Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополизация рынка. Предприятие в условиях чистой монополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Канаде, ценовая дискриминация запрещена только в тех случаях, при которых товар одного качества, а также количества, продается по различным ценам.

2.4 Предприятия в условиях монополистической конкуренции, монополизация рынка.

Все товаропроизводители, зачастую стремятся, к соответствию производимых, а также реализуемых товаров на рынке, потребительскому спросу. В том случае, при котором товар не был продан, то соответственно, не была получена ни прибыль, ни соответственно возмещены издержки производства. До середины XIX века, в национальных экономиках развитых стран, преобладала свободная конкуренция. В таких условиях, объем поставляемого товара (продукции) от каждого производителя (продавца) был таким незначительным, что он, не мог позволить оказать влияние, на установление рыночной цены, на данный вид изделия. В тоже время, капиталы свободно перемещались между отраслями, в поисках своего более прибыльного приложения. [20, с. 320]

А вот начиная со второй половины XIX века, начинает постепенно завоевывать свои позиции, несовершенная конкуренция. Она, связана с появлением крупных хозяйственных субъектов (объединений, корпораций), постепенно и методично подчиняющих себе, все большую часть отраслевых рынков. Все это, шло наравне с процессом по концентрации производства. Другими словами, по сосредоточению большого количества рабочей силы, а также объемов производства, на крупных предприятиях. В таких условиях, резко сократилось количество производителей-продавцов, и постепенно появилась некоторая возможность, оказать влияние на рыночную цену.

Появление, а также развитие крупных товаропроизводителей, в конце XIX века - начале XX века, было во многом обязано, формированию, а также развитию корпоративной частной собственности, в виде акционерных обществ. Данный процесс, сопровождался в качестве концентрации производства и капитала. Он характеризуется, достаточно обширным использованием собственных средств, в качестве метода для развития фирмы, а также централизацией всего капитала производства, посредством поглощения конкурентов, как своей, так и близких отраслей производства. [5, с. 276]

К упрочению несовершенной конкуренции, кроме естественного укрупнения компаний, способны привести меры по законодательному и государственному регулированию. Создаваемые ограничения, могут появится, вследствие действий патентов, которые дают почти монопольное право, на распоряжение новой технологией, или продукцией. Все это, способно привести к изменениям в рыночном поведении, всех хозяйствующих субъектов. Также, это может повлиять на способы по ведению рыночной борьбы, обусловленные формированием различных монополистических рыночных структур. [7, с. 202]


Появление монополий, в значительной степени, повлияло на изменение конкурентных отношений. Как уже было сказано ранее, монополия, означает наличие единственного продавца. В том случае, в котором мы допускаем достаточно широкую трактовку понятия "товар" (продукт), в таком случае получится то, что не один из продаваемых товаров в стране, не реализуется единственным продавцом. В том случае, в котором слово "товар", мы определяем достаточно узко, то любой из продавцов товара, оказывается в определенном смысле монополистом. Это связано с тем, что ни при каких условиях, двое продавцов, не способны и не смогут предложить абсолютно одинаковые по качеству продукты. Из этого следует, что слово "монополия", допускает достаточно расширенную трактовку. На сегодня, не существует подходящего способа, для того, чтобы определить грань, указывающую на то, в каком из случаев, и насколько широко (или узко), необходимо определять понятие "товар". [10, с. 168]

Ни один продавец, не выступает в качестве монополиста, в самом прямом смысле слова. Другими словами, не существует абсолютно не гибкого спроса. Ни один из покупателей, полностью не зависит от продавца. Точно таким же образом, достаточно редко, продавцы сталкиваются с абсолютно эластичным спросом. В том случае, при котором продавцы поднимают цену, происходит потеря определенной части их клиентов, это указывает по существу, на не полную, а только ли частичную рыночную власть продавцов. В случае чистой монополии, кривая спроса, всегда является нисходящей.

2.5 Особенности монополистической конкуренции, как следствия монополизации рынка.

Переходя к изучению монополистической  конкуренции, по окончанию изучения предыдущего материала, нами уже освоены определенные рыночные структуры, с чистой конкуренцией. а также чистой монополией. Необходимо начать с того, что она, выступает своего рода- "золотой серединой", находящейся между ними. Можно считать, что монополистическая конкуренция, не выступает как ни совершенно конкурентная, ни совершенно монопольная. Для монополистической конкуренции, характерной чертой, является большое число товаропроизводителей. Такое число, может превышать минимум 25 субъектов. Хотя в этом случае, четких границ не существует. [17, с. 288]


В тоже время, необходимо отметить то, что каждая из компаний, в определенных рамках, обладает контролем над ценой. Основные положения, касающиеся теории монополистической конкуренции, были сформулированы экономистом Э.Гемберменом (США), а также Д.Робинсом (Великобритания). Но пальма первенства, самой идеи монополистической конкуренции, принадлежит английскому монополисту П. Саффа. Он, еще в 20-е годы, сумел сформулировать ее, в одной из своих научных статей. Данная теория, означает, что "уничтожение стены между конкуренцией (полной или неполной), а также монополией, ведет к их соединению друг с другом, создание теории, содержащей то и другое, при этом, не уничтожая, различия между ними". В связи с этим, введение монополистической конкуренции в качестве объекта исследования, положило конец, биполярной классификации рынка. Такая ситуация, дает возможность более объективно, осуществлять анализ, во множестве отраслей и сфер хозяйственной деятельности, рынок которых, характеризуется не только конкуренцией, но также и монополией. [18, с. 280]

Учитывая то, что монополистическая конкуренция на рынках, содержит в себе переплетение моделей совершенной конкуренции с чистой монополией, существует возможность выделения следующих ее признаков. Как в случае и с совершенной конкуренцией, считается, что в отрасли, работают множество различных компаний, в связи с чем, существует достаточно свободный вход, в данную отрасль, а также выход из этой отрасли (рынка). В качестве другой черты данного рынка, выступает то, что у всех компаний отрасли, имеется определенная возможность, по "назначению" цены на тот товар, который они производят. Это связано с тем, что каждая из компаний, реализует отличный продукт, от товаров других производителей. [23, с. 112]

К примеру, все производители, занимаются выпуском верхней одежды. Со стороны, создается впечатление, что один товар - это мужские куртки. Но каждая из фирм, выпускает именно свой товар, который отличается от других фирм оригинальным фасоном, составом, а также цветом ткани, разнообразными отделкой, и т.д. Возникает дифференциация товара. Она перекрывает для компаний, возможности по манипулированию ценами, их повышению или понижению. Наряду с этим, при назначении цены, продавцы, не могут не принимать во внимание, существующий спрос, а также предложение. В связи с этим, термин "назначенная цена", скорее призван для того, чтобы подчеркнуть тот уровень цены, на который могут рассчитывать продавцы. На практике, они вынуждены искать разумные решения, балансирующие между желанием продать подороже, а также стремлением увеличить свой объем продаж. Другими словами, они должны отыскать наиболее выгодную для себя: цену или же набор цен. В конечном итоге, каждый из продавцов, устанавливает окончательную цену. Хотя, множество из них, предпочитают отдать больший интерес - преобладающей цене. Стоит отметить, что поиски необходимого уровня цен, не являются свободными от различных ограничений, которые налагаются спросом, а также предложением. Ведь крупные корпорации, также испытывают влияние спроса, и соответственно предложения, на принимаемые им решения. Также, цены предложения, сильно зависят от издержек. В как раз с издержками, вынуждены считаться, любой из продавцов. [13, с. 336]


В связи с этим, для товаропроизводителя, в качестве отправного пункта ценообразования, выступает динамика предельных издержек, а также спроса, который изменяется во времени, не завися от действий товаропроизводителей, которые являются конкурентами. В тоже время, присутствие на рынках множества производителей, которые выпускают аналогичные товары, и существующая возможность по относительно свободному входу на рынок, в процесс ценообразования, вносят такой важный элемент, которым является конкуренция. Все перечисленное, ведет к той ситуации, при которой кривая спроса отдельной компании, в условиях несовершенной конкуренции, будет иметь падающий характер. Но данный характер, будет более плавным, чем кривая спроса отрасли. Из этого следует, что дифференциация товара, указывает на то, что компании действующие на рынке (отрасли), производят товары, которые достаточно схожи, чтобы их, была возможность назвать тем же товаром, но являются достаточно различными для того, чтобы товаропроизводитель, смог чувствовать некоторую свободу, в отношении "назначения" цены на свой товар. [14, с. 206]

Максимизация прибыли и минимизация убытков.

Кривая спроса у отдельной компании, будет иметь падающий характер. Её эластичность, будет значительно выше, чем эластичность кривой спроса отрасли. Это связано с тем, что на рынке, широко продаются товары-заменители, которые производятся другими компаниями. Падающий характер кривой спроса, способен предоставить компании, возможность по получению монопольной прибыли, в краткосрочном периоде. Экономическая прибыль всех фирм отрасли в долгосрочном периоде, становится равной нулю. [2, с. 152]

Неценовая конкуренция.

Проведенный выше анализ рыночного поведения хозяйственных субъектов, действующих в условиях монополистической конкуренции, дает возможность говорить о возможностях по развертыванию ценовой конкуренции, невзирая на присутствующее многообразие разных товаров, а также услуг, которые способны удовлетворить, одну и ту же потребность. Наряду с этим, для данной рыночной структуры, является характерной и неценовая конкуренция. В качестве основных форм неценовой конкуренции, в условиях монополистической конкуренции, выступают: дифференциация продукта, улучшение его качественных, а также потребительских свойств, и реклама. Дифференциация продукта, дает возможность предложить для покупателей, самые разнообразные товары и услуги, по: типу, стилю, марке, качеству. Когда данный процесс, является успешным, он дает возможность для компании, создать постоянный круг покупателей, предпочитающих её товары, различным аналогам конкурентов. [5, с. 276]


В тоже время, при наличии весьма разнообразного ассортимента предлагаемых товаров, а также услуг, всегда есть возможность для нового предложения, которое способно отличиться от уже созданного и распространенного многообразия продуктов. Подробное изучение различных потребительских вкусов, имеющихся у потребителей, а также отдельных их предпочтений, дает возможность для новых товаропроизводителей, найти свою нишу на интересующем их рынке.

Дифференциация продукта, способна выступить в своего рода компенсации существующих недостатков, присущих монополистической конкуренции, и связанных в первую очередь, с издержками, взаимосвязанными, с функционированием данной рыночной структуры. Наряду с этим, дифференциация продукта, которая доведена до последней степени своего проявления, способна потребителя сбить с толку, всячески усложняя процесс по выбору. А вот с другой стороны, способна породить ложные ориентиры, используемые при выборе. Зачастую, предпочтение одним товарам, перед другими, может быть отдано, основываясь на не действительных качественных, а также потребительских свойств товара, но из-за цены, полагая, что она, является наилучшим показателем качества товара и услуг, которые предлагаются. [14, с. 206]

Другой формой неценовой конкуренции, выступает совершенствование конкурентами, выпускаемых продуктов, а также предлагаемых услуг. Процесс по улучшению  качественных  характеристик, или различных потребительских свойств товара, способен обеспечить расширение рынка по реализации продукции, и тем самым, способствовать вытеснению конкурентов, не заботящихся о совершенствовании и развитии своей продукции. Такая форма конкуренция, в качестве своего результата, имеет два положительных момента, кроме лучшего удовлетворения потребностей, имеющихся у покупателей. Первый момент, заключается в удачном улучшении продукта, одной из компаний. Он способен побудить другие предприятия, принять необходимые меры, для преодоления временного преимущества данной фирмы. В целом, такой процесс, способствует развитию научно-технического прогресса, не только в сфере потребительских товаров, но также непосредственно в области как ресурсного, так и материально-технического обеспечения по выпуску товаров, относящихся к непроизводственному назначению. [16, с. 159]

В тоже время, второй момент, является сопряженным, с появлением новых источников по финансированию процесса для дальнейшего совершенствования производимого продукта, или создание более качественно, нового товара. Успех в деле по расширению продукта, дает возможность для расширения производства, достижению его оптимальных масштабов, а также получению экономической прибыли, в значительных объемах. Экономическая прибыль, как раз и выступает в качестве нового финансового источника. [17, с. 288]