Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополизация рынка. Предприятие в условиях чистой монополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день, рыночная экономика, представляет собой весьма сложный по устройству организм. Он состоит из большинства различных структур, таких как: коммерческие, производственные, информационные и финансовые. Данные структуры со своей стороны, достаточно динамично осуществляют взаимодействие между собой. Это происходит, на фоне существующей обширной системы всевозможных норм бизнеса. Все существующие нормы бизнеса, объединены одним понятием "рынок". Необходимо отметить, что рынок, представляет собой организованную структуру. В данной структуре, производители и покупатели, работают совместно. Результатом взаимодействия продавцов и покупателей, другими словами спроса со стороны покупателей, и предложения со стороны производителей, на рынке, происходит установление не только определенных цен, но также и объемов продаж предлагаемой продукции. ВО время углубленного изучения не только организации, но и рынка, значительное место, отводится именно количеству производителей, а также количеству покупателей, участвующих в постоянном процессе по обмену денег, в обмен на продукцию. Такое количество производителей и покупателей, структура, характер, а также взаимоотношения между ними, как раз способны определить взаимодействие необходимых величин на рынке, таких как предложение и спрос. В качестве центрального понятия, способного выразить всю сущность действующих рыночных отношений, как раз выступает именно данное понятие- "конкуренция". Монополия, неразрывно связана с конкуренцией. Это связано с тем, что конкуренцию, можно определить, в качестве определенного центра тяжести для всего рынка. В связи с этим, изучение монополизации рынков, будет сопряжено с изучением и такого явления, как- конкуренция. Ведь от степени конкурентоспособности, зависит и форма монополии, действующей на рынке.

Теоретическое, а также практическое значение курсовой работы, заключается в том, что полученные результаты исследования дадут возможность в значительной степени уяснить не только сущность, но также и особенности конкуренции, а также процесс эволюции теорий конкуренции. Информационной базой для курсовой работы, выступают научные труды современных ученых, а также исследователей, и информация из сети интернет.

Во время написания курсовой работы, были использованы научные труды, таких ученых и исследователей, как: Юсупова Г. Ф., Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Портер М., А. Бутыркин, Д. Гаврилов, Б. Дударова, А. Кинев, Д. Серегин, С. Пузыревский, и некоторых других.


Целью курсовой работы, является рассмотрение процесса монополизации рынков, а также существующих форм монополии.

Объектом курсовой работы, выступает процесс монополизации рынков.

Предметом курсовой работы, являются монополии, а также их формы, и методы регулирования.

Основываясь на поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- определить понятие и виды монополий

- рассмотреть монополию и её особенности

- изучить влияние монополий на экономику

- влияние конкуренции на монополию

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы монополизации рынков. Во второй главе, происходит рассмотрение форм монополий, и их особенностей. В заключении делаются основные выводы по итогам работы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследовательской деятельности

Для того чтобы раскрыть сущность вопроса, рассмотрим положение предприятия, а также его поведение, в условиях воздействия различных структур рынка на него. В качестве структуры рынка, стоит понимать его характеристику с позиции воздействия в качестве рынка, на положение, а также поведение отдельных товаропроизводителей, и отдельных предприятий, на текущее состояние всего рынка.

В тоже время, решающее значение, отводится количеству продавцов, а также масштабам их предложения. К указанному списку, можно отнести характер продукции, свободу входа на рынок, а также выхода из него, доступность информации, и т.д. Знание действующей структуры рынка, является необходимостью в связи с тем, что появляется возможность определения возможных объемов продаж, при различных уровнях цен. Также, появляется возможность прогнозирования поведения фирм-конкурентов, которые будут изменятся под воздействием предпринимаемых шагов.

Можно говорить о том, что структура рынка, способна определить степень его конкурентноспособности. На сегодняшний день, согласно этого критерия, выделяются следующие типы рынков:

1) чистая конкуренция,

2) чистая монополия,

3) монополистическая конкуренция

4) олигополия. [1, с. 146]

Все другие структуры, за исключением чистой или совершенной конкуренции, характеризуют рынок несовершенной конкуренции.


1.1 Особенности рынка чистой конкуренции.

Работу по исследованию структур рынка, стоит начать, с чистой конкуренции. Это связано с тем, что знание ее механизма, способно предоставить большое аналитическое знание, в качестве опорного пункта, необходимого для того, чтобы выявить взаимозависимость цен, а также объемов по производству, в любой из моделей рынка. Работа по исследованию чистой конкуренции, содержит в себе не только важное теоретическое, но также и практическое значение. Это связано не столько с большой её ролью в экономической жизни общества (роль её в этом является незначительной), сколько в силу способности раскрыть методологии познания иных структур рынка. [2, с. 152]

Таким образом, начнем изучение модели чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции, весьма характерными, являются такие признаки:

- объем производства отдельной компании являются такими незначительными, по сравнению с выпуском продукции всей отраслью. Они изменяются тех пределах, которые не способны оказать никакого влияния, на цену того товара, который она продает;

- отрасль, в которой работает компания, рассматриваемая нами, является открытой для свободного входа в неё, и выхода из неё. Такая ситуация указывает на то, что любая из компаний, если захочет, сможет начать производство любого товара, и тем самым, выйти в отрасль, или же остановить выпуск данного товара, и тем самым, выйти из отрасли. Компании, которые объединены в отрасль, не способны оказать какого-либо воздействия, на данные решения. [3, с. 336]

В первую очередь, речь идет о том, что имеется большое или неограниченное число продавцов. Такое положение, не дает возможности ни одному товаропроизводителю, навязывать строго определенную цену для потребителей, посредством ограничения (или увеличения) производства, в связи с тем, что у каждого из них на рынке, имеется незначительная доля. Каждый из действующих товаропроизводителей, полностью подчинен действию рыночных механизмов. [5, с.276] Другими словами, он подчинен власти рынка, выявляющий значительно эффективные отрасли, а также сферы по хозяйственной деятельности, для того, чтобы приложить капитал, а также другие ресурсы. В качестве немаловажного обстоятельства, можно назвать то, что для рынка чистой конкуренции, является характерной стандартная (однородная) продукция. [4, с. 152]


1.2 Равновесие в краткосрочном периоде.

Действуя при совершенной конкуренции, в той ситуации, в которой компания не имеет возможности оказывать влияние на цены реализуемого ею товара, в качестве единственной возможности для того, чтобы приспособиться к изменившимся условиям рынка, выступает изменение объема производства. Учитывая то, что в краткосрочном периоде, количество отдельных факторов производства, остается на неизменном уровне, то благополучие компании, будет определяться условием того, каким образом она использует переменные ресурсы. [6, с. 302-304]

На сегодняшний день, имеется два универсальных правила, которые могут быть применены, для любой из структур рынка. Первое правило гласит о том, что компании стоит продолжать свое функционирование в том случае, при котором достигнут такой уровень производства, что ее доход, превосходит переменные издержки. Компании стоит прекратить свое производство в том случае, при котором суммарный доход от товара, который она произвела, не может превзойти переменные издержки, или хотя бы ему не равен. [7, с. 202]

Вторым правилом, определяется то, что в том случае. в котором компания решила продолжить производство, она должна осуществлять выпуск такого количества продукции, при котором её предельный доход, будет соответственно равен её предельным издержкам. [1, с. 146]

Учитывая приведенные выше правила, можно сделать вывод о том, что компании, будут вводить такое количество факторов для того, чтобы при любом объеме производства, суметь уравнять свои предельные издержки, с ценой товара (если при этом, цена, будет превосходить средние переменные издержки). В том случае, когда на рынке, цена производимого компанией товара, а также издержки на производство будут оставаться неизменными, то компании, которая максимизирует свою прибыль, нет смысла ни сворачивать, ни увеличивать своё производство. В данном случае, считают, что компания, смогла достигнуть точки своего равновесия, в краткосрочном периоде. [8, с. 314]

1.3 Равновесие в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде, можно сформулировать, следующие условия для сохранения равновесия компанией:

1) предельные издержки компании, должны быть равны, рыночной цене товара (в соответствии с универсальным правилом 1);


2) компания, должна получать, нулевую экономическую прибыль;

3) компания, не может нарастить прибыль, посредством неограниченного укрупнения своего производства. [9, с. 192] Данные три перечисленные условия, являются эквивалентными следующим:

- компании в отрасли, производят продукцию в тех объемах, которые соответствуют точкам минимума их кривых, средних суммарных издержек, в краткосрочном периоде;

- для всех компаний находящихся в отрасли, их предельные издержки производства, должны равняться цене товара;

- компании в отрасли, производят продукцию в тех объемах, которые соответствуют точкам минимума их кривых средних издержек, в долгосрочном периоде . [7, с. 202]

В той ситуации, в которой все компании отрасли, будут работать с минимальными издержками (в долгосрочном периоде), то это будет указывать на то , что отрасль, находится в равновесии. Данное положение означает то, что на данном уровне развития технологии, а также неизменных ценах на ресурсы, каждая из компаний отрасли, полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства, и проводит минимизацию своих издержек. В том случае, когда ни уровень технологии, ни цены, установленные на факторы производства, не меняются, то любая из попыток компании на увеличение ( или уменьшение) объемов производства, способна привести к убыткам. [10, с. 168]

Во время рассмотрения рынка чистой конкуренции, со стороны спроса, необходимо обратить внимание, на различное его взаимодействие, со всеми участниками товарооборота, а также с каждым по отдельности. Общеизвестным является то, что цена на данном рынке, не только устанавливается, но и изменяется, под действием поведения всех товаропроизводителей. В тоже время, сокращение (или увеличение) объема производства, отдельного хозяйственного субъекта, не способно оказать, заметного влияния, на общий объем предложения, а также рыночную цену. [11, с. 493] Общее состояние спроса на данном рынке, будет характеризоваться, нестабильностью, находящейся под влиянием изменения цены. Другими словами, кривая общего спроса, обладает эластичностью по цене. Но в тоже время, она не обладает совершенной эластичностью, в то время, как последняя, является характерной для кривой спроса отдельной компании.

Кривая рыночного отраслевого спроса, является нисходящей кривой. Таким образом, указывается на зависимость объемов производства, от цены (но цены, не отдельно взятого предприятия, а конкретно от всех предприятий, которые связаны с рынком данного вида продукции). [12, с. 252]