Файл: Реформа электроэнергетики в России (О  СОСТОЯНИИ  ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ  В  РОССИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примером строительства новых предприятий можно назвать развитие пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Инвестирование в указанные отрасли обуславливается, в основном, невысокой капиталоемкостью и быстрой окупаемостью проекта. Создаваемые мощности в большей степени представляют собой небольшие специализированные производства, нацеленные на непосредственную реализацию созданной продукции на внутреннем рынке.

Схожая тенденция наблюдается и в сфере развития АПК, в сфере оптово-розничной торговли, отчасти в туристической сфере.

Таким образом, преобладающим признаком современного этапа экономического развития Кубани можно назвать слабую взаимосвязь между различными экономическими секторами, отсутствие системного, взаимодополняющего развития предприятий электроэнергетической промышленности, АПК, инфраструктуры, туризма. [29]

Строительство новых видов производственной деятельности, таких как логистических центров, индустриальных парков, энергетических предприятий укладывается в предложенную схему развития «старых» промышленных зон и наиболее полно реализует принцип комплексности, взаимодополняемости развития промышленности региона.

Серьезным преимуществом модернизации существующих промышленных зон является факт наличия там электроэнергетической инфраструктуры, производственных зданий, квалифицированного рабочего персонала.

Более того, создание современных бизнес парков, по сути есть создание промышленных кластеров, имеющих целью концентрацию на некоторой территории группы взаимосвязанных компаний (поставщиков оборудования и специализированных услуг, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов), дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Инновационный сценарий представляет собой качественно иной путь развития, базирующийся на синтезе науки и промышленности, на основе внедрения высоких технологий в промышленное производство в долгосрочной перспективе (20 лет).

Сценарий требует целевого инвестирования в наиболее перспективные и наукоемкие производства, способные за короткий срок перейти на выпуск продукции на уровне мировых стандартов. В дальнейшем интенсивное развитие этих производств должно стать базой для развития смежных отраслей реального сектора экономики. [30]

Условиями реализации инновационного пути является создание электроэнергетической инфраструктуры, принятие законодательной базы по привлечению инвестиций, высокий уровень научно-технического потенциала, наличие образовательной базы и обеспеченность квалифицированными специалистами, финансовая обеспеченность (наличие значительного оборотного капитала).


Переход от инвестиционного к инновационному пути развития обусловлен необходимостью опережающего развития производственного сектора экономики и сектора телекоммуникаций. Уже сейчас очевидны ограничения инвестиционного сценария, поскольку постепенная модернизация не обеспечивает приемлемый темп обновления технологий и ассортимента выпускаемой продукции в условиях, требующих быстрого и качественного изменения всех циклов промышленного производства в максимально сжатые сроки.

Ощущается острая нехватка свободных финансовых средств для комплексного обновления промышленных фондов, возможности роста эксплуатации существующих промышленных мощностей во всех секторах экономики практически исчерпаны, а возможные сроки модернизации предприятий не успевают за общим ходом мирового технического прогресса. Это означает, что инвестиционный путь развития не позволяет при существующих темпах роста экономики обеспечить замещение стареющих производств новыми. [31]

В связи с этим инвестиционный вариант следует рассматривать как базовый в среднесрочной (10-15 лет) перспективе, который затем должен плавно переходить в инновационный, предполагающий качественный промышленно-технологический скачок на основе использования новейших научных разработок.

Исходя из этого, данный сценарий можно рассматривать как вариант дальнейшего развития инвестиционной модели, или как автономную модель, возможную к реализации в настоящий период. Второй вариант значительно сложнее, ибо требует значительных внешних инвестиций и отличается от первого большой капиталоемкостью.

Инновационный сценарий в электроэнергетической промышленности подразумевает дальнейшее развитие старых промышленных зон и создание новых, структурно связанных со старыми. Способ группового развития на базе создания кластеров представляется оптимальным.

Как и в случае первого сценария, перспективно первоначальное освоение старых промышленных зон, уже имеющих созданную электроэнергетическую инфраструктуру. В практическом варианте кластеры должны напоминать советские научно-производственные объединения (НПО), показавшие свою эффективность на примере создания научно- исследовательских институтов при производствах.


2.2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ

Начиная с 1977 года, вследствие кардинальных изменений во внутренних и внешних условиях функционирования мировой электроэнергетики она стала претерпевать серьезные сбои в работе, которые в отдельных случаях имели размеры локальных катастроф. Так, авария августа 2003 года на севе-роамериканском континенте привела к тому, что около 10 мегаполисов США и Канады были парализованы.

Многие тысячи людей оказались запертыми в вагонах метро, лифтах, прекратили работу системы вентиляции, водоснабжения и канализации. Отключение охранной сигнализации вызвало повсеместные грабежи. Непосредственный ущерб составил около 30 миллиардов долларов.

На экстренном совещании, которое было созвано в Москве в связи с этой аварией, руководство электроэнергетики России заверило, что в нашей стране такое невозможно. Невозможно только потому, что отрасль в стране строилась по-другому принципу.

А именно, – она была создана как единая система, управляемая из единого центра.

Советская энергосистема обоснованно считалась одной из самых надежных в мире. За все годы существования отрасли вплоть до начала нынешнего века не произошло ни одного глобального нарушения электроснабжения.

Тем не менее, у нас в стране, как и во всем мире, началось кардинальное реформирование естественной монополии, играющей исключительную роль в обеспечении энергетической безопасности современных государств. Однако ломка системы и постепенный перевод предприятий отрасли на рыночные рельсы хозяйствования не замедлили сказаться на таком существенном показателе их работы, как надежность.

Достаточно вспомнить аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей десятки человеческих жизней. Кажется, вполне закономерен вопрос: а насколько необходимы были реформы столь безукоризненно работавшей системы? Реформаторы либеральной волны однозначно заявляли, что без них обойтись было нельзя.

При этом они ссылались на мировой опыт. Но главным аргументом служило то состояние отрасли, с которым она встретило новое тысячелетие. Физический и моральный износ активной части фондов достиг недопустимых пределов в 60 - 65 процентов, а в сельских распределительных сетях и того больше – свыше 75 процентов.

И трудно было не согласиться с доводами реформаторов, что такое не могло произойти в течение одного-двух десятков лет. Противники преобразований естественной монополии настаивают на том, что причиной паралича электроэнергетики страны стали именно реформы.


Если система, столь хорошо зарекомендовавшая себя в советский период, в новых рыночных условиях начала терять свои преимущества и стала медленно продвигаться к тотальному развалу, то виноваты в этом именно реформы, их идейные вдохновители и практические исполнители.

Вот такая недвусмысленная трактовка сложившейся в отрасли ситуации. Несомненно, что каждая из противоборствующих сторон по-своему права.

Вопрос, чья правота имеет больше прав на то, чтобы быть услышанной и воспринятой власть имущими для принятия тех или иных корректирующих решений, имеет свой готовый ответ.

Так как противником реформ в электроэнергетике выступает подавляющее большинство населения страны, включая ученых и работников средств массовой информации, то его мнение по классической схеме устройства современных обществ и должно торжествовать. Но по большому счету все-таки прав тот, на чьей стороне правда.

История знает множество примеров, когда мнению всех мог противостоять всего лишь один человек, чья позиция в конечном итоге оказывалась единственно верной.

Когда безысходность в условиях катастрофического дефицита государственной казны заставила короля Франции Людовика XVI назначить генеральным контролером финансов Анна Робера Тюрго, последний предупреждал: меня будут ненавидеть и проклинать ближние Ваши и народ, будут требовать моей отставки, – но дайте поработать всего один год.

Король, не выдержав всеобщей обструкции ученому, принявшемуся претворять в жизнь реформы, которые оказались непопулярными на всех уровнях французского общества конца восемнадцатого века, уволил его через девять месяцев. [32]

Но то, что он успел сделать за это время, в последующем дало свои благотворные плоды. Пример приведен в качестве справки, без намека на какие-либо исторические параллели. Пока еще трудно говорить, что выбранный путь кардинальных преобразований в мировой электроэнергетике был единственно правильным. Практикой это не подтверждено.

Но то, что в ситуации с реформированием отрасли в России не все так однозначно, не вызывает сомнений. Она кажется противоречивой только на первый поверхностный взгляд.

Институциональные аспекты реформ естественной монополии еще плохо изучены, но именно с точки зрения институционального анализа происходящее в отрасли вполне объяснимо.

По крайней мере, более или менее понятно массовое неприятие кардинальных преобразований.

Причем это касается не только реформ в электроэнергетике, но и экономики страны в целом.


Простой поверхностный анализ состояния российского общества позволяет делать вывод о несогласованности неформальной и вновь принимаемой формальной норм социального устройства.

Отрицательный поведенческий стереотип большинства во многом предопределяется инерцией действия институтов прежнего социально- экономического формата. И массовое сознание по-прежнему продолжает исходить из того представления нормы, которое формировалось в институциональной среде, все еще сохранившей более высокий уровень предпочтительности хотя бы по причине воздействия фактора пережитого опыта.

В свою очередь норма, являясь квинтэссенцией общественно значимых ценностей, и становится критерием общественного выбора.

Такой подход соответствует типологии социального действия, предложенной М.Вебером.

Он выделил четыре «идеальных типа» поведения.

1. Целерациональное поведение, что есть продуманное использование условий и осознанный выбор средств достижения поставленной цели.

2. Ценностно-рациональное поведение, предполагающее целеполагание, исходя из веры в самодовлеющие ценности (религиозные, эстетические, идеологические).

3. Традиционное поведение, при котором цели средства заданы извне, и в основу поведения положены привычка или обычай.

4. Аффективное поведение, не предполагающее выделение целей и средств и продиктованное эмоциональным состоянием индивидуума, его не- посредственными чувствами, ощущениями.

В непримиримом отношении к проводимым в электроэнергетике реформам сегодня в разной степени значимости проявляются второй, третий и четвертый типы поведенческих стереотипов.

Понятно, что импорт рыночных институтов не может происходить безболезненно и одномоментно. [33]

Направление социально-экономического развития страны, заданное революцией в начале 20 века, до сих пор не потеряло свою инерционность и спустя двадцать лет по-прежнему продолжает быть действенным фактором развития новой российской рыночной экономики.

И чем больше отрицательных моментов в практике реформирования электроэнергетики, тем дольше будет длиться стадия перехода в рыночную институциональную среду. А их, отрицательных моментов, накопилось действительно столь много, что массовое сознание вынуждено связывать торжество легитимности и справедливости только с идеологией социалистической экономики.

Вполне очевидно и то, что ценности, предопределяющие общественный выбор, символизируются, прежде всего, с отношениями собственности, которые были выработаны во времена, когда экономическая категория приобрела свои формы и содержание в институциональной среде, кардинально отличной от той, которую сегодня мы пытаемся создать.