Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (исследование франчайзинга, как особого вида вертикальных ограничений, и его особенностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой вид франчайзинга, выступает как наиболее широко представленный, в сфере производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных заводов по розливу (или региональных), и упаковочных заводов, выступает в качестве франчайзи. Как франчайзи, они выступают от основной компании. В итоге, американская корпорация, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, на российском рынке, уступает только своему давнему конкуренту, являющемуся корпорацией "PepsiCo". "Coca-Cola", свои активные действия, начала на российском рынке в 1995 году. При помощи разработки программы, связанной с созданием нескольких заводов, которые ориентированы на выпуск напитков "Coca-Cola", в наиболее крупнонаселенных городах России, эта фирма стремилась занять лидирующие позиции. В два проекта, реализовавшихся в Башкирии и Екатеринбурге, данная компания инвестировала 30 млн. долларов. Необходимо отметить, что существующая компания, направленная на организацию выпуска продукции, построена весьма не обычно. Вложение инвестиций проводится не самой компанией "Coca-Cola", а её непосредственным партнером, в лице "Inchape Plc" (с привлечением российских инвестиций). По своей сути, реализуется создание достаточно крупной сети заводов, которая основывается на франчайзинговом договоре, основываясь на котором, компания "Coca-Cola", для новых предприятий, осуществляет передачу технологий, и различных концентратов. Оперативное управление заводами, осуществляют предприятия "Inchape". Кроме этой компании, заводами управляют партнеры в России. На основе этого невзирая на то, что "Coca-Cola", не вкладывает самостоятельно инвестиции (а предоставляет возможность это делать "Inchape"), совместно с партнерами, производит контроль за развитием предприятий. Существующему и налаженному опыту компании, последовали также другие компании, которые продают концентраты, и другие продукты, являющиеся необходимыми, для производства продукции местными разливочными компаниями. Местные разливочные компании, производят смешивание концентратов, с другими составными продуктами. После этого, полученную смесь, они разливают по бутылкам (или банкам). И в последствии, осуществляют распределение продукции по местным дилерам. Естественным является то, что товар, находящийся в наличии в Нью-Йорке, ни по каким критериям, не должен отличаться от того товара, который продается в другом города. [9, с.336]

Третьим видом, является- "Деловой франчайзинг" или «франчайзинг бизнес-формата». Используя этот способ, франчайзором, осуществляется продажа лицензии, для частных лиц (других компаний). Это лицензия на право открыть магазины, киоски, или целые сети магазинов, необходимые для осуществления продаж покупателям, определенного набора продуктов (услуг), от имени франчайзора. [8, с.192]


Это своеобразный франчайзинг на вид деятельности. Другими словами, включение малого предприятия, в полный производственно-хозяйственный цикл, который происходит в крупной корпорации. Такой вид, выступает как едва ли, не самый используемый вид франчайзинга. В данном виде, продается ведущей фирмой лицензия желающим частным фирмам (компаниям). Это правило касается открытия собственной фирмы, которая ориентирована на продажу продуктов, а также услуг, от имени франчайзора. [2, с.187]

В деловом франчайзинге, необходимостью является осуществление франчайзи оплаты постоянных взносов, и осуществления взносов, в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Основные фонды, могут быть сданы в аренду франчайзором в адрес франчайзи. Он располагает правом на выступление в качестве поставщика, для своих франчайзи, работающих с ним. [7, с.144]

Бизнес-формат, с учетом размеров первоначального капитала франшизы, может быть подразделен на следующие основные подгруппы:

1) франшиза рабочее место - это рабочая франшиза ("Job franchise"). В ней, создается хорошо обустроенное рабочее место, необходимое для предпринимателя. Основными необходимыми инвестициями, являюется покупка прилавка-фургона;

2) франшиза-предприятие - это коммерческая франшиза ("Business franchise"). Она требует, более крупные инвестиции, необходимые для вложения в производственное оборудование, и наличия рабочих помещений, а также дополнительного наемного персонала;

3) инвестиционная франшиза ("Investment franchise"). Её основной целью, выступает первоначальная сумма инвестиций. [10, с.224]

Необходимо выделить, одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Им, выступает Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под ведением данной организации, находится сеть следующих ресторанов: "Комбис", "Ростикс", "Патио Пицца", "Артистико", "Санта Фе", "Американ Бар & Гриль". [11, с.136]

Стоит отметить, что существует большое количество вариантов классического франчайзинга. наиболее часто используемыми, выступают:

- региональный франчайзинг;

- суб-франчайзинг;

- развивающийся франчайзинг.

Франчайзи в каждом из данных случаев, получает все преимущества, зачастую связанные с франчайзингом. Для примера, использование принадлежащей франчайзору торговой марки, логотипа, его системы бизнеса, первоначального обучения, выбора места, установки и обслуживания аппаратуры, и т. д. [13, с.256]


2. Франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений

2.1 Вертикальные ограничения.

Фирма может считаться как вертикально интегрированная в том случае, при котором она будет включать более одной стадии для производства конечной продукции. Такая ситуация, является противоположностью не интегрированной фирме, осуществляющей приобретение сырья, а также материалов, для товара который производится. [12, с.376] В экономической теории, различают два типа по вертикальной интеграции:

- Интеграция «вперед». Данная интеграция, включает в себя, процесс приобретения фирмой, разных предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации тех продуктов, которые производятся;

- Интеграция «назад». Данная интеграция предполагает собой приобретение фирмой, предприятий, являющихся поставщиками ресурсов.

Наряду с этим, также не интегрированной фирмой, могут заключатся долгосрочные контракты не только с поставщиками, но и с покупателями. В данных контрактах, помимо цен, оговоренными могут быть разные особые условия, которые касаются поставок, а также реализации произведенной продукции. Помимо этого, оговоренными могут быть нормы запасов, являющимися минимальными (или максимальными), цена для перепродажи, и т.д. Такие виды контрактов, называются - "вертикальные ограничения". [15, с.336]

Фактом является то, что вертикально интегрированная фирма, предусматривает сочетание в себе, двух типов контроля. Это контроль над собственностью предприятий, принадлежащих разным стадиям технологической цепочки, и над поведением данных предприятий. Согласно практике, могут существовать данные виды контроля, в относительной независимости друг от друга. Вертикальный контроль над собственностью, в системе холдинга, является возможным, фактически без контроля над поведением. В тоже время, за рыночным поведением формально самостоятельных предприятий, может производится контроль, при отсутствии контроля над собственностью. В последнем случае, идет речь о вертикальной квазиинтеграции (вертикальном контроле). Он, не закреплен отношениями собственности. [20, с.156]

Необходимо отметить, что существующие способы возникновения квазиинтегрированных объединений, являются различными. Они напрямую зависят, от конкретных особенностей экономической системы. Контроль над поставками ресурсов, и реализацией продукции фирмы, при переходной экономике, может быть более эффективным, чем осуществляемый контроль над ее собственностью. На множестве монополистических рынков, может возникнуть вертикальная квазиинтеграция, относящаяся к промежуточной продукции. Для примера, контракты на субподряд, подчиняющие политику мелких производителей, имеющимся интересам крупных покупателей. Данными контрактами, обеспечивается вертикальный контроль, за поведением субподрядчиков. К вертикальным ограничениям, можно отнести:


- контракты давальчества,

- контракты толлинга,

- контракты франчайзинга,

- всевозможные альтернативные формы расчетов.

Для того, чтобы более подробно и развернуто раскрыть тему курсовой работы, рассмотрим два весьма похожих вида вертикальных ограничений, в сравнении. [7, с.144]

2.2. Толлинг, как вид вертикальных ограничений.

Толлинг. Это особый тип вертикальных ограничений. Толлинг, переработкой необходимого сырья для продукции, на давальческих началах. Такие отношения, являются принятыми во всем мире, всеми компаниями. [19, с.47]

Толлинг, рассматривается как вид взаимоотношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами. Эти лица, являются владельцами сырья (или толлингерами). Они передают данное имущество, для предприятия-переработчика. В этом случае, владелец сырья, в качестве результата, получает готовую продукцию. Таким образом, осуществляется возмещение суммы понесенных издержек, которые были связаны с переработкой. Таким же образом, толлингер, получает согласованный процент доходности. Наряду с этим, договором может быть предположено, право собственности не только на сырье, но также и на саму готовую продукцию, которая может остаться за владельцем данного сырья. [18, с. 202]

Причины использования толлинга, являются разнообразными. В качестве главной причины, может выступать возможность свободного перераспределения прибыли, поступающей от поставщика к переработчику. Толлинг, является значительным стимулом, имеющимся у переработчика. Данным стимулом, выступает повышение качества по переработке сырья, сокращения потерь сырья во время производства, и повышение объема по выходу готовой продукции предприятия. В ситуации, в которой нормы по выходу готовой продукции могут фиксироваться, то часть, которая станет сверхнормативной, будет выступать как чистая прибыль переработчика. [20, с.166]

На практике, во время применения толлинга, могут быть использованы, четыре основные формы, которые связаны, с оплатой услуг на переработку сырья:

- Оплата сырьем. Данная форма, отличается тем, что определенный процент сырья, в качестве платы за переработку, получается переработчиком;

- Оплата готовой продукцией. Такая форма оплаты, подразумевает то, что определенный процент, может быть удержан из той продукции, которая произведена. Такая ситуация происходит, в счет оплаты за переработку;


- Оплата деньгами. В том случае, когда отсутствую сложности, которые связаны у поставщика сырья с реализацией готовой продукции;

- Оплата, как таковая отсутствует. В случае такой формы оплаты, норма выхода готовой продукции может быть занижена на определенный процент. Данный процент, будет высчитываться таким образом, чтобы его сверхнормативная часть (остающаяся у переработчика), сможет ему скомпенсировать те расходы, которые связаны с переработкой. Необходимо отметить то, что довольно часто, такая форма, не используется на тех предприятиях, у которых есть легальная бухгалтерия.

Противоречивыми являются, недостатки и преимущества, имеющиеся у толлинга. (табл. 1).

С позиции институционального анализа, использование толлинга, можно объяснить как особую форму по сокращению или устранению тех издержек, которые связаны с заключением контрактов. Это могут быть: внешние транзитные и рекламные издержки, связанные с информацией, и обеспечением контрактов. [16, с.199]

Таблица 1

Преимущества и недостатки толлинга

Преимущества

Недостатки

Предоставляет возможность загрузить производственные мощности предприятий, предоставляет им финансовые средства (в том числе, для выплаты заработной платы)

Учитывая то, что основная часть прибыли достается толлингеру, у переработчика нет возможность сформировать свои собственные средства.

Приводит к снижению социальной напряженности в определенном регионе. Способствует поступления средств в бюджет.

В случае применения бартерных схем, не приводит к развитию денежных взаиморасчетов между организациями (предприятиями)

Помогает развитию конкуренции, расширяет возможности по выходу на различные рынки определенных товаров

Помогает предприятиям уйти от налогов и налоговых платежей

Способствует высвобождению у переработчика части оборотных средств, уменьшает страховые запасы по сырью.

Действующий льготный таможенный режим, предоставляет возможность вывести капитал за рубеж (для алюминиевой промышленности РФ)

Юридически защищает право собственности толлингера, на сырье, в случае ареста за долги имущества переработчика

В длительном плане, использование толлинга, в качестве основной формы, оказывает воздействие на смены целей и стратегии предприятия, уменьшению конкурентоспособности продукции

Дает возможность толлингеру, закреплять цены на готовую продукцию, которая выработана из его сырья