ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 447

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Предельная полезность блага. Первый закон Госсена.

    Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

    Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

    где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

    В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

    Термин «предельная полезность» был введён в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851-1926).

    Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

    Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.



      1. Максимизация полезности. Второй закон Госсена.

      МАКСИМИЗАЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (maximization of utility) Предпосылка неоклассической экономической теории, согласно которой индивиды и фирмы, исходя из имеющейся информации, максимизируют как полезность (utility), так и прибыли (profits). Хотя максимизация зависит от концепции рациональности (rationality), которая часто подвергалась сомнениям, само понятие максимизации оказалось чрезвычайно полезным в практической жизни, в первую очередь потому, что позволило экономистам ввести в экономические теории, на которых основывались общие теоретические положения и прогнозы, математические методы. Несмотря на то что многие специалисты подвергают эти методы сомнению, предлагаемые конструктивные альтернативы весьма немногочисленны.

      Максимизация Полезности - один из постулатов неоклассической экономической теории, согласно которому каждая отдельная личность или компания,организация, опираясь на имеющиеся возможности и информацию, старается извлечь максимальную пользу и прибыль.

      Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

      Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений спроса и ценообразования.


      Закон формулируется в предположении, что полезность по меньшей мере слабо квантируема, и таким образом в равновесной точке субъект будет распределять свои расходы таким образом, что отношение предельной полезности к цене (предельные издержки приобретения, англ. marginal cost of acquisition) будет одинаковым для всех товаров и экономических услуг:

      где

      • U — полезность

      • xi — количество i-го товара или услуги

      • pi — цена i-го товара или услуги

        1. Понятие кривой безразличия, карта кривых безразличия.

        КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ — кривая, построенная в координатах количество товара А — количество товара Б, точки которой отражают сочетание товаров, выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров (благ), обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.

        КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ — ряд, совокупность кривых безразличия, каждой из которых соответствует разный уровень полезности определенного товара. Такая карта характеризует предпочтения потребителей.

          1. Свойства кривых безразличия. Предельная норма смешения.


          Рассмотри свойства кривых безразличия:

          1.                 Кривая имеет отрицательный наклон, т.к. при постоянной полезности набора из двух товаров, чтобы увеличить количество одного товара в наборе, нужно отказаться от другого товара.

          2.                 Через любую точку в графическом пространстве можно провести соответствующую кривую безразличия. Так мы получим карту кривых безразличия.

          3.                 Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой представляет собой высокий уровень полезности.

          4.                 Две кривые безразличия не могут пересекаться и касаться друг друга.

          5.                 Форма кривой – она вогнута по отношению к началу координат. Это объясняется сокращением предельной нормы замещения (MRS):

          .

          MRS – это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара.  Знак «–» перед дробью необходим, чтобы значение MRS было положительно, т.к. ΔYотрицательно. 

          Предельная норма замещения - коэффициент, показывающий в какой пропорции одно благо замещается на другое благо при условии, что их общая полезность для потребителя остается без изменений. По мере сокращения блага его предельная норма замещения возрастает. 
          Условием экономической эффективности по Парето является равенство между предельной нормой замещения любых двух товаров и соотношением их цен.

            1. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии.


            Бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы).


            Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом: если потребитель весь свой доход (М) израсходует на покупку товара Х, то он сможет приобрести М/РХ единиц этого товара; аналогично для товара Y – М/ PY единиц.

            Из уравнения бюджетной линии видно, что бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Соотношение цен товаров РХ/РУ определяет угол наклона бюджетной линии, а отдаленность от начала координат – величина бюджета.

            Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

            Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.

            Если при фиксированных ценах на товары и неизменных предпочтениях потребителя его бюджет увеличивается (уменьшается), то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз).

            Если при фиксированном бюджете и неизменной цене товара Х цена товара У снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается (увеличивается), т.е. бюджетная линия повернётся относительно какой-либо точки её соприкосновения с осями координат.

            25. Равновесие (оптимум) потребителя.

            Среди всех доступных ему товарных наборов, расположенных в границах треугольника ОАВ, указанному требованию отвечает набор Е, находящийся в точке, где бюджетная линия АВ лишь касается кривой безразличия U2.

            Конечно, для потребителя более привлекательными являются товарные наборы, расположенные на кривой безразличия U3. Однако ограниченные размеры бюджета не позволяют ему «дотянуться» до этой кривой безразличия.

            Товарный набор Е для данного потребителя является оптимальным, поскольку он наиболее предпочтителен среди всех наборов, находящихся в границах треугольника ОАВ, представляющего реально доступную для данного потребителя область.

            Набор Е содержит XE единиц товара Х и YE единиц товара Y. В точке Е наклоны бюджетной линии АВ и кривой безразличия U2 совпадают.

            П оэтому применительно к точке оптимума потребителя можно записать:

                     

            Равенство следует понимать как свидетельство достижения потребителем наиболее предпочтительного, а, следовательно, наиболее полезного товарного набора при заданном бюджете. В связи с этим можно сказать, что равенство, выражающее условие, при котором потребитель достигает своего оптимума, в принципе тождественно равенству в количественной теории.

            С учетом этого равенства (1.20) можно записать:

                                        (1.21)

            После преобразования равенства (1.21) условие оптимума потребителя получает следующее выражение:


                                         (1.22)

            Как видим, формула (1.22) тождественна уравнению (1.14).

            26. Переменные и постоянные ресурсы. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства.

            Краткосрочный и долгосрочный периоды в производстве. При неизменном состоянии технологии фирма сможет поднять уровень производства, только если она сделает дополнительные вложения со стороны факторов производства. Но для того чтобы увеличить количество факторов, нужны деньги и время. Как правило, за короткие сроки фирма не в состоянии увеличить объем всех трех факторов. Даже если есть деньги, она может относительно быстро нанять дополнительных работников, но не может также быстро построить новый завод. Конечно, фирма знает свои возможности и внешние условия, в которых она работает, поэтому может составить план увеличения факторов производства. В этом плане может быть определен промежуток времени, в течение которого фирма увеличит объем одного или двух факторов, и промежуток времени, за который возрастут все три фактора. Соотношение между факторами на каждом этапе должно быть таким, которое обеспечит наибольшую прибыль. Методология поиска оптимальных соотношений зависит от того, каким количеством факторов можно варьировать. Если можно изменять все три фактора, подход один, а если только два — подход другой. Для того чтобы провести границу между этими двумя подходами, в экономике введены понятия краткосрочного периода и долгосрочного периода.
            Краткосрочным называется такой период, в течение которого хотя бы один фактор производства не может быть изменен. Те факторы, которые могут быть изменены в течение краткосрочного периода, называются переменными, а те, которые не могут быть изменены, — постоянными.
            Долгосрочным называется такой период, в течение которого все факторы производства могут быть изменены. Соответственно, все факторы производства в течение долгосрочного периода я^гяются переменными.
            Заметим, что реальная продолжительность краткосрочного периода оказывается разной для разных фирм и разных отраслей промышленности. Например, швейная фабрика может построить дополнительный цех и купить новое оборудование в течение нескольких месяцев, а для строительства морской нефтедобывающей базы требуются годы.

            27. Характеристика краткосрочной функции производства.

            Возможности изменения факторов производства имеют свои ограничения. Количества сырьевых и трудовых ресурсов изменить нетрудно. Однако изменение капитальных факторов (производственные мощности) в рамках того же временного интервала затруднено или невозможно.

            Поэтому для исследования влияния факторов на объем выпуска используются понятия краткосрочного и долгосрочного периода, а все факторы производства делятся на переменные и постоянные. Краткосрочный период - период, в течение которого хотя бы один фактор производства остается неизменным. Долгосрочный период - период, в течение которого могут быть изменены все факторы производства. Переменные факторы - это ресурсы, количества которых могут быть изменены в рамках краткосрочного периода. Постоянные факторы - это ресурсы, количества которых не могут быть изменены в рамках краткосрочного периода.


            Следует обратить внимание, что, хотя определения краткосрочного и долгосрочного периодов связаны со временем, их экономическое содержание обусловлено не временем, а реальными изменениями структуры производства. Поэтому, в силу технологических особенностей разных производств, временные рамки краткосрочного или долгосрочного периодов для каждого из них могут значительно различаться.

            Функция производства в краткосрочном периоде показывает выпуск, который может осуществлять фирма путем изменения количества переменного фактора при данном количестве постоянных факторов. Главная задача анализа производственного выбора в краткосрочном периоде - определить влияние изменений каждого отдельного переменного фактора на объем выпуска продукции, т.е. выявить его эффективность. Для этого используются показатели совокупного, среднего и предельного продуктов от переменного фактора, считая влияние остальных фиксированным.

            Совокупный продукт (ТРx) от переменного фактора х - это общий объем выпуска при данном количестве переменного фактора. Средний продукт (АРx) - показывает объем выпуска, приходящийся на единицу переменного фактора. АРх = ТРх/Х. Предельный физический продукт (МРх) - характеризует прирост общего продукта за счет единичного увеличения переменного фактора. МРх = ∆TPx/∆I или МРх = dTP/dX, то есть равен первой производной от производственной функции.

            28. Производственная функция длительного периода. Изокванта

            Изокванта - кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.

            Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции.

            Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.

            Изокванты выпуклы в направлении начала координат, поскольку хотя факторы могут быть заменяемы один другим, однако они не являются абсолютными заменителями.

            Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при выпуске заданного объема продукта и отражает то, насколько легко один фактор может быть заменен другим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.