Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность барьера входа фирмы на отраслевой рынок
1.2. Нестратегические барьеры входа на отраслевой рынок
1.2.1 Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок
2. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевом рынке
2.1 Определение барьеров входа-выхода
Отраслевые барьеры входа можно определить как совокупность экономических, технологически и институциональных условий, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и препятствующих потенциальным `новичкам` отрасли получить прибыль в таком же объеме, в каком ее получают укоренившиеся фирмы до входа.
3.1. Барьеры входа
В большинстве подвергнутых анализу дел данные о барьерах входа, их возникновение, преодоление барьеров входа для вероятных конкурентов практически не ведется. Либо оценка происходит на основании рассуждений, а не доказательств, либо высоту барьеров судят по некоторым данным о входе. В первом варианте вообще нельзя говорить об экономическом анализе. Во втором варианте слишком высока возможность ошибки смешать пользу входа для возможных новичков и преодолении барьеров.
Минусы использование измерения издержек входа в антимонопольных делах поясняется несколькими условиями. Первое - трудность оценки издержек входа, связанна не только с неосуществимостью прямо измерить эти затраты, но и с присутствием принципиально разных подходов к поиску барьеров как таковых.
Ещё одной проблемой является способность прижившихся продавцов создавать помехи для входа на рынок новичков. В данном пункте экономисты очень сильно расходятся. Отправной точкой формирования теории была уверенность в том, что такого типа возможности существуют, хотя стимулы сдерживать конкуренцию со стороны прижившихся продавцов зависят от издержек входа нестратегического характера. В результате укрепилась точка зрения о том, что в действительности даже при высоких издержках входа, возникающих объективно, не позволяют прижившимся продавцам существенно ограничивать вход. В настоящее время большая часть экономистов склоняется к тому, что потенциал прижившихся продавцов удерживать от входа новичков, зависят от обширного круга характеристик рынка.
Антимонопольная политика согласна скорее с традиционным подходом к стратегическим барьерам. И старый, и новый Порядки включают, на равных условиях с экономическими и административными барьерами входа, стратегические барьеры - действия прижившихся продавцов, мешающих вторжению новичков на рынки, а также своеобразный тип рынков, где потенциал ограничения входа еще выше – рынка, где присутствуют вертикально интегрированные продавцы.
Однако не со всеми тезисами Порядков в отношении оценивания барьеров входа можно согласиться. В частности, это относится к оценке преодоления барьеров, которую нужно осуществлять через соотношения издержек, которые должны нести новички для вхождения на рынок, с ожидаемой прибылью. В данном подходе скрываются, как минимум две методические проблемы.
Во-вторых, сравнения издержек входа с ожидаемой прибылью соединяет две характеристики рынка: помехи для входа и вероятность получить на этом рынке прибыль. Умозаключение о высоких барьерах может быть сделано и в том случае, когда издержки входа на рынок довольно таки высоки, и в случае, когда ожидаемая прибыль на рынке низка. Но, как это ни странно звучит, значительной помехой для оценки барьеров входа в рамках антимонопольных дел служат даже не аналитические вопросы. Объяснение связано с таким элементом исследования, как установление временного интервала. В практике существует мнение, что промежуток для исследования рынков в соответствии с Порядками должен быть цельным – в том числе и для нахождения показателей концентрации продавцов, а так же для оценки высоты барьеров входа. Выбрав промежуток, на котором можно и нужно замерять показатели концентрации, в качестве единого временного интервала изучения рынка, от оценки высоты барьеров автоматически доводится отказываться. Однако для решений, в конкретных антимонопольных делах здесь было бы еще полбеды: фактически невозможно определить момент входа новых продавцов на период года толкует как непреодолимость барьеров. Это ведёт к переоценке рыночной власти, и может сопровождаться ошибочной квалификацией позиции продавца как преобладающего.
Во-первых, если не издержки проникновения, то ожидаемая прибыль зависит в первую очередь от характеристик новичка. В связи с этим опять встает вопрос, при помощи каких аналитических механизмов можно отделить некоторую ожидаемую часть прибыли новичка, которая зависит от его личных свойств, и ту часть ожидаемой прибыли, которая определяется действиями прижившегося.
4. Сопоставимые рынки
Если недостаток исследования барьеров входа является результат, с одной стороны, концептуальная трудность вопроса, с другой стороны – скорее случайная погрешность в правилах анализа рынка, то не полное использование сравнительного анализа – прямое следствие неудовлетворительного определения тезиса сопоставимых рынков в функционирующей нормативно-правовой базе.
В законе «О защите конкуренции» понятие сопоставимых рынков употребляется один раз – для квалификации монопольно высокой цены, как цены, превосходящей цену, сформировавшуюся на сопоставимом рынке в обстоятельствах возникновения конкуренции. Инструмент анализа сравниваемых рынков можно применять при оценке структуры рынка и состоянии конкуренции намного шире. Сокращение границ конкуренции должно сопровождаться итогами, оценить результат которых можно только путем сопоставления.
Но в законе сопоставимый рынок устроен так, что его поиск выступает в роли неразрешимой задачи. Можно предположить, что рынок должен быть сопоставимым при воплощении в жизнь четырех требований:
а) сопоставимость по условиям обращения товара;
б) сопоставимость по составу продавцов и покупателей;
в) сопоставимость по применению основных методов государственного регулирования (в том числе налогового и таможенно-тарифного);
г) сопоставимость по условиям доступа на рынок. Проблема состоит не только в том, что выдвигается слишком много критериев сопоставимости, а еще и в том, что сопоставимость понимается в основном как бинарная характеристика – рынок бывает либо сопоставимым, либо несопоставимым
Заключение
Под барьерами вxода на рынке понимают различные факторы и обстоятельства правового, организационного٫ экономического, технологического, финансового характера, мешающие новым хозяйствующим субъектам влезть на данный товарный рынок и на одинаково конкурировать с уже работающими на нем хозяйствующими субъектами.
Входные барьеры (барьеры входа, вхождения) (barriers of entry) - факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преимуществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловлена высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке).
К нестратегическим барьерам относят административные (правительственные), гражданские и социально-экономические барьеры. Административные (правительственные) барьеры — это ограничения деятельности в виде законодательных актов на осуществление видов деятельности, представленные лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами и т.п.
Под барьерами выхода, можно понимать все элементы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без ощутимых потерь уйти из отрасли. Барьеры выхода взаимосвязаны с наличием в отрасли существенных необратимых издержек, которые делают невозможным выход из области без потерь.
Именно присутствие барьеров на входе вместе с высоким уровнем сосредоточения производителей в отрасли, дает возможность фирмам поднимать цены выше издержек и зарабатывать высокую экономическую прибыль, не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.
Входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов, а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке. Попробуем ниже разобраться, какие же бывают входные барьеры.
Оценка важности барьеров входа в отрасль имеет весомое значение для всех резидентов рынка. Для прижившихся фирм она является необходимым условием осуществления результативной политики по подавлению входа новичков и наилучшей ценовой политики, обращенной на защиту своих долгосрочных прибылей, а также критерием выбора конкурентной стратегии, охватывая кооперативное и некооперативное поведение в отрасли. Для новеньких оценка непомерно значительна при принятии решения о входе в отрасль и при выборе вариантов решения этой задачи. Оценка важности отраслевых барьеров входа необходима, как в условиях внешнеторговой политики, направленной на поддержание и защиту отечественных отраслей от иностранной конкуренции, так и для обнаружения инструментов поддержания и поощрения конкуренции в целях максимизации уровня общего благосостояния.
В большинстве подвергнутых анализу дел данные о барьерах входа, их возникновение, преодоление барьеров входа для вероятных конкурентов практически не ведется. Либо оценка происходит на основании рассуждений, а не доказательств, либо высоту барьеров судят по некоторым данным о входе. В первом варианте вообще нельзя говорить об экономическом анализе. Во втором варианте слишком высока возможность ошибки смешать пользу входа для возможных новичков и преодолении барьеров.
Если недостаток исследования барьеров входа является результат, с одной стороны, концептуальная трудность вопроса, с другой стороны – скорее случайная погрешность в правилах анализа рынка, то не полное использование сравнительного анализа – прямое следствие неудовлетворительного определения тезиса сопоставимых рынков в функционирующей нормативно-правовой базе.