Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополизация рынка. Предприятие в условиях чистой монополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указывая на существующие положительные стороны конкуренции, в виде модернизации продукта, не стоит обходить вниманием, имитационную деятельность компаний, реализуемую в данной области. У компании-имитатора, как правило, активность по совершенствованию продукта, зачастую ограничиваются осуществлением незначительных поверхностных изменений в продукте. Она добивается внешнего эффекта, который бы выдавал кажущиеся изменения произведенные в продукте, за действительные. Такая компания, априори закладывает моральный износ, в усовершенствованный продукт. Это способно вызвать быстрое разочарование у покупателя, при владении данным продуктом (на смену которого, уже пришла его более новая модель). Очевидным является то, что подобное направление деятельности компаний, достаточно объективно, приводит к расхищению ограниченных ресурсов, тем самым, вызывая рост потребительских расходов у населения. реклама, занимает особое место, в системе рыночных. В тоже время, она наиболее интенсивно, осуществляется в условиях монополистической конкуренции, а также олигополии. Она, является призванной, чтобы приспособить имеющийся потребительский спрос, к производимому продукту. Несение огромных расходов, которые связаны с деятельностью по рекламированию, вызывают разноречивые и неоднозначные оценки, в отношении целесообразности проведения рекламы. [18, с. 280]

Противники рекламы, утверждают о том, что деятельность подобного рода, носит весьма расточительный характер, и тем самым, ослабляет конкуренцию. На практике, к примеру в США, расходы на рекламу, значительно превышают те суммы, которые расходуются правительствами штатов, а также муниципалитетами. В тоже время, сторонники рекламы, приписывают ей, множество положительных моментов, связанных с интересами потребителей, а также эффективностью по функционированию национальной экономики, и укреплением рыночных сил. Это способно привести, к обострению конкурентной борьбы. Таким образом, стоит остановится и коротко рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны рекламной деятельности. [20, с. 320]

Учитывая такую неоднозначную оценку рекламной деятельности, очевидным является то, что для законодательных и исполнительных органов страны, является необходимым постоянное отслеживание процессов рекламной деятельности, для принятия определенных действенных мер, и в последствии своевременно лимитировать, или не допускать отрицательные последствия, появление которых может возникнуть от рекламы. Прежде всего, это можно отнести, к современной России, которую захлестнула неудержимая волна рекламы. Она наносит своей назойливостью и обилием, ущерб национальной экономике, здоровью, а также психике населения. К недостаткам рекламы, можно отнести:


1) содержание рекламы, часто является неинформативным, и вводит покупателей в заблуждение;

2) реклама, требует от рекламодателей больших финансовых затрат, тем самым, увеличивается цена товаров. Будущих потребителей, побуждают тратить деньги на те товары, которые для них на самом деле, являются не нужными.

3) средства массовой информации, напрямую зависят от рекламодателей. Такое положение, ограничивает их свободу. [22, с. 216]

В тоже время, стоит отметить плюсы от рекламной деятельности:

1) реклама, способна обеспечить потребителей, оперативной информацией, касающейся цен, последних новинок, на товарном рынке.

2) реклама, зачастую приводит к снижению цен. Путем создания массовых рынков, реклама, дает возможность, уменьшить себестоимость продукции. Это предоставляет возможность для производителей, понижать издержки. Данной экономией, как раз пользуется потребитель.

3) реклама, способна стимулировать конкуренцию. От этой ситуации, снова выигрывают как потребители, так и все общество .

4) доходы, получаемые от рекламы, способны покрыть большую часть расходов, на журналы и газеты, а также всю стоимость коммерческого радио и телевидения.

5) реклама, способна принести пользу экономике в целом, посредством стимулирования потребительского спроса, влияя на оживление экономики. Реклама, способна помочь поддержанию спроса, на нужном уровне.

В качестве второго момента по снижению эффективности рыночного механизма монополистической конкуренции, можно назвать достижение такого объема производства, который является меньше существующего масштаба по производству, который обеспечивает минимизацию средних издержек. На практике, это способно проявиться, в неполной загруженности мощностей, которые имеются производителя. [23, с. 112]

Использование резервных мощностей, в ситуации, в которой на рынке работает мало компаний, является неэффективным решением. В целом, такая неэффективность, не способна не оказать влияние, на ухудшение благосостояния потребителей.

В тоже время, основываясь на изложенных выше предпосылках, вряд ли есть необходимость в утверждении вывод, касающегося нежелательности монополистической конкуренции. В первую очередь, это связано с тем, что монопольная власть отдельных компаний, при данных рыночных структурах, является весьма невеликой, из этого следует, что убытки, от данной власти, будут являться незначительными. Во вторую очередь, существующие негативные аспекты монополистической конкуренции, будут компенсироваться таким существенным преимуществом, которым будет возможность по широкому выбору, между самыми разнообразными конкурирующими товарами и их марками. [25, с. 416]


В итоге главы, хотелось бы отметить то, что изучение вопросов, касающихся деятельности предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях монополии, на сегодняшний день, имеет не только теоретическое, но также, и практическое значение. Для России, у которой на сегодняшний день, в промышленности которой более 30 % наименований выпускаемой продукции производится одним предприятием (монополистом), проблема чистой монополии, находится на одном из центральных мест, в экономическом анализе.

Заключение

Из всего исследования, которое было проведено по теме "монополизация рынков", можно сделать следующие итоги :

- по общему правилу, все существующее многообразие рыночных структур, может быть охвачено четырьмя теоретическими моделями, а именно:

l) совершенно конкурентный рынок;

2) монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия;

- двумя основополагающими правилами, которые являются применимыми для осуществления анализа абсолютно любой из рыночных структур:

1) компания, должна осуществлять продолжение производства товара, в том случае, когда при достигнутом уровне по выпуску уже готовой продукции, её суммарный доход, преобладает на суммарными переменными издержки;

2) в том случае, когда компания, продолжает осуществлять производство, она должна наладить выпуск такого количества продукции, при котором, предельный доход, будет равняться предельным издержкам;

- в условиях работы компании в совершенно конкурентном рынке, кривая спроса наблюдаемая у отдельной компании, является абсолютно эластичной. Предельный доход, будет равняться цене товара. В тоже время, кривая предложения, будет совпадать с отрезком кривой предельных издержек, которая будет расположена выше кривой средних переменных издержек.

Что касается монополии, то получение максимальной прибыли, выступает как главная цель монополиста. Для того, чтобы получить такую прибыль, он, довольно часто, использует положительный эффект масштаба.

Необходимо обратить внимание на то, что монополии действующие в России, в большинстве своем, являются естественными. Они были сформированы, по иному пути, в сравнении с зарубежными.

Государство, для определения степени концентрации производства в какой-либо из отраслей, зачастую базируется на трех показателях. А именно:

1) размер оборота,

2) число занятых,

3) величина капитала.


Весьма значимым из указанного выше, с точки политики, является доля оборота компании, на конкретном рынке. Такое положение связано с тем, что именно этот критерий, указывает на ту часть общего предложения товара, концентрируемого конкретно данная фирма.

В данной курсовой работе, были рассмотрены, монополизация рынков, формы монополизации, её виды, а также присущие современной монополизации особенности. Весьма бесспорным является тот факт, согласно которому, при определенных ситуациях, существование монополии, может быть не только оправданным, но также и необходимым. Но в тоже время, за подобными явлениями, должен вестись постоянный и жесткий контроль, осуществляемый со стороны государства. Такой контроль, должен быть направлен, на недопущение злоупотребления со стороны монополии, своим монопольным положением.

Список использованных источников

  1. Юсупова Г. Ф. «Теория отраслевых рынков и регулирование естественных монополий» Университет, 2015 год, 146 с.
  2. Буклемишев О. В., Данилов Ю. А. "Современные тенденции институциональной структуры финансового регулирования" Монография. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 152 с.     ISBN 978-5-906783-56-1
  3. под ред. Н.П. Иващенко "Основы предпринимательства" Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.    ISBN 978-5-392-23845-3
  4. Каганов, В. Ш. Корпоративное обучение в цепочке создания стоимости как источник конкурентоспособности предпринимательской структуры. Изд.: Университет, 2015. – 152 с.   
  5. Г.Ф. Юсупова «Теория отраслевых рынков: практикум». Изд.: "Высшая школа экономики", 2015 год, 276 стр. ISBN: 978-5-7598-0920-3
  6. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга - уч.пособие - М. 2015г. - с. 302-304
  7. Хруцкой В.Е. Современный маркетинг - М. 2016 г.- с.202
  8. Джорж Дэй Стратегический маркетинг - М. 2015г. - с. 314
  9. Стрелец И. А. , Сафрончук М. В., Бренделева Е. А., Издательство: Кнорус, 2017 г. стр.192 ISBN: 978-5-406-05584-7
  10. Иващенко Н.П. "Основы предпринимательства" Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. – 168 с.    ISBN 978-5-906783-31-8
  11. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата Изд: Юрайт, 2015 год, 493 стр, ISBN: 9785991650281
  12. Татарников Е.А. "Экономика предприятия. Курс лекций" Издательство: Научная книга, 2017 г. 252 стр., ISBN: 978-5-521-05699-6
  13. под ред. Н.П. Иващенко "Основы предпринимательства" Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.    ISBN 978-5-392-23845-3
  14. Тироль Жан «Рынки и рыночная власть. Теория организации промышленности» (Переизданное), 2015 год, 206 стр., ISBN: 5-900428-28-1
  15. Инга Синяева, Светлана Земляк, Василий Синяев "Маркетинг в коммерции. Учебник" Изд: Дашков и Ко, 2016 год, 548 стр., ISBN 978-5-394-02388-0
  16. Черняк В.З., Эриашвили Н.Д., Барикаев Е.Н.
    Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Теоретический аспект: монография ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015 год - 159 страниц
  17. Заздравных, А. В. Теория отраслевых рынков : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 288 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8587-0.
  18. Белоус Т. Я. Международные промышленные монополии; Мысль, Изд: Москва, 2016. - 280 c.
  19. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 c.  
  20. Белоусова Н. И., Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий; КомКнига - М., 2016. - 320 c.
  21. Александр Бутыркин "Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования", Изд: Новый век, 152 стр., ISBN 5-98101-013-4
  22. Салех Аляров, " Естественные монополии России: современное состояние и стратегия инновационного развития", Изд: КноРус медиа, 2016 год, 216 стр.,
  23. Наталия Белоусова, Практика проведения реформ и теоретические модели государственного регулирования естественных монополий, Изд: Либроком, 2016 год, 112 стр., ISBN 978-5-397-00307-0
  24. Ирина Князева, "Антимонопольная политика в России", Издательство: Омега-Л , 2015 год, 512 стр., ISBN 978-5-370-02004-9
  25. Денис Гаврилов, Сергей Пузыревский, Дмитрий Серегин, " Конкурентное право. Учебник", Издательство: Норма, 2017 год, 416 стр., ISBN 978-5-91768-502-1
  26. Денис Гаврилов, Бела Дударова, Александр Кинев, Дмитрий Серегин, Сергей Пузыревский, " Конкурентное право России. Практикум", Издательство: Проспект, 2016 год, 144 стр., ISBN 978-5-392-18811-6