Файл: "Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, ведущая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений состоит в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.

Банки выступают в качестве непростых участников налоговых правоотношений, которым отводится особая роль в финансово-кредитной сфере и экономической системе страны. Посредническая миссия банков в экономической системе предоставляет возможность налоговым органам в установленном порядке пользоваться банковской информацией с целью проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, принуждения налогоплательщика выполнять собственные обязательства перед государством и его бюджетной системой.

1.2 Элементы, принципы и процесс налогообложения банков

Коммерческие банки как субъекты налогового права выступают в качестве плательщиков налогов и на них возлагается ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

Налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, который взимается органами государственной власти разных уровней с организаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги важно отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а выступает как условие совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

1. Непосредственно как самостоятельный налогоплательщик; Налогоплательщик является организацией либо человеком, на которого законодательно возлагается обязанность уплаты налогов и (либо) сборов.

2. В качестве посредника между государством и налогоплательщиками, посредством которого производятся финансово-хозяйственные операции другими налогоплательщиками (предприятиями, организациями, гражданами) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, включая необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет.


3. Как налоговый агент

Налоговый агент является лицом, на которое в соответствии с Кодексом возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Коммерческие банки как налогоплательщики обязаны:

– уплачивать законно установленные налоги;

– вставать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов);

– предъявлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговую декларацию;

– предъявлять налоговым органам документы, необходимые для начисления и уплаты налогов;

– в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих получение дохода.

У коммерческих банков, как налоговых агентов, существуют следующие обязанности:

1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет;

2. Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщиком доходов;

3. Письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика, в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

4. Предъявлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления [9, c. 25].

Коммерческие банки, являющиеся посредниками, имеют такие обязанности как:

1. Обязанности, которые связаны с учетом налогоплательщиков;

2. Обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов;

3. Обязанности по предоставлению операций по счетам организаций и ИП.

Рассматривая банки в качестве самостоятельных налогоплательщиков, нужно обозначить ряд основных элементов налогообложения, а именно, отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которыми в совокупности определяются условия обложения налогом.

Объект налогообложения представляет собой реализацию товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или другое обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную либо физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает появление у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую либо иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговый период - это календарный год либо иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, которая подлежит уплате.


Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки возможно устанавливать в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, также подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой, т.е. применяющейся ко всему объекту, так и сложной, а именно, повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

В соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками либо плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, которые определяют основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера[5].

Порядок исчисления налога – Налоговым Кодексом устанавливается общее правило, в соответствие с которым плательщик сам должен исчислять сумму налога, которая подлежит к уплате, исходя из налоговой базы и ставки налога.

Сроки уплаты налогов определяются календарной датой либо истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, и вместе с тем указанием на событие, которое должно произойти (уплата налога).

Уплата налога осуществляется разовой выплатой всей суммы долга, или в другом порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации, в наличной либо безналичной форме в установленные применительно к каждому налогу сроки.

Налоговая система является совокупностью, предусмотренной законом, налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления и отмены.

Налоговая система Российской Федерации формируется на таких основных экономических началах как:

  1. Принцип всеобщности налогообложения;
  2. Принцип равенства налогообложения (принцип не дискриминации);
  3. Принцип платежеспособности;
  4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле;
  5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов;
  6. Принцип единства экономического пространства России;
  7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов;
  8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика[1].

Реализация принципов налогообложения на практике осуществляется посредством методов налогообложения. Под данным термином подразумевается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. В настоящее время существует четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения состоит в том, что всеми налогоплательщиками уплачивается одинаковая сумма налога вне зависимости от имеющегося в их собственности дохода или имущества.

Данный способ можно характеризовать простотой исчисления и взимания налога, тем не менее, он считается «несправедливым», по той причине, что для малоимущих плательщиков налоговое бремя такого рода является тяжелым, а для лиц с большими доходами напротив, незначительным.

В России такой метод применяется при построении некоторых местных налогов, к примеру, в случаях, если величина налоговой ставки определялась кратно установленному минимальному размеру оплаты труда.

Методом пропорционального налогообложения предусматривается одинаковый размер налоговой ставки для всех плательщиков, но в то же время отчисляемые в бюджет суммы будут различными по причине того, что их величина находится в прямой зависимости от размера базы обложения.

Данную схему можно признать более справедливой, поскольку в ее рамках учитывается платежеспособность обязанного лица, тем не менее, и в данном случае налоговый гнет становится значительно слабее по мере роста дохода плательщика.

На сегодняшний день, по пропорциональному методу построено большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и пр.).

Сущность метода прогрессивного налогообложения заключается в том, что размер ставки налога возрастает одновременно с увеличением дохода либо стоимости имущества, а именно, плательщиками отчисляются налоги по разным ставкам.

Метод регрессивного налогообложения состоит в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки налогообложения. В явном виде регрессивное налогообложение в настоящее время не встречается.

Следовательно, налоговый учет в банке основывается на данных первичных учетных документов, аналитических регистров налогового учета, бухгалтерского учета и расчетов налоговой базы.

Банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществлении банковской деятельности на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете.


1.3 Виды налоговых обязательств коммерческих банков

В обязанность коммерческих банков входит уплата в бюджет некоторых видов федеральных, региональных и местных налогов (в случае если, законодательством округа предусмотрены подобного рода отчисления), указанные в ст. 13, 14 и 15 части первой НК Российской Федерации.

1. Федеральные налоги [1].

а) Налог на прибыль.

С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, определяющаяся как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По этой причине законом предусматриваются открытые перечни доходов и расходов, учитывающиеся при определении налоговой базы. Банки, наряду с другими организациями, при формировании налоговой базы используют общие принципы признания доходов и расходов, но исключительно в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам).

Банки, наряду с другими плательщиками налога на прибыль, должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов – методом начисления или кассовым методом.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, при этом 2 процента зачисляется в федеральный бюджет, остальные 17,5 процентов – в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Сумма налога на прибыль определяется банками на самостоятельной основе на основании бухгалтерского учета и отчетности.

б) Налог на добавленную стоимость (НДС).

В бухгалтерском учете кредитных организаций и предприятий существуют значительные различия, вследствие применения в банках собственного плана счетов. Одним из них является особенность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Известен тот факт, что в стране с рыночной экономикой большая часть услуг банков освобождена от уплаты данного налога, что подтверждается главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данный факт можно объяснить тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их размер оказывает влияние конкуренция, и вместе с тем различного рода риски (кредитные, валютные, процентные).