ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 462

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка. 

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства. 

Рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей. Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики. 

На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. 

Сам рыночный механизм содержит в себе элементы: саморазвития и государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

Рыночное равновесие может быть устойчивым или неустойчивым. Устойчивым равновесием называется ситуация, когда рынок возвращается в состояние равновесия и при этом устанавливаются прежние равновесная цена и объем. Устойчивость, в свою очередь бывает абсолютной и относительной; локальной (колебания цен происходит в определенных пределах) и глобальной (устанавливаемой при любых колебаниях). Если после нарушения равновесия уровень цен и объем спроса и предложения изменяются, то равновесие называют неустойчивым.


    1. Разновидности рыночного равновесия, фактор времени (t)

    Различают три вида рыночного равновесия : мгновенное , краткосрочное и долгосрочное.

    Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

    Краткосрочное равновесие при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

    Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

    Фактор времени — учет времени, продолжительности экономических процессов, сроков выполнения работ как экономических факторов, влияющих на деятельность, ее результаты.

    Каждая фирма стремится достичь состояния равновесия, которое определяется условиями получения максимальной прибыли (при минимизации затрат).

    Фирмы, стремящиеся осуществлять производство с минимальными издержками, должны использовать переменные ресурсы в таких количествах, при которых отношение предельной нормы технологического замещения одного ресурса на другой равно отношению цен этих ресурсов.

    Увеличивающийся эффект роста масштаба производства характеризуется тем, что объем выпуска увеличивается в пропорции, которая превышает пропорцию увеличения затрат ресурсов: ленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том числе с посредниками (включая снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации).

    Структура «свободной оптовой цены предприятия» на продукцию производственно-технического назначения («СОЦП») имеет следующий вид:

    СОЦП = С + П + НДС + СН, где

    С — себестоимость изделия,

    П — прибыль от реализации изделий,

    НДС — налог на добавленную стоимость,

    СН — специальный налог.

      1. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и производителя.

      Мерой общественной выгоды служат понятия излишка потребителя и излишка производителя, введенные в экономическую теорию выдающимся английским экономистом А. Маршаллом.


      Излишек потребителя — это разница между ценой спроса, т. е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

      Излишек, получаемый производителями, представляет собой разницу между рыночной ценой, которую они подучили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

      Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного

      равновесия. Она иллюстрирует важное экономическое явление: цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу. На рынке совокупность индивидуальных решений продавцов и покупателей получает свое признание.

      При этом условия торговли корректируются до тех пор, пока эта совокупность не станет сбалансированной. А главное — конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений.

      Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем были готовы.

        1. Последствия введения акциза, распределение налогового бремени.

        Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на Тденежных единиц дороже. Объемы спроса и предложения уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается РS = P1 - Т. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.

        Распределение налогового бремени - распределение доли в оплате налога на продаваемый товар или услугу, приходящийся на потребителей или на производителей. 
        Если спрос относительно неэластичен, то бремя (косвенных) налогов в большей мере ложится на потребителя.

          1. Понятие эластичности спроса и предложения.

          Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью

          ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении (как правило, увеличении) цены на один процент.

            1. Эластичность спроса по цене, методы расчета.

            Эластичность спроса относительно цены (EDP) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:


            EDP = (ΔQ/Qd)/(ΔP/P)

            где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса; ΔP/P- относительное изменение цены. или

            EDP = %Qd/%P

            %Qd - изменение спроса в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

            или

            Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

            1. наличие заменителей (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;

            2. удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);

            3. размер дохода;

            4. качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);

            5. степень необходимости товара, универсальность товара;

            6. размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);

            7. психология покупателя.

            Эластичность спроса по цене в точке равновесия

            Эластичность спроса по цене в точке равновесия.

            E = - α х P / Q

            α - коэффициент наклона прямой спроса;  Р - равновесная цена, Q - равновесный объем.

            Коэффициент прямой эластичности спроса по цене

            Расчет коэффициент прямой эластичности спроса по цене можно сделать с помощью первой производной:

            Ed =dQ/dP · P/Q

              1. Эластичность спроса по доходу, методы расчета.

              ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ - мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

              Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

              • положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;

              • отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

              • нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

              Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

              • от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;

              • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;

              • от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

              Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

              где I – доходы потребителя; Q – объем купленного блага.

              • Если ej < 0, товар является низкокачественным , увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

              • Если > 0, товар называется нормальным , с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.


                1. Перекрестная эластичность спроса.

                Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.

                .

                Если , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

                  1. Интерпретация коэффициентов эластичности спроса по цене, по доходу, перекрестной.

                  Коэффициент эластичности спроса по цене


                  , где  - это цена, при которой мы считаем эластичность, а  - величина спроса при этой цене, а  - значение производной функции спроса при этой цене.

                  Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

                  где I – доходы потребителя; Q – объем купленного блага.

                  Коэффициент перекрёстной эластичности обозначается eij и рассчитывается по формуле:

                                                    

                   

                   Поскольку ,то формула принимает следующий вид:

                    1. Понятие функции полезности, общая полезность блага.

                    Фу́нкция поле́зности  экономическая модель для определения предпочтений экономических субъектов. Основополагающим условием концепта функции полезности является рациональное поведение потребителя, выражающееся в выборе из многочисленных альтернатив именно тех, которые выводят его на более высокий уровеньполезности. В микроэкономике концепт функции полезности служит для объяснения поведения потребителей и производителей, в то время как в макроэкономике им пользуются для изображения предпочтений государственных интересов. Первая производная функции полезности по количеству определённого блага  называется предельной полезностью этого блага. Предельная полезность выражает, сколько дополнительной полезности приносит дополнительная единица блага i. Предельная полезность, равная 0, означает достижение насыщенности.

                    Большинство функций полезности, рассматриваемых в экономике, имеют отрицательную вторую производную — закон убывающей предельной полезности.

                    Функция полезности может быть использована для определения спроса потребителя через решение задачи о максимизации полезности. Полученное решение носит название маршалловского спроса.

                    Полезность блага - способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В XIX в. была выявлена закономерность потребления последней части какого–либо блага, обладающей убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления  непрерывна ( и следовательно, дифференцируема в каждой точке). Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага А соответствует прирост общей полезности Б. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность  каждой дополнительной единицы блага наклонно уменьшается: А, В общ. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке С, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага  отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.