Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма..pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ состояния налоговой системы в РФ
1.1.Структура налоговой системы РФ
1.2. Состояние налоговой системы РФ
Глава 2. Пути совершенствования российской налоговой системы
2.1. Актуальные проблемы развития налоговой системы РФ и направления ее совершенствования
2) «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (сокращенно - ЕНВД, глава 26.3 НН РФ) - ее активно применяют небольшие магазины, рынки, транспортные компании, индивидуальные предприниматели и предприятия бытовых услуг, так как она упрощает учет и отчетность и позволяет уплачивать налог-константу с так называемого «вмененного дохода», зависящий от вида и места осуществления деятельности, но не зависящий от конкретных показателей выручки (дохода) за тот или иной период. Обязательные страховые взносы уменьшают этот налог, как и в случае с УСНО. Поэтому для многих индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, этот налог вообще может сводиться к нулю, и их единственная налоговая нагрузка сводится к уплате обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.[1]
3) «Патентная система налогообложения» (сокращенно – ПСН, глава 26.5 НК РФ), позволяющая индивидуальным предпринимателям вести самый простой учет и не представлять налоговые декларации, уплатив при этом твердую стоимость патента, определяемую в зависимости от вида деятельности, а также пользоваться льготами для впервые созданного бизнеса, если это предусмотрено законами субъектов РФ. [1]
4) «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН, глава 26.1 Налогового Кодекса), устанавливающая самую низкую ставку налога на полученную прибыль для сельхозпроизводителей (6% от разницы между доходами и расходами).
5) «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» (глава 26.4 Налогового Кодекса), которая применяется добывающими компаниями при добыче нефти, газового конденсата и других полезных ископаемых при выполнении соглашений, которые заключены в рамках Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции". [15.C.332]
Переход на специальные налоговые режимы является в России добровольным. Кроме налогов и сборов, регулируемых НК РФ, на сегодняшний день установлены три вида обязательных страховых взносов с фонда оплаты труда работодателей: в Пенсионный фонд (ПФ РФ) по регрессивной шкале - 22% с годовой совокупной зарплаты сотрудника до 796 000 рублей включительно и 10% от начисленной с начала года зарплаты выше этого уровня; в Фонд социального страхования (ФСС РФ)— 2,9% с совокупной годовой зарплаты до 718 000 рублей и ноль с начислений, превышающих этот порог; в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 5,1% от зарплаты любого размера.
При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.
Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки — это тот уровень нагрузки, который складывается при средней за несколько лет внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.
Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий. [16.C.32]
С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики. [17.C.1067]
1.2. Состояние налоговой системы РФ
В Таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет РФ и внебюджетных фондов) в 2008 - 2014 годах и валового внутреннего продукта (далее - ВВП).
Представленные в Таблице 1 данные демонстрируют, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов и прочих налоговых платежей) в долях ВВП снизились по сравнению с 2008 годом, однако на протяжении следующих 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34,4% - 35% ВВП).
Таблица 1. -Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП) [21]
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Доходы всего |
39,17 |
35,04 |
34,62 |
37,26 |
37,69 |
36,93 |
36,93 |
Налоговые доходы и платежи |
36,04 |
30,88 |
31,12 |
34,50 |
34,97 |
34,11 |
34,42 |
в том числе |
|||||||
Налог на прибыль организаций |
6,09 |
3,26 |
3,83 |
4,06 |
3,79 |
3,13 |
3,33 |
Налог на доходы физических лиц |
4,04 |
4,29 |
3,87 |
3,57 |
3,64 |
3,78 |
3,78 |
Налог на добавленную стоимость |
5,17 |
5,28 |
5,40 |
5,81 |
5,70 |
5,35 |
5,52 |
Акцизы |
0,85 |
0,89 |
1,02 |
1,16 |
1,35 |
1,53 |
1,50 |
Таможенные пошлины |
8,51 |
6,52 |
6,74 |
8,25 |
8,20 |
7,51 |
7,74 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
4,14 |
2,72 |
3,04 |
3,65 |
3,96 |
3,89 |
4,07 |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,52 |
5,93 |
5,35 |
6,30 |
6,60 |
7,09 |
6,66 |
Прочие налоги и сборы |
1,73 |
1,99 |
1,88 |
1,71 |
1,74 |
1,84 |
1,82 |
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России традиционно выделяют нефтегазовые доходы - налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2). По мнению Правительства Российской Федерации, в состав таких доходов в аналитических целях следует также добавить доходы от акцизов на нефтепродукты.
Из представленной Таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.
Таблица 2.-Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП) [21]
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Налоговые доходы и платежи |
36,04 |
30,88 |
31,12 |
34,50 |
34,97 |
34,11 |
34,42 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
11,17 |
8,19 |
8,64 |
10,75 |
11,16 |
10,66 |
11,11 |
из них: |
|||||||
НДПИ на нефть |
3,81 |
2,41 |
2,74 |
3,30 |
3,43 |
3,31 |
3,45 |
НДПИ на газ |
0,24 |
0,21 |
0,20 |
0,25 |
0,43 |
0,49 |
0,52 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,34 |
0,38 |
0,37 |
0,51 |
0,59 |
0,63 |
0,54 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
4,32 |
3,10 |
3,61 |
4,17 |
4,00 |
3,53 |
3,67 |
Вывозные таможенные пошлины на газ |
1,19 |
1,12 |
0,42 |
0,69 |
0,70 |
0,72 |
0,68 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
1,27 |
0,98 |
1,30 |
1,67 |
1,82 |
1,82 |
2,09 |
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,16 |
0,19 |
0,16 |
0,15 |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
24,87 |
22,69 |
22,48 |
23,75 |
23,81 |
23,45 |
23,31 |
Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (Таблица 3). При этом в 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора, определяемые указанным выше способом, составили 11,11% ВВП, от других видов деятельности - 23,31% ВВП.
Таблица 3.-Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор и влияние на доходы бюджетов расширенного правительства в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Налоговые доходы и платежи |
36,04 |
30,88 |
31,12 |
34,50 |
34,97 |
34,11 |
34,42 |
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП всего |
|||||||
Добыча сырой нефти и природного газа предоставление услуг в этих областях |
12,00 |
8,69 |
9,22 |
11,17 |
11,41 |
10,97 |
11,66 |
Остальные виды деятельности |
24,04 |
22,19 |
21,90 |
23,33 |
23,56 |
23,15 |
22,75 |
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП по виду деятельности |
|||||||
Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях |
88,95 |
75,21 |
75,43 |
78,89 |
76,84 |
77,09 |
81,46 |
Остальные виды деятельности |
27,78 |
25,09 |
24,95 |
27,18 |
27,68 |
26,98 |
26,74 |