Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из факторов которые влияют на уровень скопления на рынке и на поведение предприятий отрасли, является присутствие и высота барьеров входа.

Под барьерами вxода на рынке понимают различные факторы и обстоятельства правового, организационного٫ экономического, технологического, финансового характера, мешающие новым хозяйствующим субъектам влезть на данный товарный рынок и на одинаково конкурировать с уже работающими на нем хозяйствующими субъектами.

Часто в экономике, вместе с барьерами входа упоминается и о барьерах выхода с рынка, т.е. говориться о тех обстоятельствах, которые мешают выходу предприятия с рынка в случае необходимости. Несомненно, что главными барьерами выхода с рынка является невысокая ликвидность активов, в отрасли в целом, либо данного предприятия. Можно говорить о том, что барьеры выхода со стороны рынка представляют лишнее препятствие для входа новых фирм на рынок, т.е. по существу одним из вида барьера входа.

Барьеры входа могут быть определены особенностями данной отрасли или рынка, либо поведением хозяйствующих субъектов, уже работающих на данном рынке (включают антиконкурентные действия и соглашения). Важное значение могут имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических рубежей рынка в результате роста транспортных затрат, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса.

Барьеры входа на рынок разделяются на структурные и поведенческие. Структурные барьеры определены особенностями данной отрасли и рынка (технологией производства, стартовыми и текущими затратами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции). Поведенческие барьеры взаимосвязаны с деятельностью субъектов рынка, к которым относят соглашения и слаженное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребления господствующим положением и недобросовестная конкуренция, преступное воздействие на рынок.

Особенным значением обладают такие барьеры как, совершающееся в связи с глобализацией экономических отношений, увеличение географических рубежей рынка до мировых и повышение конкуренции, особенно в ситуациях ограниченного спроса. С другой стороны, повышение транспортных затрат, особенно в условиях обострения обстановки на рынке транспортных услуг (рост тарифов, увеличение цены на топливо), можно вести к уменьшению географических рубежей рынка, что аналогично будет барьером входа на рынок.


С точки зрения для развития предпринимательства и состояния конкуренции на рынках, наиболее отрицательны - административные барьеры. Они базируются на разнообразных действиях органов государственной власти всех уровней по регулированию экономики, включая:

  • налоговую,
  • государственную помощь фигурам рынка,
  • тарифно-таможенную политику,
  • лицензирование различных видов деятельности,
  • распределение бюджетных средств на закупки для государственных нужд.

1. Понятие и сущность барьера входа фирмы на отраслевой рынок

Качественными показателями, охарактеризовывающие строение товарного рынка, являются:

- открытость рынка для межрегиональной (международной) торговли;

- присутствие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для возможных конкурентов.

Потенциальными конкурентами могут быть:

- хозяйствующие субъекты, которые располагают материально-технической базой, персонал, технологии изготовления товара, но по разнообразным причинам не могут реализовать такие возможности;

- хозяйствующие субъекты, которые производят данный товар, но не реализуют его на территории изучаемого рынка;

- новые хозяйствующие субъекты, которые присоединяются на данный товарный рынок.

Можно попытаться объяснить феномен, почему на отдельных отраслевых рынках, у фирм неизменно и регулярно норма прибыли значительнее выше, чем у фирм в иных областях деятельности, наталкивает на мысль, что здесь могут быть помехи для входа новых фирм на этот рынок, препятствующие им использовать подходящие рыночные условия. Этот феномен назвали «барьер вход», позволяет функционирующим фирмам получать наибольшую прибыль, не боясь входа конкурентов. В работах Чемберлина также изучались различные вопросы возможной конкуренции и связанные с ней проблемы входа фирм на отраслевой рынок. В них была представлена решающая роль степени затруднения входа на рынок, в определении взаимосвязи между кривыми издержек и прибыли фирмы.

По результатам исследований этой проблемы различными экономистами, были предложены истолкования барьеров входа. В результате соответствия, с подходом экономистов, барьер входа существует, при условии если новая фирма не может достигнуть такого же уровня прибыл и после входа, который был у действующей фирмы до входа на данный рынок. Следует заметить, что в качестве возможных фирм не все, а только те, которые располагают похожими преимуществами, для того чтобы претендовать на вход в отрасль.


Ранее было предложено определять барьеры отталкиваясь от асимметрии в поведении работающих и входящих на рынок фирм.

Подробно рассматривая данное определение, были проанализированы барьеры входа, как затраты производства, которые несет фирма, пытающаяся войти на отраслевой рынок, и не несут действующие на нем фирмы, что приводит к искривлению распределения ресурсов с точки зрения общества.

Входные барьеры (барьеры входа, вхождения) (barriers of entry) - факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преимуществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловлена высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке)

Барьеры устанавливают через обнаружение отличий, асимметрии в потенциалах, которыми владеют фирмы — инсайдеры и аутсайдеры, в первую очередь это более низкие издержки фирм инсайдеров. Степень независимости входа или выхода фирм на отраслевой рынок, непосредственно влияет на процесс результативности использования ресурсов, вызывает склонность функционирующих фирм отвечать на достижения вероятных конкурентов в кругу развития новых технологий, внедрение ими новых видов продукции. Входящие фирмы, стараясь воплотить в жизнь имеющиеся конкурентные преимущества, все время находятся в поиске модернизации и развития отраслевого рынка. В целом барьеры выступают в роли издержек, связанных с проникновением на отраслевой рынок новой фирмы или же с ее уходом с него.

1.1. Основные виды барьеров

Барьеры могут появляться в результате влияния самых разных факторов. Стратегическое поведение уже действующих фирм на рынке, затрудняющее вход новых компаний, ведет к созданию стратегических барьеров. Мешать входу могут определённые факторы объективного характера, например такие как: малоразвитость инфраструктуры, невысокий платежеспособный спрос населения и др. Затруднять вход могут административные и гражданские барьеры. Первые являются результатом осознанной деятельности государства, а вторые — общества. Эти барьеры можно группироваться из-за их особого характера. В первую очередь это так же имеет отношение к гражданским барьерам, которые так же следует разделить на два типа: действующие в рамках закона и действующие вне его, т.е. криминальные.


Существует группировка отраслевых рынков по такому признаку как уровень характеристик входных барьеров. Входы на отраслевой рынок можно разделить следующим образом:

- блокированный вход - функционируя фирма, являющаяся непосредственным монополистом, или количество участников постоянно;

- легкий вход - для такого типа рынка характерна конкуренция, близкая к безупречной, с значительной мобильностью денежных средств, независимостью получения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие основные и стабильные преимущества по отношению к издержкам производства;

- сильно затрудненный (сдерживаемый) вход - укоренившиеся фирмы пытаются максимально затруднить вход новых фирм; здесь действуют очевидно господствующие фирмы (фирма);

- слабо затрудненный (предоставляемый) вход - отдельные действующие фирмы могут иметь существенные преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, при помощи минимального повышения цен по сравнению с издержками. Однако, с точки зрения долгосрочной перспективы, этим фирмам выгоднее впускать вступление на рынок новых фирм, чем нести затраты по сооружению входных барьеров.

Второй и первый типы «в чистом виде» практически не встречаются и представляют собой чисто теоретическое понятие. Второй тип свойственен для рынка, близкого к идеальной конкуренции, а первый тип – для рынка монополии.

Существует два типа входных барьеров: стратегические, которые могут формироваться в зависимости от поведения фирм, и структурные, которые выступают как влияние внешней среды.

1.2. Нестратегические барьеры входа на отраслевой рынок

1.2.1 Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок

К нестратегическим барьером относят административные (правительственные), гражданские и социально-экономические барьеры. Административные (правительственные) барьеры — это ограничения деятельности в виде законодательных актов на осуществление видов деятельности, представленные лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами и т.п.


На преодоление этих барьеров требуется от хозяйствующего субъекта расходов времени и денежных средств, в связи с этим административные барьеры можно анализироваться, как функцию двух переменных - временных и денежных затрат фирмы на их преодоление. Для того чтобы определить уровень входных барьеров, в национальной экономике сравнивают эту функцию для различных отраслевых рынков.

Административные барьеры представляют собой инструмент регулирования национальной экономики и одновременно ведут к подавлению экономической активности хозяйствующих субъектов. Одним из видов административных барьеров являются организационно-экономические барьеры, которые выступают в виде законодательных актов, устанавливающие инвестиционную, налоговую, таможенную, экономическую политику в целом и в той или иной отрасли.

Большую часть видов административного контроля можно заменить гражданским. Это связано с гражданско-правовым характером взаимоотношений рыночных субъектов. Гражданские объединения предназначены для обеспечения согласование интересов государства, фирм (бизнеса) и граждан. В даны период времени принципы профессиональной деятельности регулируются и контролируются при помощи стандартов и правил, которые установленны гражданскими объединениями.

К числу барьеров социально-экономического характера относят:

1. состояние рыночной инфраструктуры, т.е. развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера;

2. преимущества в уровне затрат. Считается, что средние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок, в связи с опытом работы на данном рынке. Преимущества в уровне затрат объясняются «эффектом масштаба»;

3. емкость отраслевого рынка. В данном случае рассматривается степень насыщенности рынка, платежеспособный спрос, оживленность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера;

4. капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок для разных отраслей неодинаков, что и является причиной высоты входного барьера.

На практике определения входных барьеров принято барьеры входа группировать следующим образом:

Экономические и организационные ограничения: