Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (сокращенно - ЕНВД, глава 26.3 НН РФ) - ее активно применяют небольшие магазины, рынки, транспортные компании, индивидуальные предприниматели и предприятия бытовых услуг, так как она упрощает учет и отчетность и позволяет уплачивать налог-константу с так называемого «вмененного дохода», зависящий от вида и места осуществления деятельности, но не зависящий от конкретных показателей выручки (дохода) за тот или иной период. Обязательные страховые взносы уменьшают этот налог, как и в случае с УСНО. Поэтому для многих индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, этот налог вообще может сводиться к нулю, и их единственная налоговая нагрузка сводится к уплате обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.[1]

3) «Патентная система налогообложения» (сокращенно – ПСН, глава 26.5 НК РФ), позволяющая индивидуальным предпринимателям вести самый простой учет и не представлять налоговые декларации, уплатив при этом твердую стоимость патента, определяемую в зависимости от вида деятельности, а также пользоваться льготами для впервые созданного бизнеса, если это предусмотрено законами субъектов РФ. [1]

4) «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН, глава 26.1 Налогового Кодекса), устанавливающая самую низкую ставку налога на полученную прибыль для сельхозпроизводителей (6% от разницы между доходами и расходами).

5) «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (глава 26.4 Налогового Кодекса), которая применяется добывающими компаниями при добыче нефти, газового конденсата и других полезных ископаемых при выполнении соглашений, которые заключены в рамках Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции". [15.C.332]

Переход на специальные налоговые режимы является в России добровольным. Кроме налогов и сборов, регулируемых НК РФ, на сегодняшний день установлены три вида обязательных страховых взносов с фонда оплаты труда работодателей: в Пенсионный фонд (ПФ РФ) по регрессивной шкале - 22% с годовой совокупной зарплаты сотрудника до 796 000 рублей включительно и 10% от начисленной с начала года зарплаты выше этого уровня; в Фонд социального страхования (ФСС РФ)— 2,9% с совокупной годовой зарплаты до 718 000 рублей и ноль с начислений, превышающих этот порог; в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 5,1% от зарплаты любого размера.


При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.

Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.

Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки — это тот уровень нагрузки, который складывается при средней за несколько лет внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.

Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий. [16.C.32]

С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики. [17.C.1067]

1.2. Состояние налоговой системы РФ

В Таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет РФ и внебюджетных фондов) в 2008 - 2014 годах и валового внутреннего продукта (далее - ВВП).


Представленные в Таблице 1 данные демонстрируют, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов и прочих налоговых платежей) в долях ВВП снизились по сравнению с 2008 годом, однако на протяжении следующих 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34,4% - 35% ВВП).

Таблица 1. -Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП) [21]

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы всего

39,17

35,04

34,62

37,26

37,69

36,93

36,93

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

в том числе

Налог на прибыль организаций

6,09

3,26

3,83

4,06

3,79

3,13

3,33

Налог на доходы физических лиц

4,04

4,29

3,87

3,57

3,64

3,78

3,78

Налог на добавленную стоимость

5,17

5,28

5,40

5,81

5,70

5,35

5,52

Акцизы

0,85

0,89

1,02

1,16

1,35

1,53

1,50

Таможенные пошлины

8,51

6,52

6,74

8,25

8,20

7,51

7,74

Налог на добычу полезных ископаемых

4,14

2,72

3,04

3,65

3,96

3,89

4,07

Единый социальный налог и страховые взносы

5,52

5,93

5,35

6,30

6,60

7,09

6,66

Прочие налоги и сборы

1,73

1,99

1,88

1,71

1,74

1,84

1,82


При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России традиционно выделяют нефтегазовые доходы - налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2). По мнению Правительства Российской Федерации, в состав таких доходов в аналитических целях следует также добавить доходы от акцизов на нефтепродукты.

Из представленной Таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.

Таблица 2.-Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП) [21]

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

11,17

8,19

8,64

10,75

11,16

10,66

11,11

из них:

НДПИ на нефть

3,81

2,41

2,74

3,30

3,43

3,31

3,45

НДПИ на газ

0,24

0,21

0,20

0,25

0,43

0,49

0,52

Акцизы на нефтепродукты

0,34

0,38

0,37

0,51

0,59

0,63

0,54

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,32

3,10

3,61

4,17

4,00

3,53

3,67

Вывозные таможенные пошлины на газ

1,19

1,12

0,42

0,69

0,70

0,72

0,68

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,27

0,98

1,30

1,67

1,82

1,82

2,09

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

0,00

0,00

0,00

0,16

0,19

0,16

0,15

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

24,87

22,69

22,48

23,75

23,81

23,45

23,31


Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (Таблица 3). При этом в 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора, определяемые указанным выше способом, составили 11,11% ВВП, от других видов деятельности - 23,31% ВВП.

Таблица 3.-Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор и влияние на доходы бюджетов расширенного правительства в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

налоговые доходы по виду деятельности к ВВП всего

Добыча сырой нефти и природного газа

предоставление услуг в этих областях

12,00

8,69

9,22

11,17

11,41

10,97

11,66

Остальные виды деятельности

24,04

22,19

21,90

23,33

23,56

23,15

22,75

налоговые доходы по виду деятельности к ВВП по виду деятельности

Добыча сырой нефти и природного газа;

предоставление услуг в этих областях

88,95

75,21

75,43

78,89

76,84

77,09

81,46

Остальные виды деятельности

27,78

25,09

24,95

27,18

27,68

26,98

26,74