Файл: Социально-психологический климат организации (Анализ социально – психологического климата организации на примере ООО «Геал»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социально-психологический климат организации зависит, конечно же, от сплоченности коллектива. Отношение руководителя к своей организации, к каждому человеку в отдельности определяется качеством социально-психологического климата в коллективе.

Социально-психологический климат организации это социально-психологических отношения, то есть внутреннее состояние коллектива, где сотрудники организации должны так относится друг к другу, чтобы осуществить поставленные ими задачи и цели.

От руководителей и психологов зависит формирование хорошего социально-психологического климата организации. От них требуется понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для этого нужно знать закономерности его формирования и выполнять управленческую деятельность с учетом факторов, которые влияют на социально-психологический климат организации.

Развивающиеся предприятие, ежегодный рост доходов, стабильные показатели производства - это мечта каждого руководителя. Все это организация может достичь, совершенствуя технологии производства и развивая экономические связи. Но для успеха любой организации, также необходима социально-психологическая обстановка внутри самого предприятия. Ведь от того, как сотрудники понимают и общаются друг с другом, зависит качество производимой продукции.

Изучение основных аспектов формирования социально – психологического климата в организации будет являться целью моей курсовой работы. Объект исследования будет являться ООО «Геал».

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. ознакомиться с теоретическими основами понятия «социально-психологический климат»;

2. изучить методы управления социально-психологическим климатом;

3. рассмотреть основные характеристики организации ООО «Геал»;

4. проанализировать деятельность организации ООО «Геал» в рамках исследования социально-психологического климата;

5. выявить преимущества и недостатки реализации действующих мероприятий в области формирования социально-психологического климата;

6. в результате проведенного анализа разработать социальную политику предприятия, а также предложить механизм ее внедрения и реализации в ООО «Геал».

Моя курсовая работа состоит из трех глав. В каждой главе подробно раскрывается понятие «социально-психологический климат организации». Первая глава направлена на изучение особенностей социально-психологического климата организации. Вторая глава на рассмотрение характеристик деятельности организации ООО «Геал», а в третьей главе рассмотрим основные мероприятия по улучшению основных параметров рассматриваемой проблемы.


Глава.1 Основные характеристики социально-психологического климата организации

1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата организации

Рассмотрим такое понятие «климат». Этот термин имеет корни в социальной психологии. Сейчас понятие «климат» принято употреблять с таким понятием как духа коллектива и преобладающего настроения. В отечественной психологии существует четыре подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, то есть как состояние коллективного сознания[1].

Е.С. Кузьмин считает, что под социально-психологическим климатом малой группы, нужно понимать такое социально-психологическое состояние, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.

Во втором подходе (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин[2]) говорится, что основной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Настроение группы людей и есть климат организации.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин [3]) утверждают, что социально-психологический климат анализируется через взаимоотношения людей, которые находятся в контакте друг с другом. В результате этого складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы .

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) утверждают, что климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.[4]

Об отношениях рабочих и менеджеров в американской социальной психологии говорят как об «организационной культуре» в организациях. Э. Мейо теория «человеческих отношений» говорит о том, что отношения между работниками организации, это и есть формирование социально-психологического климата. Изучение климата можно разделить на два уровня.


Первый уровень – постоянный. Это крепкие, устойчивые отношения в коллективе, и их общий интерес к работе и коллегам. [5] На этом уровне стабильные взаимоотношения, сформированные между сотрудниками организации способны долгое время сохраняться, несмотря на то, что организация сталкивается с некоторыми трудностями. Сотрудники чувствуют свое стабильное положение в системе взаимоотношений. Состояние социально-психологического климата менее чувствительно к разным изменениям со стороны окружающей среды, это оказывает влияние на работоспособность сотрудников и на качество их труда.

Второй уровень динамический, меняющийся, колеблющийся. Это психологическое настроение[6] сотрудников в процессе работы. «Психологическая атмосфера» таким понятием можно описать этот уровень. В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется как быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. На работоспособность, на настроение в течение всего рабочего дня большое влияние оказывает изменение психологической атмосферы. Изменение социально-психологического климата в коллективе всегда заметно, и переживается достаточно проблемно, но люди часто успевают адаптироваться к этому.

К. Аргирис, основываясь на своих исследованиях климата в банке, дал ему такое определение: «официальная политика организации, потребности сотрудников, ценности и индивидуальности, которые действуют в условиях самосохраняющейся сложной, живой и постоянно развивающейся системы».[7] Понятие «климат» теперь понимают, как поведение сотрудников и организационное влияние на мотивацию. Это понятие включает в себя систему вознаграждения, организационную структуру, а также поддержку и дружеское участие руководителей и коллег организации. Социально-психологический климат это когда у коллектива имеются общие взгляды на организационную политику, деятельность и мероприятия, как официальные, так и неофициальные. Также можно сказать, что климат – это цели, используемые для достижения[8].

Психический настрой коллектива, который проявляется во всей его жизнедеятельности, представляет собой социально-психологический климат организации. Социально-психологический климат организации всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и зависит от общего состояния окружающих его людей. В организации между сотрудниками складываются различные отношения, в том числе и нравственности. В результате чего имидж коллектива попадает в зависимость от таких качеств: честности и порядочности. Атмосфера в коллективе зависит от психологического настроя людей, которое может быть целеустремленным, жизнерадостным или пессимистичным, будничным или праздничным и т.д.


Характеристика структуры социально-психологического климата является основным элементом в общей концепции. Существует такая точка зрения, как в социологии, так и в психологии, что главной структурой социально-психологического климата является настроение[9]. В этой структуре действуют два основных подразделения – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Отношения друг к другу разделяются на отношения между друзьями по работе и отношения руководителя и подчиненного. Все отношения рассматриваются через два основных параметра психологического настроя - эмоционального и предметного.

Социально - психологический климат организации присутствует, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, и не только. Он также сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. В результате чего можно сказать, что климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.

И так, создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

Таким образом, социально-психологический климат организации присутствует в совместной деятельности людей в атмосфере психического и эмоционального состояния каждого его участника.

1.2 Методы управления социально-психологическим климатом

Рассмотрим методы управления социально – психологическим климатом. Что это такое? Это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Выделяют административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей[10].

Административные методы основываются на власти, дисциплине и взысканиях. Существуют пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания[11].

Экономические методы позволяют воздействовать на персонал на основе экономических законов. Существуют экономические методы, такие как плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, формы собственности, фазы общественного воспроизводства, факторы производства[12].


Социологические методы – это воздействие на людей через «мнение коллектива». Благодаря чему они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, также обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Можно выделить методы: социальное планирование, методы исследования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт.

Рассмотрим теперь психологические методы, они базируются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира. Для решения управленческих проблем необходимо организовывать эффективные коммуникации и создавать разные методы управления, которые помогают решить различные задачи, как хозяйственные, так и кадровые и учесть чужие ошибки. К основным элементам психологических методов относят: психологическое планирование, отрасли психологии, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, психологические образы, способы психологического воздействия, поведение, чувства, эмоции, стрессы.

В работе с персоналом большую роль играют психологические методы, они направлены на конкретного сотрудника организации, и как правило строго индивидуальны. Основная их особенность является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, для того чтобы направить внутренний мир конкретного человека на решение поставленных задач организации. Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию наилучшего психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из-за необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения отсталой части трудового коллектива, если такие имеются. Психологическое планирование осуществляет постановку целей развития, и критериев эффективности, также разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов[13].

От внутреннего потенциала человека будет зависеть выполнение определенных видов работ. Важной психологической характеристикой личности будет являться темперамент. От темперамента зависит назначение и место каждого работника в организации, распределения управленческих задач. Известны четыре основных темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Для планирования карьеры и повышение по служебной лестнице необходимо иметь интеллектуальные способности, такие как понимание, мышление и т.п. Особое внимание следует уделить интеллекту работника. Интеллект бывает: высокий, средний, низкий.