Файл: "Правовое положение банков".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

1.1. Сущность коммерческого банка.

1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.

1.3. Банковские операции и сделки.

1.4. Ресурсы коммерческого банка.

1.5. Организационная структура коммерческого банка.

1.6. Ликвидация коммерческих банков.

1.7. Ответственность коммерческих банков.

ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.

2.1. Механизм гарантийных операций.

2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.

2.3. Структура банковских гарантий.

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.

3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.

3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.

1. Гарантия исполнения контракта - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром (импортером, заказчиком) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны принципала (экспортера, подрядчика) выплатить гарантийную сумму. Цель данной гарантии - компенсация ущерба, понесенного бенефициаром в результате неисполнения контракта принципалом. Этот тип гарантий является наиболее распространенным по строительным и торговым контрактам.

2. Тендерная гарантия (гарантия по участию в торгах - тендере) - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае, если принципал, выиграв тендер, в дальнейшем откажется от заключения контракта. Цель - компенсация расходов бенефициара на проведение нового тендера. Данная гарантия применяется по строительным контрактам, контрактам на проведение геологоразведочных и изыскательских работ.

3. Гарантия по возврату платежей - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не выполнит своих контрактных обязательств и бенефициар расторгнет контракт. В этом случае банковская гарантия компенсирует авансированную бенефициаром и не возвращенную принципалом сумму.

4. Гарантия надлежащего технического обслуживания - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму, если принципал не осуществит надлежащим образом техническое обслуживание смонтированного им оборудования в обусловленный сторонами период времени. Данный тип гарантий широко используется в контрактах на строительство крупных объектов, введение которых в эксплуатацию возможно лишь по истечении длительного периода строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Он дает возможность застраховать апробацию таких объектов в период гарантийного срока, позволяющую обеспечить их нормальную эксплуатацию в дальнейшем.

5. "Резервный аккредитив" - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае неисполнения принципалом своих контрактных обязательств при представлении определенных документов, не являющихся товарораспорядительными. "Резервные аккредитивы" подчинены Унифицированным правилам и обычаям МТП для документарных аккредитивов в редакции 1983 г. Однако, если в соответствии с документарным аккредитивом выплаты производятся в результате надлежащего исполнения обязательство, то по "резервному аккредитиву" банк-гарант осуществляет платеж при неисполнении принципалом своих обязательств, несмотря на представление определенных документов: арбитражного решения о компенсации ущерба, понесенного бенефициаром; судебного решения о банкротстве принципала; заключения двусторонней комиссии о неисполнении контракта и т.д. Отличие "резервного аккредитива" от гарантии исполнения контракта заключается в том, что выплаты по нему осуществляются только при наличии перечисленных документов, в то время как доя гарантии исполнения контракта достаточно лишь одного требования бенефициара.


2.3. Структура банковских гарантий.

В банковской практике широко распространены и играют роль обычая правила выдачи банковских гарантий. На их основе применяются типовые модели и стандартные формы различных видов банковских гарантий. Однако, используя ту или иную стандартную форму в конкретном случае, следует всегда учитывать императивные нормы законодательства, действующего в месте выдачи гарантии и применимого в качестве материально-правового регулирования соответствующих правоотношений. Например, по законодательству Нидерландов, если бенефициаром гарантии выступает компания, находящаяся в собственности государства, то банковская гарантия должна соответствовать типовому образцу, составленному уполномоченными государственными органами, в том числе Центральным банком. Окончательный текст гарантии обязательно должен представлять собой результат согласования намерений банка-гаранта и бенефициара. Текст составляется ясным и четким языком, содержит не двусмысленные положения, соответствующие гарантийным условиям основного контракта и применимому праву.

Характер положений, записанных в гарантии, зависит от усмотрения сторон, однако любая банковская гарантия должна включать следующее:

1. ссылку на основной контракт, в соответствии с которым она выдается;

2. срок действия;

3. гарантийную сумму и валюту, в которой она выплачивается;

4. средство и место осуществления платежа;

5. применимое право;

6. порядок разрешения споров;

7. механизм платежа по гарантии.

Механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой гарантии. Именно он позволяет объединить различные виды гарантий в две большие группы:

1. условные гарантии;

2. гарантии по первому требованию.

Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более поздний срок. Требование об уплате гарантийной суммы должно быть заявлено гаранту в период действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи; для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6 месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В соответствии с Унифицированными правилами 1992 г. окончание срока действия гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом, что он немного превышает срок действия основного контракта (ст.22). независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое существование в результате представления письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от ответственности (ст.23). В силу объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы доя давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.


Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности гаранта или эмитента (ст.28). Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или контр гарантию (в случае непрямой гарантии). Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по взаимному согласию. Норма о юрисдикции в Унифицированных правилах 1992 г. отличается от содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с последними любой спор, возникающий в связи с

гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом и бенефициаром. Если же такое соглашение не было достигнуто, то спор будет разрешаться исключительно компетентным судом в стране местонахождения гаранта (ст.11).

Унифицированные правила МТП содержат большей частью материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения сторон по гарантийному обязательству. Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы Унифицированных правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая выражается в следующем. Несмотря на подчинение данной конкретной гарантии Унифицированным правилам МТП (а это обязательно должно быть зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны по взаимному согласию могут отступить от их содержания. Возникает вопрос: если стороны выбрали применимое право и зафиксировали его в тексте гарантии, то каково соотношение норм Унифицированных правил и норм избранного сторонами права? Это, пожалуй, наиболее сложный юридический вопрос. Представляется, что императивные нормы национального законодательства будут превалировать над диспозитивными нормами обычно-правового характера. Это значит, что содержание гарантии не должно противоречить императивным нормам национального права, избранного сторонами. А также права страны, чью государственную принадлежность имеют стороны в гарантийном обязательстве. В случае, если материальных норм международного характера (Унифицированные правила) недостаточно для разрешения каких-либо вопросов, применяются диспозитивные материальные нормы соответствующего национального права.


Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.

Одной из важнейших задач Центрального банка России в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей.

Регулирующая деятельность Центрального банка России основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.

Достижение поставленных задач по регулированию деятельности коммерческих банков достигается Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков.


К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком России в отношении количественных и качественных параметров деятельности коммерческих банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

- введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

- ограничение на открытие филиалов и отделений;

- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

- определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.

В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны является:

- установление минимальных резервных требований;

- определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита);

- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.