Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается уровня налоговой нагрузки по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85% ВВП, при этом по итогам 2014 года несколько снизился до 3,78% ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2008 году - 5,17% ВВП и в 2014 году - 5,52% ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09% ВВП до 3,33% ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008 - 2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.

Более чем в 1,8 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85% ВВП в 2008 году до 1,50% ВВП в 2014 году). Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции. [21]

В период 2012 - 2014 годов индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары (за исключением табачной продукции и нефтепродуктов).

На 2015 год было принято решение не повышать ставки акцизов на алкогольную продукцию; начиная с 2016 - 2017 гг. законодательством предусмотрено повышение ставок акцизов на отдельные товары алкогольной группы, однако не такими высокими темпами, как до 2015 года.

Что касается ставок акцизов на табачную продукцию, то здесь налоговая политика определялась планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010 - 2015 годах, а также Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". [19.C.59]

Так, с 2008 года по 2014 год минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром была увеличена более чем в 7 раз, а специфическая ставка в 6,6 раз (Таблица 4).


Начиная с 2012 года, установлены единые ставки акциза на сигареты без фильтра и на сигареты с фильтром.

Такая политика позволила увеличить доходы, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации от акцизов на табачную продукцию, с учетом импорта, в 4,88 раза - с 65,3 млрд. руб. в 2008 году до 318,8 млрд. руб. в 2014 году.

Таблица 4.-Ставки акцизов на табачную продукцию с 2008 по 2015 год

Ед. изм.

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Минимальная ставка

руб./1000 шт.

142

177

250

360

510

730

1 040

1 330

Темп роста, раз

1,23

1,25

1,41

1,44

1,42

1,43

1,42

1,28

Адвалорная ставка

%

5,50%

6,00%

6,50%

7,00%

7,50%

8,00%

8,50%

11,00%

Темп роста, раз

1,10

1,09

1,08

1,08

1,07

1,07

1,06

1,29

Специфическая ставка

руб./1000 шт.

120

150

205

280

390

550

800

960

Темп роста, раз

1,20

1,25

1,37

1,37

1,39

1,41

1,45

1,20

Минимальная ставка

руб./1000 шт.

72

93

155

310

510

730

1 040

1 330

Темп роста, раз

1,20

1,29

1,67

2,00

1,65

1,43

1,42

1,28

Адвалорная ставка

%

5,50%

6,00%

6,50%

6,50%

7,50%

8,00%

8,50%

11,00%

Темп роста, раз

1,10

1,09

1,08

1,00

1,15

1,07

1,06

1,29

Специфическая ставка

руб./1000 шт.

55

72

125

250

390

550

800

960

Темп роста, раз

1,22

1,31

1,74

2,00

1,56

1,41

1,45

1,20


Необходимо отметить, что расчет уровня налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации сопоставим с аналогичными расчетами по странам-членам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). [21]

Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах-членах ОЭСР в 2013 году составил 34,46% к ВВП, что на 0,35 процентных пункта выше значения в России - 34,11% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил - 23,45% к ВВП, что на 11,01 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР.

Одним из наиболее часто используемых индикаторов ведения деятельности в конкретной стране и сравнения с другими странами являются показатели Doing Business - "Ведение бизнеса", рассчитываемые ежегодно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Результатом сравнительного анализа на основе типовой модели среднего предприятия является оценка различных условий его деятельности.

Российская Федерация в отчете DoingBusiness 2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2015 года, занимает 62-ю позицию.

Оценка проводится по 10 направлениям государственного регулирования, в том числе по направлениям "Налогообложение" и "Регистрация предприятий". [1]

Таблица 5.-Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение бизнеса" за 2012 - 2013 годы [21]

Индикатор

Страны ОЭСР (среднее)

Страны G20 (среднее, кроме России)

Страны БРИКС (среднее, кроме России)

Страны ЕАЭС (среднее, кроме России)

Россия

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

Рейтинг

59/53

55

84/67

67

124/118

99

95/82

64

56/48

49

Выплаты (количество)

12/12

12

13/13

12

18/14

14

20/20

19

7/7

7

Время (часы)

184/ 185

185

218/202

199

251/254

235

274/274

226

177/177

168

Налог на прибыль (% прибыли)

16,3/16,3

16,5

17,7/14,6

14,8

20,4/19,7

19,9

12,6/12,5

13,4

8/8,5

8,4

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)

23,5/ 23,3

23,3

23,1/25,6

25,6

26,9/28,6

28,6

23,2/22,3

17,4

36,7/35,2

35,4

Другие налоги (% прибыли)

2,1/ 1,9

1,9

8,2/4,5

4,8

10,3/7,6

7,6

2,9/1,6

1,6

6,1/5,0

5,1

Общая налоговая ставка (% прибыли)

41,8/41,6

41,8

49,0/4,7

45,2

57,5/56,0

56,0

38,7/36,4

32,5

50,7/48,7

48,9


Индикатор "Налогообложение" предоставляет информацию о налогах, которые должна уплатить в рассматриваемом году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов.

По агрегированному значению индикатора "Налогообложение" за 2015 год Российская Федерация заняла 49 место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение по странам "Большой двадцатки" (в среднем - 67 место), странам ЕАЭС (в среднем - 64 место), странам ОЭСР (в среднем - 55 место). [17.C.55]

Среди стран "Группы 20" только у 7 стран более высокий индивидуальный страновой рейтинг по индикатору "Налогообложение", из них 5 являются членами ОЭСР: Австралия (39 место), Великобритания (16 место), Канада (9 место), США (47 место), Южная Корея (25 место), а также Саудовская Аравия (3 место) и ЮАР (19 место).

В настоящий момент налоговая система России претерпевает очередные изменения. С 2017 года готовится введение вместо страховых взносов единого страхового сбора (ЕСС), который будет также администрироваться Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ) и увеличит приток налоговых поступлений в бюджет примерно на 22%.

Это, в свою очередь, вызовет дополнительные траты денег налогоплательщиков на расширение и переобучение штата сотрудников ФНС, которые уже сейчас перегружены текущей работой и растущим, как снежный ком, объемом законодательной информации об изменениях налогов и сборов. Также это породит поток новых форм отчетности, под который придется перестаиваться налогоплательщикам.

Следует отметить, что, несмотря на определенные достижения на мировом уровне, налоговое законодательство России и его трактовки меняются с головокружительной скоростью, так что не только плательщики, но и само налоговое ведомство не всегда успевают «переварить» перемены. Результатом являются многочисленные нестыковки и разъяснения законодательства, иногда до смешного противоречивые. Как это произошло с двумя официальными письмами ФНС РФ от 29.09.2014, согласно одному из которых НДФЛ авансом платить нельзя, под страхом штрафных санкций, а согласно другому можно, и санкции применять нельзя. Среди плательщиков, прочитавших первое письмо, но не увидевших второго, началась тогда настоящая паника. Бухгалтерские работники почти год ждали репрессий за наполнение бюджета налогом «раньше времени», пока в конце 2015 года ФНС РФ не решила обнародовать третье письмо, успокоительное. В Налоговом Кодексе все еще хватает неясностей, из-за чего целые отделы ФНС заняты только тем, что отвечают на письма плательщиков, разъясняя законодательство. Все это говорит о нестабильности и неопределенности налоговой системы. [2]


Особо хочется отметить возросшие затраты времени, труда и средств налогоплательщиков на составление и представление ставшей обязательной электронной отчетности. Стоимость электронного документооборота с фискальными органами равна сейчас годовому налогу с дохода микропредприятия. Для каждого такого органа (ФНС, ПФ РФ, ФСС РФ и т.д.) нужно ежегодно оплачивать отдельную ЭЦП (электронно-цифровую подпись), интернет-связь, услуги сертифицированного провайдера. Государство, которому эта отчетность нужна в первую очередь, до сих пор не сочло возможным сделать электронный документооборот с плательщиками бесплатным. А объем представляемых форм все растет, и услуги провайдеров дорожают. И все это в период кризиса, когда предприниматели и так еле сводят концы с концами. Так что говорить об экономичности и удобстве налоговой системы можно пока только в отрицательном смысле. Но даже и это не самое важное ее упущение.

Стремясь повысить собираемость налогов и упростить администрирование, российская налоговая система жертвует главным критерием – справедливостью. Мультимиллионеры в России платят тот же подоходный налог, что и самые бедные слои населения, а регрессивная шкала страховых взносов со сверхкрупных зарплат не только несправедлива, но и нелогична – учитывая нехватку денег на выплату пенсий и увеличением в связи с этим пенсионного возраста в нашей стране. Законодатели оправдывают это целью «обелить» зарплату и собрать больше налогов, а также невозможностью проконтролировать все доходы плательщиков. Но ведь другие страны с этим справляются, и весьма успешно. Почему же не взять пример с них? Хотя бы с Китая, чья экономика развивается, несмотря на кризис. НДФЛ относится к прямым налогам. Следовательно, должен выполнять регулирующую функцию, гарантирующую справедливое распределение общественных благ. У нас же он этой функции не выполняет вовсе. Как и система пенсионных взносов, которая не в состоянии собрать средства на выплату пенсий, зато позволяет получателям больших зарплат платить отчисления по минимальным ставкам.

По элементарным подсчетам, при действующих ставках налога на прибыль, НДС и ставках взносов от фонда оплаты труда среднее производственное предприятие на общей системе налогообложения вынуждено работать себе в убыток, находясь в постоянных долгах и почти не имея возможности взять выгодный кредит, так как банки весьма неохотно финансируют этот бесперспективный для нашей страны сектор. Это порождает уход производителей в тень, либо смену их деятельности на торговую – то есть планомерно вытесняет производственный сектор из экономики. И говорит о непродуманности и непропорциональности налоговой системы.