Файл: Современные проблемы недействительности сделок..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сделки бывают бессрочными и срочными. В бессрочных сделках не определяется ни момент ее вступления в действие, ни момент ее прекращения. Такая сделка немедленно вступает в силу. Сделки, в которых определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент ее прекращения, либо оба указанных момента, называются срочными.

Выделяют также фидуциарные (от лат. fiducia - доверие) сделки, которые имеют доверительный характер. Так, поручение, комиссия, передача имущества в доверительное управление связаны с наличием так называемых лично-доверительных отношений сторон. Особенность фидуциарных сделок состоит в том, что изменение характера взаимоотношений сторон, утрата их доверительного характера может привести к прекращению отношений в одностороннем порядке. Например, поверенный и доверитель в договоре поручения вправе в любое время отказаться от договора.

1.2. Общие условия действительности сделок

Сделка должна быть правомерной, то есть законной по содержанию. Под правомерностью понимается соответствие условий, на которых совершается сделка, требованиям закона и иных нормативных актов.

Именно правомерностью сделка отличается от правонарушений (деликтов) – волевых действий, противоречащих закону и влекущих за собой такие правовые последствия, которых лицо, совершившее правонарушение, не имело в виду и наступления которых оно не желало.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Таким образом, критерий правомерности сделки, следующий из ст. 168 ГК РФ, - ее соответствие закону или иным правовым актам.

Порядок совершения физическими лицами сделок зависит от категории их дееспособности.

В соответствии со ст. 28 ГК за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Исключение составляют следующие сделки, совершаемые малолетними в возрасте от шести до четырнадцати лет: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (например, принятие в дар любого имущества, сделка с которым не подлежит государственной регистрации); сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.


Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей). Без согласия законных представителей несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать следующие виды сделок: распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки; совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения; по достижении шестнадцати лет быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

В настоящее время ГК РФ не дает определения понятия «воли и волеизъявления». Ни один гражданско-правовой договор, как правило, не может быть заключен без воли договаривающихся сторон, и договор не может быть узнаваемым без четкого выраженного волеизъявления об этом.

Таким образом, как полагает автор, выявление сущности и правового значения воли и волеизъявления как элементов гражданско-правового договора, определение их содержания представляются весьма актуальными в современных условиях рыночных отношений в России.

Как полагает автор, воля и волеизъявление образуют единый процесс, который можно назвать волевым.

Волевой процесс в гражданском праве представляет собой единое явление объективной реальности, является многоступенчатым и сложным, состоящим из двух составных частей: волеобразования (формирование воли) и волеизъявления. На формирование оказывают непосредственное влияние мотивы действий и мотивация поведения, которые в определенных случаях имеют предопределяющее значение для возникновения воли. При формировании воли действует не один мотив, а, как правило, несколько.

Воля в юридическом аспекте должна соответствовать следующим основным требованиям: процесс образования воли не должен иметь какие-либо пороки; – нормам-предписаниям конкретного закона; – существенным обстоятельствам для возникновения конкретного правоотношения; нет воли – не может возникнуть договорное отношение; – договорное правоотношение, возникшее без воли субъекта этого правоотношения, является порочным и не должно порождать какие-либо субъективные гражданские права и обязанности; – воля интересует право до тех пор, пока направлена на установление какого-либо юридического результата; – любая воля должна быть исследована в рамках нормы конкретного закона[8].


Предопределяющее значение для гражданского оборота имеют не конкретные воля и волеизъявление, а совпадение воль и волеизъявлений договаривающихся сторон.

В договорном праве преобладающим является принцип приоритета волеизъявления воли, что следует из нормы ст.431 ГК РФ. В интересах и потребностях гражданского оборота России целесообразно заложить обратный принцип – отдать предпочтение воли ее изъявлению, для чего предлагается изменить формулировку ст.431 ГК РФ.

На формирование волевого процесса воли и волеизъявления влияют предписания законов, правил добрых нравов, совести, разумности и ограничения, связанных с интересами гражданского оборота, защитой слабой стороны, публичными и общественными интересами, судебные акты.

При толковании волеизъявления сторон по гражданско-правовому договору следует установить действительную волю, а не исходить из буквального содержания договора. Толкование договора – это уяснение воль сторон.

Толкование гражданско-правового договора включает следующие стадии (основные): словесное толкование; реальное толкование; логическое толкование; дополнительное толкование[9].

Предлагается внести в первую часть ст. 431 ГК РФ изменение и изложить его в следующей редакции: «При толковании договора судом принимается во внимание действительная воля сторон, и суд не связан буквальным значением содержащихся в нем слов и выражений», а также из нормы второй части ст. 434 ГК РФ изъять возможность заключения договора посредством телефона и конкретизировать использованные для заключения договора телеграфной и телефонной связи. Действительная (истинная) воля может и не отразить в полном объеме внутреннюю волю, поскольку действительная воля формируется под влиянием различных факторов правового и неправового значения.

Свободная воля в гражданском праве – это воля, когда имеется совпадение, выработанное внутри психики человека волей и истинной (действительной) волей, когда изъявлена таким образом, что стала узнаваема.

В гражданском обороте действует презумпция соответствия волеизъявления внутренней воле контрагента.

Принцип предпочтения воли или волеизъявления действует в оспариваемых недействительных сделках.

Толкование договора – установление истинных воль договаривающихся сторон в целях определения заключенности, незаключенности или недействительности договора.

Под формой сделки в российском гражданском праве принято понимать способ выражения воли лиц, участвующих в сделке[10]. Гражданский кодекс РФ предусматривает три основные формы сделок: устную (ст. 159), простую письменную (ст. 160) и нотариальную (так называемую квалифицированную письменную) (ст. 163), известные также и советским кодексам (ст. 27 ГК РСФСР 1922 г.; ст. 42 ГК РСФСР 1964 г.). Молчание и конклюдентные действия как способы выражения воли участников сделки также являются видами форм сделок (п. 2, 3 ст. 158 ГК РФ).


Необходимость составления письменного документа побуждает стороны более четко формулировать договорные положения. Обычно к содержанию документа, оформляющего волеизъявление, стороны относятся более внимательно, чем к устным заявлениям. Предписание обязательного письменного оформления договора может даже повлиять на условия заключаемой сделки: ведь при составлении письменного документа стороны стремятся сформулировать свою волю более понятно, ясно и четко. Письменное оформление сделки может также побудить стороны согласовать те условия, которые при заключении сделки устно не были бы оговорены[11]. Данная функция называется четкость содержания (Inhaltsklarheit).

Другой целью установления письменной формы для определенного круга сделок является защита участников сделки от необдуманных, поспешных волеизъявлений (Übereilungsschutz). В том случае, когда для совершения сделки законом или соглашением сторон определена письменная форма, ее участники вынуждены затратить на оформление определенное время и усилия (составить и согласовать текст соглашения, подписать его, в некоторых случаях заверить у нотариуса). Предполагается, что это обстоятельство удерживает участников гражданского оборота от совершения опрометчивых волеизъявлений и необдуманного заключения сделок[12].

В некоторых случаях для совершения сделки закон устанавливает не только необходимость составления письменного документа, воплощающего волю сторон, но и предписывает обязательное участие лица, имеющего специальные юридические знания, нотариуса. Его участие в оформлении сделки направлено на защиту прав и интересов сторон. Нотариус обязан разъяснить участникам сделки значение и последствия совершаемого ими волеизъявления, убедится в том, что им ясны все условия сделки. Особенно важно это для юридически менее грамотного участника, т.к. участие независимого и беспристрастного лица позволяет избежать злоупотреблений со стороны более грамотного участника сделки. Требование нотариального удостоверения сделки в целом направлено на предотвращение возможных юридических ошибок при совершении сложных сделок[13] и играет важную роль в предупреждении возможных споров между участниками гражданского оборота[14]. Эта функция присуща исключительно самой строгой форме сделки – нотариальной – и называется консультативной (Bera-tungsmöglichkeit).


Письменная форма сделки вообще и простая письменная форма в частности часто рассматривается в литературе как одно из условий действительности сделки[15], что не всегда верно. В отличие от нотариальной формы, соблюдение которой, согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ, всегда является условием действительности сделки, правовое значение простой письменной формы определяется законом различно. В некоторых случаях простая письменная форма действительно имеет конститутивное значение. Прежде всего, об этом свидетельствуют те правовые последствия, которые закон связывает с ее несоблюдением: недействительность (ничтожность) сделки. Так, согласно ст. 550 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. Очевидно, что форма сделки в данном случае является одним из условий действительности сделки и имеет конститутивное значение.

Однако недействительность (ничтожность) сделки не является единственным и основным последствием несоблюдения простой письменной формы. Сделка будет недействительной из-за несоблюдения письменной формы только в случаях, прямо предусмотренных законом (п. 2 ст. 162 ГК РФ). Основное же последствие несоблюдения этой формы, согласно п. 1 ст. 162 ГК РФ, состоит в лишении сторон права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но стороны не лишены права приводить письменные и другие доказательства. Ограничение средств доказывания как последствие несоблюдения формы сделки указывает, главным образом, на то, что форма в данном случае имеет не конститутивное, а доказательственное значение.

Представляется, что требование заключения всех сделок между юридическими лицами в простой письменной форме не вполне соответствует современным потребностям гражданского оборота. Целесообразно de lege ferenda в ближайшей перспективе изменить правило абз. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ, сохранив требование письменной формы только для некоторых сделок, совершаемых юридическими лицами, указанных в части второй ГК РФ. Требования второй части ГК РФ заключать сделку в простой письменной форме не связано с субъектным составом лиц, заключающих сделку, а зависит от вида договора, поэтому и распространяется на отношения с участием любых субъектов гражданского оборота.

Разумно также установить простую письменную форму для сделок, совершаемых между юридическими лицами и гражданами, стоимость которых не менее чем в 100 раз превышает установленный законом МРОТ, а широко распространенные мелкие сделки с участием юридических лиц могут совершаться в устной форме. В силу принципа свободы формы сделок стороны вправе установить простую письменную форму для такого договора.