Файл: Налог на добавленную стоимость (Основы исчисления и анализа налога на добавленную стоимость (на примере ООО «Сатурн-Сибирь»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Плательщики НДС

Ими, могут быть признаны организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, которые признаются налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров, через таможенную границу РФ, и определяемые, согласно ТК РФ. Данный перечень, является исчерпывающим.

Организации — это юридические лица, которые образованы в соответствии с действующим законодательством РФ, а также, иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), которые обладают гражданской правоспособностью, и созданы, в соответствии с законодательством иностранных государств (международные организации, филиалы и представительства, которые созданы на территории РФ).

Индивидуальными предпринимателями, могут быть лица, которые зарегистрированы в установленном порядке, и осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица. Также, к ним можно отнести частных нотариусов, частных охранников, частных детективов. [9, с.495]

Учитывая то, что НДС, может взиматься в качеств обычного налога, и как таможенный платеж, выделяются два вида налогоплательщиков:

1) налогоплательщики внутреннего НДС (того, что взимается, в связи с деятельностью на территории РФ) — организации, а также индивидуальные предприниматели;

2) налогоплательщики НДС на таможне — это те лица, которые признаются налогоплательщиками налога, в связи с перемещением товаров, через таможенную границу РФ. [10, с.257]

Анализ налогового законодательства, указывает на то, что юридических, и физических лиц (в зависимости от наличия у них, обязанностей по уплате внутреннего НДС), можно разделить, на следующие четыре группы:

1)  налогоплательщики НДС — которые всегда имеют статус налогоплательщика. То есть, это те организации и физические лица, которые согласно закона, обязаны уплачивать налоги;

2) те лица, которые уплачивают НДС, — это те субъекты, которые являясь плательщиками НДС, обязаны его уплачивать. У указанных лиц, юридического определения, не существует. Это является условным понятием. К ним можно отнести лиц, обязанных уплачивать НДС, согласно пункта 5 статьи 173 НК РФ;

3) субъекты, которые освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика;

4) неплательщики НДС, которые никогда не являлись плательщиками этого налога. [8, с.388]

В статье 145 НК РФ, закреплена льгота для плательщиков НДС, в виде освобождения, от его исчисления, а также уплаты. Правом на данную льготу, обладают определенные лица. Она обусловлена размером выручки, от реализации товаров (работ, услуг), в течение трех, последовательных календарных месяцев. В тоже время, даже во время соблюдения этого условия, льгота не может распространятся, на организации, и индивидуальных предпринимателей, которые реализуют подакцизные товары (и подакцизное минеральное сырье). Помимо этого, законодателем был запрет на применение ее к обязанностям, которые возникали в связи с ввозом товаров, на таможенную территорию России. [10, с.257]


НДС не уплачивается:

1) Организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими с 1 января 2003 года, на упрощенную систему налогообложения, учета, а также отчетности. Исключение составляют случаи, при которых такие организации, и индивидуальные предприниматели, выполняют функции налогового агента, по удержанию НДС, у источника выплаты (иностранных организаций), а также уплаты его в бюджет;

2) Юридические лица, и индивидуальные предприниматели, которые уплачивают единый налог, на вмененный доход, по отдельным видам деятельности.

Освобождение от уплаты НДС, является правом налогоплательщиков. Налоговые органы, не имеют право требовать от них, обязательного оформления данного освобождения.

Льгота, может быть предоставлена, на основании письменного заявления налогоплательщика, а также тех документов, которые подтверждают право, на освобождение от уплаты НДС, и которые подаются в налоговый орган, по месту своего учета. Форма заявления, должна быть утверждена уполномоченным органом. [11, с.364]

Освобождение от НДС, может распространятся, на 12 последовательных календарных месяцев. Льгота, на последующие налоговые периоды, может быть предоставлена, на основании письменного заявления, подаваемого в налоговый орган, а также соответствующих документов.

К примеру, организация, которая желает получить освобождение с февраля текущего года, обязана не позднее 20-го февраля, представить для налогового органа, соответствующие документы и заявление. В тоже время, выручка, исчисленная в установленном порядке, от реализации товаров (работ, услуг) за декабрь, январь, не должна превышать 1 млн. руб.

Государственными органами, решение касающееся освобождения или отсутствия на него права, выносятся по итогам 10-дневной проверки. В соответствии с пунктом 3 статьи 145 НК РФ, налогоплательщик, не может быть освобожден от исполнения обязанностей, которые возникают в связи с ввозом товаров на таможенную территорию страны, подлежащих налогообложению. [12, с.336]

Освобождение, может действовать в течение срока, который равен 12-ти месяцам. По истечении данного срока, налогоплательщики имеют право просить продлить освобождение.

В том случае, при котором организации, а также индивидуальные предприниматели, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), превысит допустимое ограничение (в 1 млн. руб.), или в случае, при котором имела место, реализация подакцизных товаров (или подакцизного минерального сырья), налогоплательщики с 1-го числа месяца (в котором допускалось данное превышение, или осуществлялась реализация подакцизных товаров), до окончания срока освобождения, утрачивают право на него.


Сумма НДС, выплаченная налогоплательщиком, в связи с освобождением, подлежит восстановлению, с уплатой в бюджет пеней, а также финансовых санкций. [13, с.144]

1.3 Объекты налогообложения.

В качестве объекта налогообложения, может выступать любой объект, который имеет стоимостную, количественную, физическую характеристику, и при наличии которого, у налогоплательщика, действующее законодательство связывает возникновение обязанности, по уплате НДС.

Налоговым законодательством, определены следующие операции, которые подлежат налогообложению, на территории РФ. А это, реализация товаров (в том числе, предметов залога), а также передача товаров (результата выполненных работ, оказания услуг), и имущественных прав, согласно соглашения, о предоставлении отступного (или новации). [14, с.208]

Реализацией товаров (работ, услуг), организацией или индивидуальным предпринимателем, могут быть признаны:

а) передача права собственности на товары, на возмездной основе, а также результатов выполненных работ одним лицом, для другого лица (включая обмен товаром, работой или услугой);

б) возмездное оказание услуг, одним лицом, для другого лица;

в) передача права собственности, на товары результатов выполненных работ, одним лицом другому лицу, а также оказание услуг одним лицом для другого лица, на безвозмездной основе, в тех случаях, которые предусмотрены налоговым законодательством.

Реализация предметов залога, включает в себя их передачу залогодержателю, во время неисполнения обеспеченного залогом обязательства. Также она включает передачу на территории РФ, товаров для собственных нужд (расходы на которые, не принимаются к вычету) во время исчисления налога на прибыль организаций.

Не могут быть признаны объектом налогообложения:

1) операции, которые указаны в пункте 3 статьи 39 НК РФ:

- которые связаны с обращением российской, или иностранной валюты (исключение- цели нумизматики);

- операции по передаче при реорганизации основных средств, различных нематериальных активов и (или) другого имущества организации, ее правопреемнику;

- операции по передаче основных средств, нематериальных активов, другого имущества некоммерческим организациям, на осуществление своей основной уставной деятельности, которая не связана, с предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация, которая реализует данное имущество сторонним организациям, или физическим лицам, исчисляет, а также уплачивает НДС, в общеустановленном порядке; [15, с.368]


- операция по передаче имущества, если она, носит инвестиционный характер. Сюда относятся вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ, и товариществ, а также в соответствии с договором простого товарищества, паевые взносы, в паевые фонды кооперативов;

- передача имущества, в пределах первоначального взноса, соответствующему участнику хозяйственного общества, или товарищества, во время выхода (выбытия) из них, а также распределения имущества, ликвидируемого хозяйственного общества (или товарищества), между его участниками;

- передача имущества, в пределах первоначального взноса, участнику договора простого товарищества, или его правопреемнику (в случае выдела его доли, из того имущества, которое находится, в общей собственности участников договора, или же раздела данного имущества);

- операции по передаче физическим лицам, жилых помещений, находящихся в домах государственного, или муниципального жилищного фонда, во времени проведения приватизации; [14, с.208]

- изъятие имущества, посредством его конфискации, а также наследования, обращения в собственность других лиц, бесхозяйных и брошенных вещей, и т.д. Операции, по реализации конфискованного имущества, облагаются налогом, в установленном законом порядке;

- другие операции, в тех случаях, которые предусмотрены НК РФ.

2) безвозмездная передача жилых домов, детских садов, клубов, санаториев, а также других объектов, относящихся к социально-культурному и жилищно-коммунальному назначению;

3) передача имущества как государственных, так и муниципальных предприятий, которое выкупается в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) теми органами, которые входят в систему органов государственной власти, а также органами местного самоуправления (в пределах их исключительных полномочий, в определенной сфере деятельности), в том случае, в котором обязательность по выполнению данных работ, установлена федеральным и региональным законодательством, а также различными актами органов местного самоуправления; [17, с.160]

5) безвозмездная передача основных средств, органам государственной власти, а также управления, и органам местного самоуправления, различным бюджетным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям.

Для того, чтобы исключить двойное налогообложение одних и тех же товаров, в различных государствах, важным является определение места их реализации, в целях исчисления НДС. Это определение, соответствует мировой практике, по применению данного налога. [15, с.368]


1.4 Операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ)

Согласно пункта 5 статьи 149 НК РФ, те операции, которые не подлежат налогообложению, должны быть подразделены на два вида:

1) обязательно освобождаемые от НДС

2) операции, от льгот по которым, налогоплательщик имеет право отказаться. [18, с.144]

Данный режим освобождения, может применяться для реализации предметов, имеющих религиозное назначение, религиозными организациями, в рамках религиозной деятельности. Также, товары, работы и услуги, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, различными учреждениями по социальной защите, или социальной реабилитации населения.

Право на самостоятельное принятие решений, касательно освобождения перечисленных в пункте 3 статьи 149 НК РФ объектов, от НДС, является обусловленным высокой общественной знаковостью данных операций, или возможностью уменьшить цену товара, за счет отсутствия косвенного налога в ее составе. При этом, запрещенным является выборочное освобождение от НДС, которое зависит от каких-либо критериев покупателя, соответствующих товаров (работ, услуг). Отказ от налогообложения, является возможным, на срок, не менее 1 года, на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган. [19, с.757]

Учитывая то, что предприятие, имеет право отказаться от использования льготы (на срок не менее 1 года), ему, до начала очередного налогового периода, целесообразным является определиться с тем, стоит ли отказываться от льготы, или нет. Данный отказ, может быть выгодным, если сумма налога, уплаченного поставщикам, по экспортируемым операциям, будет выше суммы налога, которую предприятию, будет необходимо заплатить по тем товарам, которые реализуются на внутреннем рынке, в случае его отказа, от льготы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 149 НК РФ, не могут быть освобождены от налогообложения. те операции, во время осуществления предпринимательской деятельности, в интересах другого лица, базируясь на договорах поручения и комиссии, или агентских договорах, если другое, не предусмотрено законодательством. [12, с.336]

В тоже время, согласно пункта 2 статьи 156 НК РФ, в норме содержится исключение из данного правила, в соответствии с которым, освобождаются от уплаты НДС, посреднические услуги, направленные на реализацию следующих товаров (работ, услуг):