Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма..pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ состояния налоговой системы в РФ
1.1.Структура налоговой системы РФ
1.2. Состояние налоговой системы РФ
Глава 2. Пути совершенствования российской налоговой системы
2.1. Актуальные проблемы развития налоговой системы РФ и направления ее совершенствования
ВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях всемирного кризиса налоги как инструмент финансового обеспечения и регулирования экономической жизни общества приобретают не только немаловажное (как это было всегда), но и краеугольное значение. Своевременное пополнение бюджета с помощью системы налогов необходимо для выживания государства как такового, сохранения на должном уровне всего, что было достигнуто цивилизованным обществом в социальной сфере – пенсий, пособий, бюджетного финансирования образования и медицины. С другой стороны, налоговая система должна проявить гибкость, подстраиваясь под неблагоприятные экстремальные значения экономических факторов. Поддержка внутри страны наиболее важных и уязвимых секторов (к каким относятся, например, наука и малый бизнес) путем снижения налогового бремени поможет не умереть производству, научным исследованиям и другим, социально значимым видам деятельности, а, значит, даст возможность обществу и дальше развиваться, а государству – иметь стабильные источники дохода.
Данная работа призвана помочь разобраться в действующей налоговой системе России, проанализировать ее положительные и отрицательные стороны, выделить основные противоречия.
Объектом исследования служит система налогообложения РФ.
Предмет исследования - перспективы современного развития налоговой системы РФ.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения;
рассмотреть основные изменения налогового законодательства;
выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
В качестве теоретической и методологической основы курсовой работы использовались: Налоговый Кодекс РФ в разных редакциях, Законы Ростовской области о налогах, периодические печатные издания, посвященные теме налогов План мероприятий («дорожная карта») "Совершенствование налогового администрирования", учебная и научная литература, публикации в сети Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Анализ состояния налоговой системы в РФ
1.1.Структура налоговой системы РФ
На сегодняшний день, все налоги, сборы, пошлины и другие фискальные платежи составляют более 80% доходов бюджетной системы РФ.
В соответствии со статьей 12 НК РФ, система налогов и сборов в РФ отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя уровнями:
1. Федеральные налоги и сборы;
2. Региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
3. Местные налоги и сборы (в пользу муниципальных образований).
Федеральные налоги и сборы отвечают одновременно двум условиям:
1. Устанавливаются НК РФ (ст. 13);
2. Обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги и сборы:
1. Устанавливаются НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ;
2. Вводятся в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ;
3. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;[1]
4. Субъекты РФ при установлении регионального налога определяют:
налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);
порядок и сроки уплаты налога;
формы отчетности по региональному налогу;
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. [8.C.22]
Местные налоги и сборы:
1.Устанавливаются НК РФ (ст. 15) и нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ; [3.C.910]
2. Вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
3.Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
Согласно ст. 12 НК РФ, запрещено устанавливать региональные либо местные налоги, не предусмотренные НК РФ. [1]
Дополнительно вводятся специальные налоговые режимы, предусматривающие налоги, не указанные в ст. 13 - ст. 15 НК РФ и определяются порядок установления таких налогов. [1]
Специальные налоговые режимы предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ [1], вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;
налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
особенности определения налоговой базы;
налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.[8.C.810]
Налоговая система РФ находится в постоянном развитии, приспосабливаясь к изменениям внутренней и внешней политики государства, тенденциям мировой экономики, внешнего и внутреннего рынков, изменениям в социальной сфере, и включает на сегодняшний день 14 обязательных платежей, а также 5 специальных налоговых режимов, которые могут применяться по выбору самих налогоплательщиков. [9.C.26]
Налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на виды по субъекту в соответствии с несколькими критериями — порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.
К федеральным налогам и сборам на 1 января 2018 года НК РФ относит 8 платежей, обязательных к уплате на территории всей России (за исключениями, предоставляемыми специальными налоговыми режимами):
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина. [1]
Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ. [10.C.88]
Региональными налогами на 1 января 2018 года признаются следующие налоги на территориях соответствующих субъектов РФ (за исключениями, предоставляемыми спецрежимами):
1) налог на имущество организаций;
Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами субъектов РФ.
Местными налогами и сборами признаются следующие налоги и сборы:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Все вышеперечисленные налоги образуют так называемую «общую систему налогообложения» (ОСНО). [12.C.600]
В России установлены следующие основные ставки пропорциональных налогов:
налог на прибыль организаций - 20% от прибыли;
налог на добавленную стоимость (НДС) - 18% от стоимости реализации произведенного продукта (услуг, торговой наценки);
налог на имущество организаций - 2,2% от кадастровой стоимости основных средств и некоторых объектов движимого имущества организаций;
налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% . [1]
Как было указано выше, ставка НДФЛ в России является в настоящее время единой для всех плательщиков, независимо от доходов. В то же время ставка транспортного налога растет в зависимости от мощности автомобиля (а, следовательно, и от цены), и потому этот налог относится к прогрессивным.
Осуществляя свою регулирующую функцию и выполняя программы поддержки малого и среднего бизнеса, добывающей промышленности и сельского хозяйства, государство установило специальные налоговые режимы, гораздо более выгодные для ведения бизнеса указанными категориями предпринимателей. [13.C.65]
К специальным налоговым режимам, предусматривающим налоги, не относящиеся к ОСНО, и освобождающим от уплаты части налогов из вышеперечисленных, относятся:
1) Наиболее популярная среди субъектов малого бизнеса, благодаря упрощению учета, уменьшению отчетности и налоговой нагрузки, «Упрощенная система налогообложения» (сокращенно – УСНО, глава 26.2 НК РФ). Организации и предприниматели, перешедшие на этот спец. режим, уплачивают налог с дохода (поступления в кассу либо на счет в банке) по ставке 6% или же, по своему собственному выбору, - с разницы между доходами и расходами по ставке до 15%, дифференцированно устанавливаемой субъектами РФ (в Ростовской области – 10%). Для сравнения, ставка налога прибыль при ОСНО составляет 20% от прибыли. Кроме того, если плательщик выбрал ставку 6% с дохода, он имеет право уменьшить налог на сумму уплаченных взносов на обязательное страхование (пенсионное, медицинское, социальное), уплаченных за себя и своих работников. В результате налог к уплате может составлять от 0% до 6%. [15.C.330]