Файл: "Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические и методические аспекты процесса адаптации сотрудника в трудовом коллективе

1.1. Адаптация в коллективе: сущность, формы и виды

1.2. Процесс освоения новой работы и закрепление успеха

1.3. Методика исследования технологии успеха на новой работе

Глава 2. Анализ результатов исследования освоения работы и адаптации в коллективе на примере компании «Бастион»

2.1 Информация об организации и анализ ее деятельности

2.2 Анализ процесса освоения новой работы сотрудниками компании «Бастион»

2.3. Анализ проведения процесса адаптации сотрудника в трудовом коллективе компании «Бастион»

Глава 3. Система рекомендаций по повышению эффективности адаптации и освоения новой работы

3.1. Рекомендации по освоению и успешному выполнению новой работы сотрудниками «Бастион»

3.2. Мероприятия по повышению эффективности адаптации сотрудников в новом коллективе компании «Бастион»

3.3. Общие выводы и рекомендации для закрепления успеха на новой работе для сотрудников «Бастион»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема адаптации является одной из важнейших в различных областях науки. Особое место она занимает в изучении профессионального становления человека в качестве специалиста.

B современном обществе будущему специалисту особенно важно найти свое место, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию, поэтому проблема профессиональной адаптации является актуальной в наше время.

Адаптация и освоение на новом рабочем месте считается нужным звеном управления персоналом и персональным менеджментом. Увы, значимость и нужность мероприятий по адаптации и освоении нового сотрудника в нашей стране не довольно серьезно воспринимается кадровыми службами организаций. В том числе и на данный момент почти все государственные фирмы и коммерческие организации не имеют основных программ адаптации персонала. Вмести с этим, имеется большой зарубежный опыт применения адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать наши специалисты по кадрам.

Актуальностью курсовой работы заключается в том, что залогом успешной работы сотрудника является его адаптация и освоение в новом коллективе, поэтому данную проблему нужно изучать и анализировать.

Целью данной курсовой работы является изучение освоения новой работы и адаптация сотрудника в трудовом коллективе как важнейших технологий успешной работы на предприятии.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи работы:

- изучить сущность, формы и виды адаптации в коллективе;

- рассмотреть процесс освоения новой работы и закрепление успеха;

- разработать методику исследования технологии успеха на новой работе;

- изучить информацию об организации и провести анализ ее деятельности;

- провести анализ процесса освоения новой работы сотрудниками компании «Бастион»;

- проанализировать проведение процесса адаптации сотрудника в трудовом коллективе компании «Бастион»;

- предложить рекомендации по освоению и успешному выполнению новой работы сотрудниками «Бастион»;

- разработать мероприятия по повышению эффективности адаптации сотрудников в новом коллективе компании «Бастион»;

- сделать общие выводы и предложить рекомендации для закрепления успеха на новой работе для сотрудников «Бастион».

Предметом исследования является теоретические и методические основы освоения новой работы и адаптации сотрудника в коллективе. Объектом является компания «Бастион» (г. Москва).


Данная тема изучена такими авторами, как Резник С.Д. Кибанов А.Я., Молокова О.А. и др.

Практическая значимость данной курсовой работы достаточно велика. Освоение работы и адаптация в коллективе актуальна на любом предприятии, так как она является неотъемлемой частью успешной работы любого сотрудника. Предложенные рекомендации помогут усовершенствовать процесс освоения и адаптации сотрудника в организации.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические и методические аспекты процесса адаптации сотрудника в трудовом коллективе

1.1. Адаптация в коллективе: сущность, формы и виды

К началу XXI века появилось множество определений понятия «адаптация»:

Трудовая адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха [7, с.55].

О.А. Молокова рассматривает понятие «адаптация» естественных науках, которые позволяют выявить существенные признаки этого явления и оценить логику и значение его переноса в другие отрасли знаний. Также она говорит о том, что проблема адаптации требует междисциплинарного научного подхода, но каждая из наук изучает свой аспект адаптации, используя не только общенаучные, но и специфические подходы, методы и терминологию [12, с.74].

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организа­ции, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономиче­ских условиях труда [20, с.230].

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, при­емов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуа­циях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепля­ют наставника.


Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, вли­яния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Рисунок 1 – Основные аспекты адаптации [7, с.57]

Социально-психологическая адаптация – вхождение новичка в коллектив, адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к кото­рым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловлен­ные недооценкой трудностей, важности живого человеческого об­щения, практического опыта. Критерии оценки социально-психологической адаптации – удовлетворенность работой, взаимоотношениями с коллегами [4, с.486].

Психофизиологическая адаптация – приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, к санитарно-гигиеническим условиям, режиму работы, содержанию и характеру труда. Психофизиологическая адаптация в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия [5, с.127].

Социально-экономическая адаптация – приспособление к организации труда, оплате и стимулированию деятельности, организации досуга и социально-бытовой сфере.

Организационная адаптация означает усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимания особенностей организационного и экономического механизма управления организацией [10, с.68].

С точки зрения управления персоналом наибольший энтузиазм предполагает производственная адаптация. Конкретно она считается инструментом в формировании у нового рабочего нужного уровня производительности и качества труда в наиболее недлинные сроки.

Следует кроме того отличать интенсивную адаптацию, когда сотрудник устремляется воздействовать на среду с тем, чтобы поменять ее, и пассивную, когда он не устремляется к этому действию. Более действенной считается адаптация, когда новый сотрудник интенсивно адаптируется к изменяющейся среде при помощи соответственного управляющего действия и применения разных средств (организационных, технических, социально-психологических и так далее) [11, с.13].


По своему воздействию на работника различают прогрессивные и регрессивные результаты адаптации. Регрессивные случаются при пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

Также адаптацию делят по направлениям на производственную и непроизводственную. Этот критерий является определяющим для более широкой классификации [7, с.59].

Выделяется несколько видов адаптации:

1. Адаптация к должности. Для этого работодатель должен провести стажировку для новичка, назначить ему наставника, который сможет объяснить все нюансы работы и ответить на все возникающие вопросы. Со стороны работника должен быть проявлен интерес к познанию своих обязанностей.

2. Адаптация к компании. Работника необходимо ознакомить с организационной структурой компании, ее целями, миссиями. Предоставить ему правила внешнего вида, поведения и т. д. Ознакомить с корпоративной культурой.

3. Адаптация к коллективу. Познакомить нового сотрудника со всем рабочим коллективом. Привлекать его к участию во всевозможных мероприятиях, и сам работник должен проявлять к этому интерес. Также новому работнику желательно наладить отношения с коллегами, так как большую роль в адаптации работника играет именно моральная поддержка при вхождении в коллектив.

Получить хорошую работу непросто, но удержаться на ней, а тем более продвинуться задача не менее сложная. Здесь мало добросовестно выполнять свои обязанности. При острой конкуренции компетентность и трудолюбие сами по себе уже не являются гарантами дальнейшего успеха [16, с.22].

Основной целью адаптации работника в организации является достижение наиболее эффективной его трудовой деятельности в комфортной социальной среде.

Приходя на новое место работы, у человека уже есть какое-то представление об организации работы, требованиях и атмосфере там. Это представление может быть правдивым, а может и нет. По некоторой статистике, 40% уволенных работников по собственному желанию приходится на первый год работы. Вероятней всего, это происходит как раз из-за невозможности работника адаптироваться к новой среде [12, с.75].

Все виды адаптации не существуют изолированно друг от друга, а теснейшим образом взаимосвязаны, поэтому управление процессом адаптации требует разработки единой системы мероприятий, обеспечивающих ее быстроту и успешность [19, с.22].

Исследования Ассоциации менеджеров установили, что средняя продолжительность адаптационного периода нового сотрудника в компании составляет от 3 до 12 месяцев. Самыми сложными в процессе адаптации по праву считаются первые 2–3 месяца, совпадающие к тому же с периодом испытательного срока, во время которого профессиональные и личностные качества сотрудника подвергаются пристальному вниманию и оценке, как со стороны руководителя, так и со стороны коллег. Четкая процедура адаптации, действующая в компании, позволяет значительно сократить срок окончательной «акклиматизации» новичков (до 3–6 месяцев) [19, с.24].


До недавнего времени адаптация считалась проблемой исключительно молодежной, поскольку молодому работнику, в отличие от более опытного коллеги, приходится осваивать совершенно новую среду, что чаще всего дается нелегко. Но в последнее время адаптация также становится проблемой взрослых, которым тоже приходится преодолевать неуверенность, страхи и фобии, связанные с освоением новых технологий и новой системы рыночных отношений. Поэтому любая динамично развивающая организация создает свою систему помощи адаптанту.

На уровне организации механизмы трудовой адаптации – это система целесообразных, заранее спланированных действий по работе с адаптантами [3, с.230].

По мнению Резника С.Д. процесс активной адаптации можно разбить на три основных этапа:

1. Вникать и настраиваться, но не пассивно, а в активной форме;

2. Отобрать несколько проектов, идей, реализация которых повысит эффективность работы коллектива;

3. Реализовать эти проекты на основе тщательной подготовки каждого новшества [21, с.79].

Можно сформулировать ряд несложных правил, соблюдение которых поможет адаптации в коллективе:

1. Ежедневно составлять перечень задач, отмечая степень их важности и время, необходимое для выполнения каждой из них.

2. Разобраться, кто и как оценивают вашу работу, что входит в ваши обязанности.

3. Не стесняться переспрашивать, уточнять что-либо.

4. Выполнять все дела квалифицированно, своевременно и до конца.

5. Вовремя начинать свой рабочий день, не тратя время на раскачку [14, с.109].

Итак, существует множество понятий адаптации. Например, адаптация – это взаимное приспособление работника и организа­ции, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономиче­ских условиях труда. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, при­емов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуа­циях. Все виды адаптации не существуют изолированно друг от друга, а теснейшим образом взаимосвязаны, поэтому управление процессом адаптации требует разработки единой системы мероприятий, обеспечивающих ее быстроту и успешность.

1.2. Процесс освоения новой работы и закрепление успеха