полезного действия) и КИУМ (коэффициент используемой установленной мощности), высокие показатели расхода топлива на электростанциях (большинство из них построены около сорока лет назад), приводят к дорогому электричеству, несмотря на то, что работают на дешёвом газе.

В России растет количество катастроф, связанных с энергетикой. 
В Москве в 2005 г. примерно 6,5 млн человек остались без электроэнергии, 
в 5-ти регионах России было полностью остановлено 12 электростанций и сотни электроподстанций напряжением от 35 до 500 кВ. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. стала крупнейшей в новейшее время. В Подмосковье в 2010 г. из-за "ледяного дождя" сотни тысяч человек остались без света.

Реформа электроэнергетики не привела к ожидаемым результатам, 
а наоборот ухудшала положение дел в отрасли.

Получить задуманный объём мощностей можно и без строительства новых электростанций, а гораздо дешевле и быстрее путём снижения себестоимости генерации на старых активах.[6]

Во-первых, необходимо провести работы по увеличению КИУМ на станциях. Средний показатель по России около 53 %, но у большинства станций Центральных регионов он снижен до 35 %, а у энергообъектов Западной Сибири достигает 85 %. Вывод КИУМ на уровень Западной Сибири сможет обеспечить дополнительной мощностью 5,4 ГВт.

Во-вторых, КИУМ можно поднять на АЭС до уровня зарубежных стран, но это невозможно будет сделать без развития сетевой инфраструктуры. Именно она сможет обеспечить в пиковые нагрузки выработку электроэнергии на АЭС в полной мощности, а не по заданным единым параметрам.

В-третьих, необходимо внедрение паросиловых блоков на парогазовом цикле. Как показывает мировой опыт, использование газотурбинных надстроек к блоку в 300 МВт позволяет увеличить его мощность до 800 МВт, то есть ведёт к повышению КПД с 35-37 % до 55-57 %, благодаря чему уменьшается расход газа в полтора раза.

Стоимость мероприятий по повышению КИУМ – 25 % от стоимости строительства нового энергоблока, а вложения в повышение КПД относительно строительства парогазового блока мощностью 1 ГВт в два раза меньше.

Также предлагается ряд рекомендаций управленческого характера для устойчивого развития электроэнергетики:

1. Ввести государственный контроль над ценами за электроэнергию. Необходимо установить максимальный предел цен за услуги: по передаче электроэнергии по магистральным сетям; по транспортировке электроэнергии по распределительным сетям; поставщиков оптового рынка электрической энергии и энергосбытовых компаний.


2. Внедрить государственную систему обеспечения надёжного энергоснабжения. Организовать при поддержке государства семь энергосервисных компаний, каждая из которых будет располагаться в одном из федеральных округов России, курировать этот округ и осуществлять ремонтные работы.

3. На государственном уровне принять программу по модернизации 
и развитию электроэнергетики России и обязать владельцев энергообъектов выполнять требования данной программы.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ ОТРАСЛЬ В РОССИИ: СПЕЦИФИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Ключевую роль в данной отрасли на сегодняшний день играют энергосбытовые компании, обеспечивающие приток средств производителям электроэнергии и сетевым организациям.

Энергосбытовые компании – гарант стабильного функционирования электроэнергетики и снабжения электроэнергией экономики и населения.

Таким образом, можно утверждать, что энергосбытовые компании являются связующим звеном в движении финансовых потоков между субъектами системы электроэнергетики, что основано на распределении между ними тарифа на электроэнергию для конечного потребителя.

Таким образом, четкая организация энергосбытовыми компаниями расчетов с потребителями электроэнергии и своевременная оплата за неё напрямую влияет на финансовое состояние всех субъектов электроэнергетики, как электросетевых компаний, так и генерирующих компаний. [7]

Именно поэтому эффективность и результативность функционирования энергосбытовых компаний является важнейшей задачей для успешного функционирования всей отрасли.

По состоянию на 2015 г. в России функционируют 105 энергосбытовых организаций.[8]

Энергосбытовая деятельность потенциально является одним из наиболее конкурентных сегментов электроэнергетической отрасли.

Уже сегодня на региональных энергосбытовых рынках присутствует конкуренция между выделяющимися из АО-энерго энергосбытовыми компаниями, традиционными оптовыми перепродавцами электроэнергии в лице муниципальных распределительных сетей и новыми игроками рынка.

По мере дальнейшей либерализации энергосбытового рынка конкуренция будет только ужесточаться и энергосбытовым компаниям необходимо уже сегодня начинать подготовку к эффективному функционированию в новых условиях.

Конечная цена на электроэнергию для населения складывается из:


- стоимости покупки электроэнергии и мощности (оптовые или розничные генерирующие компании). Вес этой составляющей в общей величине конечного тарифа около 35%;

- услуг по передаче электрической энергии в соответствии с тарифами (ФСК и распределительные сетевые компании). Вес данной составляющей в общей величине конечного тарифа около 59-60%. Тарифы на передачу дифференцируются по уровню напряжения и формируются по методике RAB- регулирования;

- сбытовой надбавки – платы за услуги гарантирующего поставщика или энергосбытовой компании. Вес этой составляющей в общей величине конечного тарифа около 5%; стоимость услуг ЗАО «ЦФР», ОАО «АТС» и ОАО «СО».

- перекрестное субсидирование.

Согласно Постановлению Правительства РФ №877 от 4 ноября 2011 года, по результатам которого происходит ограничение доходов энергосбытовых компаний для снижения конечных цен на электроэнергию, с 1 апреля 2012 года регулируемая сбытовая надбавка стала фактически единственным источником дохода энергосбытовых компаний. [9]

Она рассчитывается по специальной формуле, которая задается государственными регулирующими органами.

При расчёте сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением её предпринимательской деятельности в качестве поставщика электрической энергии, включая:

- расходы энергосбытовой компании, связанные с организацией обслуживания покупателей электрической энергии;

- расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержаниядостаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности);

- иные экономически обоснованные расходы.

С 1 января 2013г. изменилась методика расчета сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков. Теперь сбытовая надбавка для промышленных категорий потребителей рассчитывается по специальной формуле: это уже не фиксированные "копейки с киловатт- часа", а процент от стоимости электроэнергии.

Таким образом, для предприятий промышленности, малого бизнеса, бюджетных организаций сбытовая надбавка в денежном выражении теперь может меняться каждый месяц в зависимости от покупной цены электроэнергии.

Однако из этого правила есть исключения. Например, Архангельская область входит в неценовую зону оптового рыка. Соответственно, тарифы на электрическую энергию (мощность) для всех категорий потребителей, включая население, а также гарантирующих поставщиков, энергоснабжающие, энергосбытовые организации, установлены на весь 2013 г. [10]


Это дает возможность потребителям электрической энергии - юридическим лицам - прогнозировать собственное потребление электрической энергии (и, соответственно, затраты на электроэнергию) на год вперед.

Итак, сбытовая надбавка это процент от цены электроэнергии и мощности на оптовом рынке, который гарантирующие поставщики включают в цену электроэнергии, причем процент зависит от максимальной мощности энергопринимающих устройств.

Такая сложная методика расчета сбытовой надбавки приводит к тому, что потребитель зачастую не знает, сколько же копеек зарабатывает поставщик с одного кВт/ч. Чем выше максимальная мощность энергопринимающих устройств, т.е. чем крупнее потребитель, тем сбытовая надбавка меньше.

По мнению главы холдинга "Межрегионсоюзэнерго" Юрия Шульгина "с одной стороны, данное решение избавляет сбытовые компании от необходимости "бегать" за клиентом, выясняя величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, с другой стороны, делает трудно прогнозируемыми доходы сбытовой компании от сбытовой надбавки, т.к. потребитель может постоянно менять ценовую категорию в зависимости от фактически потребленной мощности".

Раньше основная конкуренция между гарантирующими поставщикам и независимыми энергосбытовыми компаниями шла именно по величине сбытовой надбавки и возможности приобретения более дешёвой электроэнергии и мощности на оптовом рынке. [11]

По величине сбытовой надбавки гарантирующий поставщик мог проигрывать, так как обязан обсуживать всех потребителей даже с минимальным объёмом, то есть нести условно-постоянные сбытовые затраты по каждой точке поставки. Независимые сбытовые компании выбирали потребителей с большим объёмом потребления, при этом их собственные затраты были минимальны. [12]

Теперь после изменения методики формирования сбытовой надбавки все потребители оплачивают экономически обоснованную сбытовую надбавку. Гарантирующих поставщиков очень часто винят в завышении тарифов на электроэнергию.

При этом реальная ситуация такова, что за счет установленной для них предельной наценки они практически не могут развиваться: она составляет от 3,5% до максимум 8%. Сама же конечная цена на электроэнергию для потребителей складывается в основном из доли генерирующих предприятий (37-50%) и тарифов электросетей (48-60%). [13]

Таким образом, доля энергосбытовых компаний весьма незначительна. Тем не менее, на примере ОАО «Мосэнергосбыт» можно проследить тенденцию к увеличению сбытовой надбавки на протяжении последних 5 лет. [14]


Динамика сбытовой надбавки ОАО «Мосэнергосбыт» за период 2007-2013 гг. Рис. Динамика сбытовой надбавки ОАО «Мосэнергосбыт» за период 2007-2013 гг.

Значительный рост сбытовых надбавок в 2013 году обусловлен вступлением в силу Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утверждённых приказом ФСТ России от 30.10.2012 г. No703-э, предусматривающих включение в состав расходов на осуществление деятельности гарантирующего поставщика резерва по сомнительным долгам с целью покрытия просроченной дебиторской задолженности и обеспечения безубыточности гарантирующего поставщика при просрочке платежей потребителей.

Экономические особенности энергосбытовых компаний проявляются в том, что они характеризуются, прежде всего, практическим отсутствием внеоборотных активов в балансе в силу рода деятельности, а основную часть оборотных активов занимает дебиторская задолженность потребителей электроэнергии.

Данное обстоятельство негативно влияет на кредитоспособность организации, в виду отказов банков от кредитования без обеспечения.

Так, например, в ОАО «Мосэнергосбыт» величина внеоборотных активов на 2013 г. составляет 6468,3 млн. руб. в сравнении с оборотными активами в размере 27891,7 млн. руб., большая часть которых заключается в зданиях и оборудовании.[15]

Внеоборотные активы также как оборотные активы всё же имеют тенденцию к увеличению, что обусловлено, прежде всего, реализацией проектов в рамках инвестиционной программы Общества.

Не менее важным является и тот факт, что у сбытовых компаний отсутствует необходимость в крупных инвестициях и расходах на модернизацию в отличие от генерирующих и сетевых компаний, благодаря чему они могут обеспечивать хорошую дивидендную доходность своим акционерам.[16]

Но, тем не менее, необходимо указать и основные негативные факторы и, соответственно риски деятельности энергосбытовых компаний, которые оказывают непосредственное влияние на их финансовое состояние.

К данным рискам, прежде всего, можно отнести: частные изменения правовой базы отрасли, сильная зависимость от решений органов исполнительной власти; ценовые риски; проблема неплатежей и кассовые разрывы; перекрёстное субсидирование.

Одним из основных негативных факторов, оказывающих непосрественное влияние на успешную деятельность энергосбытовых компаний является регулирование их тарифной политики. [17]