Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях всемирного кризиса налоги как инструмент финансового обеспечения и регулирования экономической жизни общества приобретают не только немаловажное (как это было всегда), но и краеугольное значение. Своевременное пополнение бюджета с помощью системы налогов необходимо для выживания государства как такового, сохранения на должном уровне всего, что было достигнуто цивилизованным обществом в социальной сфере – пенсий, пособий, бюджетного финансирования образования и медицины. С другой стороны, налоговая система должна проявить гибкость, подстраиваясь под неблагоприятные экстремальные значения экономических факторов. Поддержка внутри страны наиболее важных и уязвимых секторов (к каким относятся, например, наука и малый бизнес) путем снижения налогового бремени поможет не умереть производству, научным исследованиям и другим, социально значимым видам деятельности, а, значит, даст возможность обществу и дальше развиваться, а государству – иметь стабильные источники дохода.

Данная работа призвана помочь разобраться в действующей налоговой системе России, проанализировать ее положительные и отрицательные стороны, выделить основные противоречия.

Объектом исследования служит система налогообложения РФ.

Предмет исследования - перспективы современного развития налоговой системы РФ.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;

описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения;

рассмотреть основные изменения налогового законодательства;

выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.

В качестве теоретической и методологической основы курсовой работы использовались: Налоговый Кодекс РФ в разных редакциях, Законы Ростовской области о налогах, периодические печатные издания, посвященные теме налогов План мероприятий («дорожная карта») "Совершенствование налогового администрирования", учебная и научная литература, публикации в сети Интернет.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Анализ состояния налоговой системы в РФ

1.1.Структура налоговой системы РФ

На сегодняшний день, все налоги, сборы, пошлины и другие фискальные платежи составляют более 80% доходов бюджетной системы РФ.

В соответствии со статьей 12 НК РФ, система налогов и сборов в РФ отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя уровнями:

1. Федеральные налоги и сборы;

2. Региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

3. Местные налоги и сборы (в пользу муниципальных образований).

Федеральные налоги и сборы отвечают одновременно двум условиям:

1. Устанавливаются НК РФ (ст. 13);

2. Обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы:

1. Устанавливаются НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ;

2. Вводятся в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ;

3. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;[1]

4. Субъекты РФ при установлении регионального налога определяют:

налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);

порядок и сроки уплаты налога;

формы отчетности по региональному налогу;

налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. [8.C.22]

Местные налоги и сборы:

1.Устанавливаются НК РФ (ст. 15) и нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ; [3.C.910]

2. Вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;


3.Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);

Согласно ст. 12 НК РФ, запрещено устанавливать региональные либо местные налоги, не предусмотренные НК РФ. [1]

Дополнительно вводятся специальные налоговые режимы, предусматривающие налоги, не указанные в ст. 13 - ст. 15 НК РФ и определяются порядок установления таких налогов. [1]

Специальные налоговые режимы предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ [1], вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.[8.C.810]

Налоговая система РФ находится в постоянном развитии, приспосабливаясь к изменениям внутренней и внешней политики государства, тенденциям мировой экономики, внешнего и внутреннего рынков, изменениям в социальной сфере, и включает на сегодняшний день 14 обязательных платежей, а также 5 специальных налоговых режимов, которые могут применяться по выбору самих налогоплательщиков. [9.C.26]

Налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на виды по субъекту в соответствии с несколькими критериями — порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

К федеральным налогам и сборам на 1 января 2018 года НК РФ относит 8 платежей, обязательных к уплате на территории всей России (за исключениями, предоставляемыми специальными налоговыми режимами):


1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина. [1]

Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ. [10.C.88]

Региональными налогами на 1 января 2018 года признаются следующие налоги на территориях соответствующих субъектов РФ (за исключениями, предоставляемыми спецрежимами):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами субъектов РФ.

Местными налогами и сборами признаются следующие налоги и сборы:


1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Все вышеперечисленные налоги образуют так называемую «общую систему налогообложения» (ОСНО). [12.C.600]

В России установлены следующие основные ставки пропорциональных налогов:

налог на прибыль организаций - 20% от прибыли;

налог на добавленную стоимость (НДС) - 18% от стоимости реализации произведенного продукта (услуг, торговой наценки);

налог на имущество организаций - 2,2% от кадастровой стоимости основных средств и некоторых объектов движимого имущества организаций;

налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% . [1]

Как было указано выше, ставка НДФЛ в России является в настоящее время единой для всех плательщиков, независимо от доходов. В то же время ставка транспортного налога растет в зависимости от мощности автомобиля (а, следовательно, и от цены), и потому этот налог относится к прогрессивным.

Осуществляя свою регулирующую функцию и выполняя программы поддержки малого и среднего бизнеса, добывающей промышленности и сельского хозяйства, государство установило специальные налоговые режимы, гораздо более выгодные для ведения бизнеса указанными категориями предпринимателей. [13.C.65]

К специальным налоговым режимам, предусматривающим налоги, не относящиеся к ОСНО, и освобождающим от уплаты части налогов из вышеперечисленных, относятся:

1) Наиболее популярная среди субъектов малого бизнеса, благодаря упрощению учета, уменьшению отчетности и налоговой нагрузки, «Упрощенная система налогообложения» (сокращенно – УСНО, глава 26.2 НК РФ). Организации и предприниматели, перешедшие на этот спец. режим, уплачивают налог с дохода (поступления в кассу либо на счет в банке) по ставке 6% или же, по своему собственному выбору, - с разницы между доходами и расходами по ставке до 15%, дифференцированно устанавливаемой субъектами РФ (в Ростовской области – 10%). Для сравнения, ставка налога прибыль при ОСНО составляет 20% от прибыли. Кроме того, если плательщик выбрал ставку 6% с дохода, он имеет право уменьшить налог на сумму уплаченных взносов на обязательное страхование (пенсионное, медицинское, социальное), уплаченных за себя и своих работников. В результате налог к уплате может составлять от 0% до 6%. [15.C.330]