Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Общие рекомендации по повышению работоспособности персонала ООО "ГРАНД ПЛЮС").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Трудовая деятельность в той или иной степени зависит от психофизиологических процессов. На работоспособность влияют: энергетические, гормональные, мышечные, психические, интеллектуальные и др. ресурсы человека. Работоспособность можно разделить на общую и фактическую работоспособность.

Фактическая работоспособность зависит от здоровья человека его самочувствия, в каком состоянии находится его нервная система, а также от индивидуальных особенностей, таких как память, мышление, внимание, восприятие.

В процессе выполнения работы человек проходит через некоторые фазы работоспособности.

Первая фаза мобилизации она означает предстартовое состояние. Вторая фаза врабатываемости, то есть могут происходить ошибки в работе, сбои, организм может реагировать на любую даже не значительную нагрузку. Происходит привыкание организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения какой- то конкретной работы.

Умственная работоспособность –это весь объем умственной, то есть мозговой, психической, нервной работы, которая связана с обработкой информации.

В трудовой деятельности человек может испытывать рабочие нагрузки.

Рабочая нагрузка это совокупность взаимодействий, которые влияют в течение трудовой деятельности на человека.

Виды рабочих нагрузок можно разделить:

  1. По характеру влияния на здоровье и/или условиям труда (оптимальные, допустимые, вредные нагрузки)
  2. По характеру деятельности (физическая нагрузка и умственная нагрузка).

Я решила, что объектом исследования моей курсовой работы будет являться персонал компании Интернет-провайдер ООО "ГРАНД ПЛЮС".

Понять взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала, понять какие факторы влияют на повышения работоспособности и производительности труда персонала, занятые интеллектуальным трудом в данном предприятии является целью моей работы.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

1. внимательно изучить сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека;

2. разобраться в связи работоспособности и производительности труда;

3. разобрать методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала

4.разобраться какие психофизиологические факторы влияют на работоспособность и производительность труда;

5.провести качественный и количественный анализ кадрового состава рассматриваемого предприятия ООО "ГРАНД ПЛЮС";


6.предложить необходимые мероприятия по повышению работоспособности данного коллектива, а также мероприятия по улучшению условий труда.

Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

    1. Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения

Способность человека выполнять определенную функцию с той или иной эффективностью называется работоспособность.

Есть и такое понятие, как нулевая работоспособность - это отсутствие возможности действовать, а также отсутствие эффекта[1] .

В своей курсовой работе больше уделю внимания умственной работоспособности человека. Современная научно-техническая революция внесла изменения не только в технологию производства, но и в характер выполняемых трудовых процессов. В современном обществе основной формой труда является умственный труд. Это все приводит к повышению производительности труда, в результате чего происходит влияние на психику человека. Нарушение внимания, точности движения, ухудшение работоспособности, а также ухудшение состояния всего организма происходит из-за умственного переутомления. Все это говорит о развитии в коре головного мозга тормозного процесса, а также снижении общей возбудимости центральной нервной системы и снижении подвижности нервных процессов. В коре головного мозга развитие тормозного процесса при утомлении эта реакция необходимая для предотвращения развития истощения корковых клеток и организма в целом.

Поэтому вопрос об оздоровления нервно-психической системы человека в условиях быстрого развития техники, которое связано с умственным напряжением имеет важное научное и практическое значение, а не только теоретическое.

При умственной работоспособности происходит повышение суммарных энергетических затрат человека. Все это зависит от характера работы и конечно, же от нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух расход энергии увеличивается на48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94%, а у операторов вычислительных машин - на 60-180%[2] .


Очень напряженная умственная работа способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Также напряженная умственная работа может привести к невротическому состоянию.

Особенно ночью при умственной работе происходят нарушения различных функций организма. Учеными доказано, что ночная работа выполняется с большим нервно-психическим напряжением.

Рассмотрим данные, которые в 1960 году привел К.К. Платонов при переутомлении, которое возникает вследствие нервно-психического напряжения, , нарушение сна наблюдается в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40, повышенная раздражительность - в 32, понижение аппетита - в 27 и головные боли - в 26% случаев.

При умственной утомляемости человек также может поддерживать работоспособность благодаря волевому усилию. Но этому усилию необходим большой затрат нервной энергии. Если наступает сильное переутомление, то есть проявляется в тяжелой форме, то это уже требует лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий.

При умственной утомляемости человек также может поддерживать работоспособность благодаря волевому усилию. Но этому усилию необходим большой затрат нервной энергии. Если наступает сильное переутомление, то есть проявляется в тяжелой форме, то это уже требует лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий. Русский физиолог К.Е. Введенский уделял особое внимание вопросам сохранения высокой умственной работоспособности на длительное время. Он говорил, что многие люди работают с низкой производительностью и очень быстро устают, потому что не умеют организовать свою творческую деятельность.

Также он утверждал, что если правильно использовать умственный труд, можно добиться наилучшей по своей продуктивности работы, сохранить ее на длительное время, а может на всю свою жизнь. Устают не от того, что много работают, а от того, что плохо – говорил К.Е. Введенский.

Существуют шесть условий высокой продуктивности умственного труда, которые в 1911 г. выявил К.Е. Введенский. Рассмотрим их:

1.любой труд необходимо начинать постепенно. Соблюдение этого условия позволит организму адаптироваться и обеспечить правильный уровень работоспособности. Если будет резкий переход от напряженной умственной работы к бездеятельности, это может сказаться на здоровье человека.

2. ритм и количество работы нужны для высокой работоспособности. То есть для каждого человека, необходим определенный ритм деятельности и среднее количество информации. Но недостаток информации, может быть также опасен, как и избыток. Соблюдение режима работы и ритма, помогут сохранить высокую работоспособность и преодолеть перенапряжение.


3. Последовательность работы является важным условием эффективности работоспособности. Об этом говорил русский физиолог И.П. Павлов. Он обратился письмом к молодому поколению с такими словами. "Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке. Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего".

4.Также важным условием сохранения высокой работоспособности является необходимость смены трудовой деятельности на отдых или, например смена одной формы труда на другую. Гигиена умственного труда также предусматривает необходимость менять, то есть чередовать умственную деятельность и отдых. Отдыхать , значит менять один вид деятельности на другой. [3]

И.П. Павлов утверждал, что физическая нагрузка, которая делается после напряженной умственной работы, доставляет человеку, "мышечную радость". Это приводит к физическому долголетию.

5. Продуктивный труд и высокая работоспособность выполняются при помощи систематического упражнения и укрепляющего навыка. Профессиональные навыки отличаются большой устойчивостью к воздействию различных неблагоприятных факторов среды.

6. Хорошие отношения общества к труду, также являются условием высокой работоспособности.

    1. Взаимосвязь работоспособности и производительности труда

Рост производительности труда является важным источником преодоления таких последствий, как реформенного периода, так и мирового финансового кризиса. Эти реформы в итоге приводят к улучшению качества жизни.

Производительность труда зависит от его плодотворности. Она измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда[4] .

Существует производительность живого труда, которая определяется затратами рабочего времени в данном производстве на данном предприятии. Также существует производительность совокупного общественного труда, которая измеряется затратами живого и прошлого труда.


Если доля живого труда уменьшается, а удельный вес повышается, то происходит увеличение производительности труда. Это происходит, потому что общая сумма труда уменьшается. Масса живого труда уменьшается, в отличие от массы прошлого труда.

Эффективность производства это экономия рабочего времени, которая взята вместе с затратами и производственными ресурсами.

Производительность труда на предприятии измеряется так, берется показатель выработки продукции на одного работника или в единицу времени. Здесь показатель берет во внимание только экономию живого труда. Также производительность труда можно измерять как отношение физического объема национального дохода к численности работников материального производства. Особенность этого показателя в том, что он прямо отражает экономию живого труда и косвенно, то есть через объем национального дохода , а также экономию труда общественного. Вследствие этого с помощью формулы можно определить производительность труда. Вот эта формула:

Пт=П/Т

где

Пт - производительность труда;

П - продукт в той или иной форме;

Т - затраты живого труда[5] .

Теперь, чтобы понять сущность производительности труда, разберемся лучше в формах ее проявления.

Значит производительность труда это сокращение затрат труда на единицу потребительной стоимости, также экономия рабочего времени. Снижение трудовых издержек, которые нужны для удовлетворения определенной общественной потребности будет являться главным.

Таким образом, происходит, что предприятие ищет методы экономии трудовых и материальных ресурсов, то есть необходимость уменьшить число работников на тех участках, где это возможно, а также экономия топлива, энергии и сырья. Рост массы потребительных стоимостей, создаваемых в единицу времени это тоже является производительностью труда. Главное это результаты труда они подразумевают расширение объемов производимых товаров , и чтобы качество было самое лучшее.

Производительность труда это изменения в соотношении затрат живого и овеществленного труда. Для того, чтобы увеличить производительность труда в производственном процессе необходимо больше применять прошлый труд чем живой.

Есть такие варианты. Например при уменьшении затрат живого труда издержки овеществленного труда на единицу продукции увеличиваются как относительно, так и абсолютно. А если затраты прошлого труда растут лишь относительно, но их абсолютное выражение падает.

Это мы можем наблюдать, например, когда происходит замена ручного труда механизированным, либо при смене устаревшей техники.