Файл: "Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно заметить, что за 2016 год по сравнению с 2014 годом наблюдается рост как доходов банка (практически по всем статьям примерно на 38%) так и расходов (примерно на 12%).

Теперь можно перейти непосредственно к расчету налогооблагаемой базы, и расчету налога на прибыль ОАО «Альфа-Банк».

Итак, в 2014 году налогооблагаемая база будет равна 28 436 тыс. руб., соответственно сумма уплаченного налога в рублях будет:

28 436* 20% = 5 687,2 тыс. руб.

В 2015 году налоговая база равна 58 025 тыс. руб., сумма уплаченного налога:

58 025 * 20% = 11 605 тыс. руб.

В 2016 году налоговая база равна 72 528 тыс. руб., сумма уплаченного налога:

72 528 * 20% = 14 505,6 тыс. руб.

Общая сумма налога на прибыль, уплаченная за период 2014–2016 году равна 31 797,8 тыс. рублей.

На основе вышеприведенных расчетов рассмотрим динамику платежей по налогу на прибыль за 2014–2016 года, которая приведена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика платежей налога на прибыль за 2014–2016 гг

Сумма налога за 2014 год

(тыс. руб.)

Сумма налога за 2015 год

(тыс. руб.)

Динамика налога за 2014–2015 года в%

Сумма налога за 2016 год

(тыс. руб.)

Динамика налога за 2015–2016 года в%

Динамика налога за 2014–2016 года в%

5 687,2

11 605

104,0%

14 505,6

24,9%

155,0%

На протяжении данного периода наблюдается рост налогооблагаемой прибыли банка, в связи, с чем в 2015 году, главным образом благодаря увеличению чистых доходов, та же динамика наблюдается и в 2016 году, что свидетельствует о нормализации работы банка. И если данная политика в работе банка будет продолжаться и в последующих годах, то будет наблюдаться рост налога на прибыль.

Также, следует обратить внимание на существенный рост комиссионных доходов, в особенности резкий скачок этого вида доходов, произошел в 2016 году, в связи, с чем произошло резкое увеличение уплаты налога на прибыль.

Таким образом, в целом по данному виду налога можно сказать, что есть тенденция к росту налоговых сумм, уплачиваемых банком в бюджет, в первую очередь благодаря постепенному росту доходности банка.

Следующий налог, уплачиваемый ОАО «Альфа-Банк» налог на имущество юридических лиц, следует заметить, что за период 2014–2016 годов практически никаких изменений в расчете этого налога не было.

Следует заметить, что при расчете стоимости налогооблагаемого имущества, его сумму необходимо уменьшать на сумму амортизации начисленной на данный вид имущества. Ставка налога равна 2,2%.


Расчет среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества за 2014 г.:

16 113 +15 659 +16 000+ 16 549 + 16 709 + 15 879 + 16 786+ 16 100 + 15 873 + 15 879 + 15 579 + 16 100 + 15 549 /13 = 16 059,6

Произведем расчет налогооблагаемой базы за 2014 год:

Таким образом, сумма уплаченного налога в 2014 году равна:

16 059,6* 2,2% = 353,31 тыс. руб.

Теперь проведем расчет налога на имущество за 2015 год, среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества составила:

15 549 + 20 215 + 20 587 + 21 100 + 19 368+ 20 327 + 22 954+ 23 548+ 22 897+ 23 765+ 23 876 + 24 659 + 24 754 / 13 = 21 815,3 тыс. руб.

Соответственно, сумма налога уплаченного в 2015 году равна:

21 815,3 * 2,2% = 479,93 тыс. руб.

И рассчитаем налог за 2016 год:

Среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества за 2016 г.:

24 754 + 24 769 + 25 009 + 24 587 + 24 978+ 25 697+ 25 112 + 25 987 + 26 327 + 26 874+ 26 142 + 25 986 + 26 087 /13 = 25 076 тыс. руб.

Налогооблагаемая база составила: 25 562 тыс. руб.

Соответственно, сумма налога за этот год равна:

25 562* 2,2% = 562,36 тыс. руб.

Заметный рост налога был заметен в 2016 году, (его динамика составляет 59,1% по сравнению с 2014 годом, для сравнения динамика роста этого налога в 2015 году по сравнению с 2014 годом составляет 35,8%) это в первую очередь связано с техническим перевооружением, проводимым в банке в 2016 году, и увеличением проводимых лизинговых операций. Таким образом, можно говорить о возможности банка стать на новые рубежи работы и обслуживания клиентов, связи с улучшением технической обеспеченности персонала банка.

Так как ОАО «Альфа-Банк» имеет на балансе четыре легковых автомобиля мощностью двигателя 67,8 л.с; 126,44 л.с; 87,3 л.с; 135 л.с, оно в обязательном порядке уплачивает транспортный налог. Этот налог исчисляются и уплачиваются независимо от того, какой налоговый режим использует предприятие.

Ставка налога определены в приложении Б и за период 2014–2016 гг. не изменялись.

Сумма транспортного налога за 2015 год составила:

67,8 * 13,1 + 126,44 * 28,1 + 87,3 * 15,8 + 135 * 28,1 = 888,18 + 3 552,96 + 1 388,82 + 3 793,5 = 9 623,46 руб.

Земельный налог уплачивает данный банк, так как располагает земельным участком, где расположено основное здание банка.

462 м2 кадастровой стоимостью 25 000 руб. Таким образом земельный налог составил 462 * 25 000 / 10 000 * 0,03% = 3,46 тыс. руб.

Начисленные (уплаченные) налоги составили в 2016 году 20 485 тыс. руб., в 2015 году их сумма равна 19 018 тыс. руб., и в 2014 году составили 11 905 тыс. руб.

Таблица 4

Налоговые обязательства ОАО «Альфа-Банк». (тыс. руб.)

Наименование показателя

2014 год

2015 год

2016 год

Единый социальный налог

(страховые взносы)

5 851,43

6 920,01

5 403,98

НДФЛ

2 925,72

2 645,89

2 066,22

Транспортный налог

9,6

9,6

9,6

Налог на прибыль

5 687,2

11 605

14 505,6

Земельный налог

3,46

3,46

3,46

Налог на имущество

353,31

479,93

562,36

НДС

1 997

2 696

3 124

Итого

16 827,72

24 359,89

25 675,22


Налоговые обязательства коммерческого банка ОАО «Альфа-Банк», увеличиваются в основном за счет увеличения перечислений налога на прибыль за 2014 год сумма составила5 687,2 тыс. руб., за 2015 год равна 11 605 тыс. руб. и за 2016 год сумма перечислений 14 505,6 тыс. руб. Таким образом, общая сумма прироста составила по перечислению налога на прибыль за период 2014–2016 г. – 155%. В 2016 году Альфа-Банк уплачивал единый социальный налог в сумме 5 403,98 тыс. руб. Динамика общей суммы налоговых платежей движется в сторону уменьшения, в результате резкого сокращения численности персонала филиала банка. Сумма всех налоговых обязательств в 2016 году составила25 675,22 тыс. руб. и возросла по сравнению с показателем 2014 г. на 52,5%.

Таким образом, по проведенному анализу структуры налоговых обязательств ОАО «Альфа-Банк» необходимо сделать следующие выводы:

– чистая прибыль организации увеличилась;

– коэффициент эффективности налогообложения увеличился за отчетный период 2014–2016 гг. что, означает рост чистой прибыли в 2,5 раза больше, чем начисленные налоговых обязательств по банку.

Таким образом, в ОАО «Альфа-Банк» учет поставлен в соответствии с законодательством.

2.3 Проблемы совершенствования налогообложения коммерческих банков

Коммерческие банки – второй уровень двухуровневой банковской системы Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков. Коммерческие банки составляют систему, которая обеспечивает жизнеспособность национальной экономики.

Выступая в роли посредников, банки выполняют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, участвуют в эффективном перераспределении накоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики и в обеспечении стабильности всей банковской системы. Поскольку банки принимают на себя риски, они могут оказаться неплатежеспособными и потерпеть банкротство. В последнее время наблюдается снижение доходности и финансовой устойчивости коммерческих банков.

Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.


Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста [14].

Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Наиболее отражаются на деятельности банков налог на прибыль и отчисления во внебюджетные фонды. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т. е. тех, кто будет брать кредиты.

Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер – на период 3–5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).


Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения (как у банков, так и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российский коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. А он на сегодняшний день отсутствует. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно брать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.

Доходы, полученные коммерческими банками, также освобождаются от налогов, как и дорожные фонды, на содержание жилья и соцкультбыта. При этом производителям следует установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течение 5 лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей за счет взятых долгосрочных кредитов по ставке, уменьшенной в 2 раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям и предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства.

Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы (проблемы):

– из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, необходимо исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций;

– в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;

– к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

– ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть уменьшена до 15%;