Файл: "Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Существуют экономические рычаги, посредством которых государство оказывает влияние на рыночную экономику, среди которых немаловажную роль играют налоги. Любым государством в условиях рыночной экономики используется налоговая политика как определенный регулятор оказания воздействия на негативные явления рынка. Сами налоги, собственно как и налоговая система в целом, выступают в качестве мощного инструмента управления экономикой в рыночных условиях.

Банковскую систему необходимо рассматривать как одно из основных звеньев в структуре рыночной экономики, которое способствует активному становлению и развитию государства. Неотъемлемой частью финансового сектора являются коммерческие банки. В качестве основной функции коммерческих банков выступает перераспределение капиталов, повышающих общую эффективность производства в стране. Осуществляя свою специфическую деятельность (привлечение вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными бумагами), кредитные организации, а именно, банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, имущество, добавленную стоимость и т.п.).

Тем не менее, налогообложение банков имеет собственные отличительные черты, связанные со спецификой банковской работы. Такого рода особенности отражаются на элементах процесса налогообложения, таких как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса, и вместе с тем постоянные изменения в области законодательства подчеркивают актуальность выбранной темы квалификационной работы.

Основной целью работы является анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
  • охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
  • показать основные налоги, перечисляемые банком в федеральный, региональный и местный бюджеты;
  • рассмотреть проблемы совершенствования налогообложения коммерческих банков.

Предметом исследования является – системы налогообложения банка.


Объектом исследования является ОАО «Альфа-Банк».

ОАО «Альфа-Банк» – универсальный банк, оказывающий широкий спектр услуг для корпоративных и частных клиентов.

Методологической и теоретической базой данного исследования являются законодательные и нормативные акты, данные консолидированной финансовой отчетности, бухгалтерского баланса и сведений для акционеров выбранной организации, публикации российской финансовой и экономической прессы, электронные ресурсы по выбранной тематике, материалы семинаров, учебные пособия, а также результаты исследований.

1.Особенности действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков

1.1 Банк как участник налоговых отношений

Отношения, которые возникают между государством в лице его органов законодательной и исполнительной власти и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного государства, и вместе с тем, в процессе осуществления государством налогового контроля, обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий либо бездействия должностных лиц этих органов, носят называние налоговых отношений.

Лица, которые являются участниками налоговых отношений, делятся на две ведущие группы:

1. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, вводящее какие - либо налоги и сборы, взимающее их и контролирующее верность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты разных уровней.

2. Хозяйствующие субъекты, а именно налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, обязанные в силу закона осуществлять исчисления и своевременное перечисление налогов и сборов в соответствующие бюджеты [10, c. 5].

Банк в качестве участника налоговых отношений можно отнести ко второй группе.

Банк представляет собой особый кредитный институт, который специализируется на аккумулировании денежных средств и размещении их от собственного имени для извлечения прибыли. Главное назначение банков - посредничество в платежах и в кредите [8, c. 6].


Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395–1 «О банках и банковской деятельности» дается такое определение: «банк является кредитной организацией, имеющей исключительное право на осуществление в совокупности следующих банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» [3].

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) под понятием банк понимаются коммерческие банки и прочие кредитные организации, которые имеют лицензию Центрального банка Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики безналичные расчеты между хозяйственными субъектами, а именно участниками налоговых отношений II группы, производится посредством открытых ими в банках счетов.

Функцией посредничества банков в кредите обеспечивается продуктивное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на таких принципах как: возвратность, срочность и платность.

Банками не только формируются собственные ресурсы, привлекая денежные средства населения и аккумулируя свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, которые непосредственно являются участниками налоговых отношений II группы, но также и предоставляется гарантия внутреннего накопления средств с целью развития экономики страны.

Непосредственно этим определено особое внимание государства к банковской системе как таковой, в процессе проведения государством собственной финансовой, а также бюджетной и налоговой политики.

Коммерческий банк выступает в качестве особого кредитного института, специализирующегося на накоплении денежных средств и размещении их от собственного имени для получения прибыли. Банковскому сектору отводится важная роль в системе государственного регулирования экономики. Кредитные организации выступают в качестве одних из крупнейших налогоплательщиков, следовательно государством уделяется больше внимания данному вопросу.

Системой налогообложения коммерческих банков обеспечивается устойчивость и стабильность функционирования банковской системы и отражается воздействие налогообложения коммерческих банков на гарантию экономического развития страны. Банки выступают в качестве составляющей целостного экономического механизма, в качестве основного сектора экономики, эффективное развитие которых положительным образом отражается на экономике.


В налоговой системе банки выполняют тройную роль. Во-первых, они выступают как самостоятельные плательщики налогов и на общих правилах осуществляют отчисления в бюджеты государства. Вместе с тем, банки - это посредники между государством и налогоплательщиками, как следствие осуществляются переводы налоговых платежей именно на счета государства. Также, они выступают в качестве налоговых агентов, осуществляя при этом удержание налогов из денежных средств, которые выплачиваются налогоплательщиками, и перечисляются в бюджет.

От таких качеств как своевременность и ответственность банка в качестве посредника зависит пополнение бюджета государства. Вместе с тем на банки обязаны выполнять функции по осуществлению валютного и налогового контроля. На банки возлагается ответственность за соблюдение установленного порядка открытия счетов, предоставление информации об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях клиентов, своевременное исполнение поручений о перечислении налогов и сборов, поручений о приостановлении операций по счету клиента.

Формирование налоговой политики и механизма налогообложения осуществляется под воздействием ряда факторов. Анализ налогового потенциала банков важен с точки зрения последующего обоснования методологических подходов к налогообложению данного рода организаций, и вместе с тем усовершенствования действующей системы налогообложения. Для осуществления анализа понятия «налоговый потенциал банка» необходимо рассмотреть различные подходы к определению термина. Важным фактором является отсутствие определения понятия «налоговый потенциал» и на законодательном уровне. Непосредственно сам термин можно встретить в различного рода нормативно-правовых документах и также в Бюджетном кодексе Российской Федерации, тем не менее, ни в одном документе нет конкретного определения налогового потенциала. В бюджетном кодексе Российской Федерации налоговый потенциал приравнивается к налоговой базе.

Под понятием налогового потенциала понимается максимальный объем налоговых поступлений, собранный на территории региона за конкретный промежуток времени в пределах действующего законодательства при оптимальном использовании финансовых, природных, производственных и демографических ресурсов региона, и вместе с тем при учете осуществляемой региональной налоговой политики. В указанном определении приводится перечень факторов, которые составляют основу налогового потенциала региона.


Немаловажной составной частью исследования содержания налогового потенциала банка выступает изучение факторов, которые оказывают влияние на уровень и развитие банка.

На формирование структуры налогового потенциала коммерческих банков влияет определенный комплекс факторов.

Их приблизительный состав представляется следующим образом:

1. политические факторы;

2. экономические факторы

Экономические факторы делятся на внутренние факторы и внешние факторы.

Внутренние факторы это: налоговая политика, уровень развития экономики, уровень деловой активности, отраслевая структура экономики, инвестиционный климат.

Внешние факторы представляют:

  1. объем внешнеэкономической деятельности России: объем экспорта (импорта) и их товарную структуру, уровень цен на мировых товарных рынках и пр.;
  2. финансово-банковские факторы;
  3. административные или факторы налогового администрирования. К такому виду факторов имеет отношение степень эффективности налогового контроля;
  4. социальные факторы;
  5. информационно-технологические факторы.

Воздействие каждого фактора на налоговый потенциал конкретной кредитной организации является косвенным, по той причине, что сам фактор отражает сущность механизма государственного экономического регулирования на уровне государства и глобальные перемены в мировой экономике. Следовательно данные факторы классифицируются как внешние.

На налоговый потенциал банков в основном влияют внутренние факторы, формирующиеся в качестве результата общего управления коммерческого банка, с одной стороны, и как сложившийся механизм реализации его налогового менеджмента – с другой стороны. Внутренние факторы, которые формируются как результат организации управления коммерческого банка, делятся на две группы:

  1. факторы, которые определяются структурой коммерческого банка;
  2. факторы, которые определяются видами деятельности и спецификой банковских продуктов [14, с. 63].

В качестве цели налогового потенциала банка выступает минимизация налоговых рисков.

Достижение этого возможно, опираясь на принцип эффективного развития налоговой базы при оптимальном налогообложении.

Налогообложению коммерческого банка отводится важная роль в проведении финансовой политики государства, которое призвано обеспечить:

  1. Фискальную политику, заключающуюся в накоплении финансовых ресурсов на разных уровнях управления, таких как: федеральная, региональная и местная.
  2. Взаимоотношения предприятий и организаций с бюджетом.
  3. Защиту интересов предприятия и покупателей в условиях рыночной экономики [11, c. 223].