Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (исследование франчайзинга, как особого вида вертикальных ограничений, и его особенностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Франчайзинг - является такой организацией бизнеса, в которой компания (именуемая франчайзор), определенному независимому человеку, передает (или компании (именуемой франчайзи)) право на осуществление продаж продуктов, или услуг, предоставляемых данной компанией. Франчайзи в свою очередь, обязуется производить продажи предоставленного продукта (услуг), по договоренным с франчайзором условиям. Помимо этого, франчайзор и франчайзи, обговаривают оптимальные правила для ведения бизнеса. Франчайзи при этом, в качестве обмена на осуществление обговоренных и установленных требований, получает возможность использовать имя компании, ее репутацию, сам продукт (услугу), маркетинговые технологии, различные экспертизы, а также механизмы по поддержке. [13, с.256] Для получения всех необходимых прав и привилегий, франчайзи, в адрес франчайзора, производит внесение первоначального взноса. В последующем, он производит оплату ежемесячных взносов. Данная ситуация, в определенном смысле, представляет собой аренду. Такой вывод основан на том, что франчайзи, никогда не может выступать, как полноценный владелец товарного знака. Ему всего лишь принадлежит право на использование товарного знака, на тот промежуток времени, который связан с выплатой ежемесячных взносов. Суммы данных взносов, оговариваются во франчайзинговом договоре (контракт). Данные условия, являются предметом переговора. Франчайзи, передается франчайзинговый пакет. Это полный набор документов, необходимый для ведения бизнеса. Он позволяет соответствующему предпринимателю, производить операции с бизнесом, чтобы он становился успешным. Стоит отметить, что предприниматель может не иметь предварительного опыта, или строго определенных знаний, относящихся к этой сфере. [14, с.152]

Франчайзор - это та компания, которая выдает лицензию, или передает право использования, своего товарного знака (новой технологии, операционных систем). Для примера, франчайзором, были созданы успешные продукты (услуги), например, новый аппарат, для кафе быстрого питания. Франчайзором, проводится исследование и развитие бизнеса, вкладываются средства, необходимые для продвижения бизнеса, и создается хорошая репутация, а также узнаваемый имидж. Созданный, и узнаваемый повсеместно имидж, называется - «брэнднэйм» (ну или товарный знак). По окончании всех действий, когда работоспособность идеи была доказана компанией, и отлажен процесс изготовления и применения аппарата, она может начать распространять предложения, всем предпринимателям, которые желают повторить аналогичный успех. То есть, компания предлагает купить у неё франшизу.[15, с.336]


Франчайзи - это тот человек (или компания), покупающая возможность на обучение (или помощь, при создании бизнеса) у франчайзора. Франчайзи, выплачивает сервисную плату (роялти). Он платит за то, что использует товарный знак (новую технологию, систему по ведению работ франчайзора). Франчайзи, сам оплачивает те издержки, которые были затрачены на создание выстраиваемого им бизнеса. Зачастую, франчайзор, на важные расходные материалы и оборудования, предоставляет ощутимые скидки. Эти скидки, дают возможность франчайзи, закупать необходимый товар и оборудование у франчайзора (по весьма низкой цене). В результате этого, данные товары, будут стоить намного дешевле, чем выстраивать новый бизнес без франчайзора. Франчайзи, производит первоначальный взнос, в счет оплаты оказанной помощи, направленной на создание и открытие бизнеса. [7, с.144] Он принимает на себя, все обязанности, связанные с выплатой ежемесячных взносов. Этими взносами, он оплачивает права на использование торговых знаков, а также бизнес систем, и такие услуги как поддержка, обучение, консалтинг, предоставляемые франчайзором. В той ситуации, при которой все осуществляемые мероприятия будут иметь успех, осуществление франчайзи бизнеса, будет считаться успешным. Та прибыль, которую он будет получать, превзойдет его издержки. [14, с.152]

Фриншиза, как уже указывалось выше, является полной бизнес системой, продаваемой франчайзором франчайзи. Франчайзинговй пакет, это аналогичное название данной системы. В него по общему правилу включаются: пособия (на осуществление работ), и другие важные материалы (принадлежащие франчайзору). [15, с.336]

Во франшизу, можно превратить абсолютно любой бизнес. Международной Ассоциацией Франчайзинга, на сегодняшний день, выделено около 70 отраслей хозяйства, пригодные для использования существующих методов франчайзинга. [16, с.199]

Франчайзинговые взаимоотношения для обоих субъектов, могут оказаться весьма прибыльными. Франчайзи, довольно сильно заинтересован, в осуществлении максимальных продаж имеющейся продукции. При этом, он рассчитывает произвести меньше трат. Ему, необходимо следовать, правилам ведения бизнеса, установленными франшизой. Также, он должен участвовать как рекламных, так и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзором, последовательно осуществляется деятельность, направленная на то, чтобы лидировать в конкурентной борьбе (для одного франчайзи, такое сделать было бы достаточно трудно. Для франчайзи, осуществляется необходимая поддержка, со стороны франчайзора. Это делается для того, чтобы у франчайзи, была возможность уделить все свое внимание, ежедневным операциям.


Абсолютно любое лицо, которое готово закупить франшизы, должно обозначить для себя пункты, которые для него будут приемлемыми. В тот момент, когда франчайзор берет на себя обязательства для исполнения к франчайзи, а франчайзи в качестве предпринимателя, то франчайзор должен следует обговоренному правилу. Согласно данному правилу: франчайзор, полностью доверяет франчайзи. Франчайзи в свою очередь, выступает как хорошее вложение средств, для франчайзора. Франчайзор подразумевает, что франчайзи со своей стороны, будет соблюдать обговоренные условия франшизы. Согласно этого, он обещает при соблюдении установленных правил франчайзи, на протяжении всего действия франшизы, защищать бизнес франчайзи. [17, с.302]

В американской доктрине франчайзинга, франшиза, определяется в качестве: “преимущественного права, на использование торгового знака, а также других эмблем (символов, включающая также дизайн, логотипы). Также, к этому списку можно отнести различные материалы, которые необходимы для идентификации, применяемые методы рекламирования, и завоевания общественной известности.

Логотип, от англ." logo" . Этот термин обозначает эмблему организации, используемую на тех материалах, которые ей выставляются. Франшиза в этом случае, выступает в качестве комплексом исключительных прав, состоящего из:

- прав выступать под фирменным наименованием (и/или коммерческим обозначением) принадлежащим франчайзору;

- прав на товарные знаки (торговые марки, логотипы и т.п.);

- прав на использование информации, которая относится к разряду коммерческих, и принадлежит франчайзору. [19, с.47]

Французской ассоциацией франчайзинга, франшиза рассматривается как: “сотрудничество между предприятием - которое является франчайзором, и одним (или несколькими) предприятием- которое является франчайзи. В итоге, предприятие-франчайзор, осуществляет распоряжение товарным знаком (знаками обслуживания, вывеской, новыми технологиями). Франчайзи в свою очередь, должен предоставленные привилегии, использовать при помощи единообразной эксплуатации, в полной мере контролируемой франчайзором. В данном случае, предоставление франчайзором, определенного нововведения, выступающего в качестве франшиза, должно являться: "специфическим, испытанным, передаваемым". Этого можно добиться благодаря решению суда. [8, с.192]

" British Franchise Аssociation " (Британская франчайзинговая ассоциация, (БФА), была создана в 1977 году. Она определение франшизы, дает как- лицензия, выданная одним лицом (франчайзором), для другого лица (франчайзи).


Данная лицензия:

а) предоставляет права для (или обязывает) франчайзи, заниматься в деятельностью на период действия франшизы. При этом, он имеет право использовать специфическое наименование, принадлежащее (или ассоциируемое), с франчайзором;

б) позволяет франчайзору, беспрепятственно осуществлять контроль за качеством по ведению бизнеса франчайзи (являющегося предметом франшизы), на протяжении всего периода действия франшизы;

в) заставляет франчайзора предоставлять для франчайзи, необходимую и всестороннюю помощь, на период ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы. Например, оказывать помощь, в организации предприятия, обучении персонала, управлении продажами, освоения новой техники и т. п.;

г) обязывает франчайзи, на регулярной основе, на срок действия франшизы, выплачивать оговоренные денежные выплаты франчайзору. Такие выплаты, должны идти на оплату франшизы (или товаров и услуг, предоставляемых франчайзи франчайзором);

д) не выступает как обычная сделки, заключаемая между холдинговой, и ее дочерней компаниями, или между частным лицом, а также компанией. [7, с.144]

Принимая во внимание вышесказанное, франшиза - в первую очередь представляет собой, контракт, с выраженными условиями для того, чтобы вести бизнес (с правом на возмездное использование торгового имени, и фирменных технологий франчайзора). [9, с.336]

1.3. Виды франчайзинга

В нынешнее время, выделяется три основных вида франчайзинга. [10, с.224]

Первый вид- товарный франчайзинг. Некоторые специалисты, называют его- «франчайзинг продукта». Этот вид франчайзинга, представляет собой сферу торговли, по продаже готового товара. В таком франчайзинге, в качестве франчайзера, по общему правилу, выступает тот производитель, продающий законченный продукт (или же полуфабрикат), для дилера. В качестве дилера, выступает франчайзи. Он производит предпродажное, и послепродажное обслуживание тех покупателей, которые приобрели продукцию у франчайзора. Франчайзер, обязан отказаться от продажи тех товаров, которые реализуют конкуренты франчайзора. Данное правило, выступает в качестве существенного содержания взаимных отношений партнеров, таких как франчайзор и франчайзи. [12, с.336]

Такой вид деятельности, подразумевает покупку у ведущей компании, права продажи товаров. Это будут те товары, на которых поставлена торговая марка ведущей компании. Франчайзи в такой ситуации, производит закупку товара у франчайзора. В результате этого, происходит перепродажа франчайзи тех товаров, которые принадлежат франчайзору, от его имени. В других ситуациях, ведущая компания, которой является франчайзор, также имеет отношение оплате гарантийных услуг, и возмещению тех расходов, которые были направлены на проведенную совместную рекламу. Как следует из практики, для товарного франчайзинга, является характерной довольно узкая специализация франчайзи (концентрирующаяся на реализации одного определенного вида товаров, или услуг). [13, с. 256]


Как упоминалось выше, в США франчайзинг стал востребованым в начале XXвека. Он использовался главным образом, как эффективнй способ реализации машин и бензина. На сегодняшний день, франчайзинг, стал использоваться немного в другом контексте, на уровне распределителей (или как их называют- "дистрибьюторы"). Данный подход, способен предоставить производителям гарантии, связанные с тем, что товары которые им принадлежат, попадут к покупателям в таком же состоянии (виде, комплектности), в котором они были выпущены им. Наряду с этим, имя и торговая марка, получают достаточно большое распространение, принося конечным потребителям все выгоды. Согласно действующему американскому законодательству, автомобильные компании, и компании производящие бензин, не могут считаться франчайзорами. В то же время, многие другие компании, достаточно широко, используют франчайзинг, для осуществления распространения и распределения имеющихся у них продуктов (товаров). Такой способ по ведению бизнеса (в котором франчайзи, у ведущей компании, покупает права на продажу товаров, с торговой маркой (принадлежащей компании). Такая деятельность- называется "Товарный франчайзинг". Такой вид франчайзинга, на сегодняшний день, используется несколькими компаниями. Для примера, компаниями производящая автомобильные покрышки. В тех условиях, в которых товары, а также услуги, не имеют своих торговых марок, они в данную категорию включены быть не могут. [3, с.40]

Вторым видом, является - "Производственный франчайзинг". Это вид франчайзинга, предоставляющий права на производство товаров. Фирма использующая этот вид франчайзинга, владеет технологией изготовления определенного продукта, она продает местным (возможно региональным заводам), необходимое сырье, для изготовления продукта. Для примера: завод разливающий безалкогольные напитки. [4, с.27]

В этой ситуации мелкая фирма, не только работает под торговой маркой франчайзора, но также, она осуществляет реализацию его продукции (услуг). Также, эта маленькая фирма, включается в полный цикл хозяйственной деятельности, проводимой крупной корпорацией. В тоже время, выполняет наравне требования по соблюдению технологического процесса (стандартов качества, обучения персонала, и выполнения плана продаж, осуществления оперативной отчетности), которые равны с корпорацией. Такой фирмой, предусмотрен тесный контакт франчайзора с франчайзи. Также, полностью детализирована, регламентация деятельности, высокая степень ответственности, которая есть у малого предприятия. [6, с. 210]