Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- окупаемость капитальных вложений;

- присутствие (отсутствие) эффективного содействия малого предпринимательства;

- государственная политика в сфере инвестиций, налогов, кредитов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и результаты этой политики для конкретных рынков;

- неплатежи;

- среднеотраслевая норма прибыли.

Малоразвитость рыночной инфраструктуры: присутствие (отсутствие) необходимых объектов коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, лизинговых, консалтинговых услуг и т.п.

Административные ограничения: присутствие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), квотирование, создают препятствия в отведении земельных участков, предоставлении конторских и производственных помещений и т.п.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов: анализируются ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве обладателей патентов, торговых знаков, лицензий и т.п.

Влияние вертикального союза функционирующих организаций на рынке: определяются уровень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутри корпоративных связей и влияние этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.

Барьеры связанны с эффектом масштаба. Если на данном рынке минимально эффективный масштаб деятельности высок (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин), то входящие на рынок вероятные конкуренты на период получения этого уровня могут получить существенно более высокие затраты, чем уже функционирующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а в следствии и быть менее конкурентоспособными.

Барьеры, сформированные на абсолютном перевесе в уровне затрат. Эти барьеры возникают при условии, если затраты на единицу продукции уже функционирующих продавцов ниже, чем у входящих на рынок хозяйствующих субъектов.

Причинами разницы в величинах затрат могут быть: неравенство начальных условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к более недорогим и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство уже функционирующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступна им небольшая процентная ставка на заемный капитал и т.п.


Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отображающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезной помехой для освоения рынка вероятными конкурентами.

Экологические ограничения. Обнаруживаются факты запрета службами экологической безопасности, природоохранными организациями, а так же общественными организациями и движениями увеличение сфер деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.

Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Существенный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может быть одним из важных барьеров входа на рынок.

К косвенным доказательствам присутствия (или отсутствия) входных барьеров можно отнести факты редкого (или усиленного) появления на данном рынке новых продавцов за некоторый период времени. Если в результате анализа обстановки за последние несколько лет обнаруживается редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на большую норму прибыли, то это показывает наличие значительных вступительных барьеров. Однако отсутствие новых участников, не является окончательным результатом того, что доступ на рынок затруднен.

При оценке степени возможности преодоления барьеров входа на рынок, могут использоваться следующие критерии:

- вероятности;

- своевременности;

- достаточности входа на рынок новых субъектов.

Вход на рынок будет считаться более вероятным, при условии если он выгоден при таких ценах, которые вероятно будут функционировать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка.

Своевременными, могут считаться, такие вариации входа на рынок, которые могут быть реализованы в период двух лет с начала предварительного планирования, до реализации большого влияния на рынок. Существенным воздействием на рынок может быть влияние, при котором достигается реальное снижение показателей рыночной концентрации и соответственно уменьшается возможность каждого субъекта рынка односторонне воздействовать на рынок.

Вход на рынок может считается достаточным, если он осуществляется в размерах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка.


Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (или других стран) может значительно снизить рыночную концентрацию, сокращает часть, занимаемую на рынке местными продавцами. И наоборот, слабая включенность рынка в межрегиональный (международный) обмен увеличивает концентрацию на рынке и умножает часть, занимаемую на нем местными (отечественными) продавцами, со всеми вытекающими отсюда результатами для покупателей. Приблизительно степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценивать по доле импортной (ввезенной) продукции, в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Этот показатель является начальной точкой для оценки положения товарного рынка при решении вопросов, связанных с защитой для отечественных товаропроизводителей (существуют различные оценки угрожающей доли импорта («агрессивного» импорта) для национального рынка (от 10 до 35% по различным группам товаров).

2. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевом рынке

2.1 Определение барьеров входа-выхода

Тот факт, что норма прибыли фирм на одних отраслевых рынках стабильно выше, в отличии от других, приводит к мысли о существовании определенных экономических и иного характера препятствий для входа новых фирм. Эти препятствия, получившие название «входных барьеров», разрешают действующим на данных рынках фирмам получать наиболее значительную прибыль, не опасаясь возникновения новых конкурентов.

Позднее было предложено определить эти барьеры отталкиваясь от асимметрии в поведении функционирующих на отраслевых рынках и входящих на них фирм, а конкретнее – как издержки производства, которые должны нести входящие и несут функционирующие, укоренившиеся фирмы.

С учетом того, что и выход различных фирм из рынка предполагает реализацию неких затрат (взаимосвязанных с состоянием ликвидности активов, потенциалом диверсификации или перепрофилированием производства, и т.д.), под барьерами «входа-выхода» понимают совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые или мешают входящей фирме сформировать рентабельное производство на отраслевом рынке, или противодействуют выходу с него прижившейся фирме без значительных потерь.


Можно заметить противоречие понятия барьеров, о которых идет речь: они могут, с одной стороны, вести к изменению межотраслевого и внутриотраслевого деления ресурсов, по сравнению с наилучшим по мнению общества, а с другой - мотивировать стремления как действующих на рынке, так и желающих попасть на него фирм, к модернизации производства и повышению производительности труда.

Барьеры входа на рынок и выхода с него выражают важнейшие характеристики структуры рынка.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам сложно, а иногда и невозможно начать свое дело в избранной области. Благодаря, такого рода барьерам, фирмы, уже функционирующие на рынке, могут не бояться конкуренции.

К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Под барьерами выхода, можно понимать все элементы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без ощутимых потерь уйти из отрасли. Барьеры выхода взаимосвязаны с наличием в отрасли существенных необратимых издержек, которые делают невозможным выход из области без потерь. Барьеры выхода увеличивают риск хозяйствования в отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры входа в отрасль. Если фирма знает, что выйти из этой области без потерь невозможно, то это может повлиять на ее решения входа в отрасль.

Именно присутствие барьеров на входе вместе с высоким уровнем сосредоточения производителей в отрасли, дает возможность фирмам поднимать цены выше издержек и зарабатывать высокую экономическую прибыль, не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

3. Оценка значимости отраслевых барьеров входа

Входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов, а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке. Попробуем ниже разобраться, какие же бывают входные барьеры.

Оценка важности барьеров входа в отрасль имеет весомое значение для всех резидентов рынка. Для прижившихся фирм она является необходимым условием осуществления результативной политики по подавлению входа новичков и наилучшей ценовой политики, обращенной на защиту своих долгосрочных прибылей, а также критерием выбора конкурентной стратегии, охватывая кооперативное и некооперативное поведение в отрасли. Для новеньких оценка непомерно значительна при принятии решения о входе в отрасль и при выборе вариантов решения этой задачи. Оценка важности отраслевых барьеров входа необходима, как в условиях внешнеторговой политики, направленной на поддержание и защиту отечественных отраслей от иностранной конкуренции, так и для обнаружения инструментов поддержания и поощрения конкуренции в целях максимизации уровня общего благосостояния.


Задача оценивания важности барьеров входа усложнена тем, что отсутствует необходимая формула, при помощи которой можно было бы определить их "высоту". Тем более, некоторые барьеры вообще не подлежат количественному определению, и в данной ситуации доводится рассчитывать лишь на интуицию и профессиональные навыки.

В связи с тем, что шкалы оценки высоты входных барьеров нету, нужно определить, кто производит такую оценку, ибо от выбора оценки может зависеть важность того или иного барьера.

Во-первых, важности входных барьеров даётся оценка по их корреляции с размером компании, который является экзогенным параметром. Во-вторых, она оценивается в зависимости от воздействия на барьеры входа разнообразных агентов рынка (размер того или другого барьера определяют укрепившиеся в отрасли фирмы, новички, а также государство).

Более восприимчивыми к наличию барьеров являются новенькие, стремящиеся выполнить вход в отрасль, а также малые фирмы. Помимо абсолютных выгод в издержках и эффекта масштаба, сдерживающих вход новеньких, укоренившиеся в отрасли фирмы могут осуществлять подъем входных барьеров путем ограничения доступа к дистрибьюторским сетям (используя свои эксклюзивные контракты). Они стимулируют рекламную деятельность и увеличивают расходы на продажи (тем самым вкладывая в собственные торговые марки, в повышение расположенности потребителей), укрепляют свой контроль над стратегическими ресурсами, используют ценовой ограничение потребителей, предлагают сотрудникам высокую заработную плату, повышают производственные мощности, а потребителям предлагают новые продукты (в том числе дифференцированные и защищенные патентами), сливаются со своими конкурентами и поглощают их (повышая таким образом уровень концентрации), а также используют вертикальное объединение.

В свою очередь укрепившиеся в отрасли фирмы восприимчивы к барьерам, на которые могут оказать влияние входящие новички, например к торговому знаку. Для того чтобы данный барьер стал значимым для прижившейся фирмы, новичок несет большие издержки на личные рекламные кампании, целью которых является либо упрощение действующей на рынке торговой марки и "переориентация" потребителей на собственную торговую марку, либо создание нового элемента спроса. Как инструмент, ограничивающий конкуренцию в отрасли, данный барьер не всегда однозначно влияет на устоявшиеся фирмы.

Используя механизм рыночной экономики, государство также может воздействовать на высоту некоторых входных барьеров. Оно может урегулировать доступ к дистрибьюторским сетям, ограничивать доступ к инфраструктуре и ресурсам и определять правила. Ещё одним примером зависимости фирм от государства, является сосредоточение продавцов в отрасли. Обычно прижившиеся фирмы способны согласовывать свои действия таким образом, чтобы замедлять вход новых фирм на рынок, но государство может вводить определенные правила, запрещающие соглашения между прижившимися фирмами.