Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Постоянный рост конкуренции в современном мире требует от каждого хозяйствующего субъекта повышения качества предоставляемых товаров и услуг. В результате значение конкуренции в экономике с каждым годом усиливается все больше.

Конкуренция является основой рыночных отношений в экономике, а также мощным стимулом роста экономики, постоянного улучшения качества, в том числе продукции и услуг. Помимо этого именно конкуренция является причиной перманентного научно-технического прогресса, и, кроме того, конкуренция снижает издержки производства и цен.

Конкуренция заставляет организации уменьшать производственные затраты, что приводит к ликвидации убыточных производств, которые обременительны для всего общества, конкуренция провоцирует интенсификацию производства, а также способствует увеличению эффективности общественного производства.

Чтобы выжить в конкурентной борьбе и успешно развиваться в условиях рыночной экономики, предприятие должно быть конкурентоспособным.

Теоретической основой исследования выступают научные труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ современного предприятия, таких, как: Алексеева Д.А., Арустамов Э., Беляева С.В., Веснин В.Р., Волкер Т., Гуляев Г.Ю., Колесник Г.В., Ламбен Ж.Ж., Маршал А., Портер М., Робинсон Дж.В., Рубин Ю.Б., Смит А., Томпсон-мл. А.А., Чемберлин Э.Х. и др.

Целью данного исследования является сравнительный анализ теорий конкуренции и определение направлений по повышению конкурентоспособности современного российского предприятия (на примере ООО гостиница «Зеленая Роща»).

Задачами настоящего исследования являются:

- изучить эволюцию научных подходов к анализу понятия «конкуренция» в экономической теории;

- рассмотреть типы рыночных структур и виды конкуренции;

- дать общую характеристику деятельности ООО «Зеленая Роща»;

- провести оценку конкурентоспособности и конкурентных преимуществ ООО гостиница «Зеленая Роща»;

- предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО гостиница «Зеленая Роща».

Объектом исследования в настоящей работе является ООО гостиница «Зеленая Роща».

Предметом исследования в настоящей работе являются теории конкуренции.

Проведенное исследование базируется на применении методов анализа научных публикаций, обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований, сбора и обработки маркетинговой информации и других.


Структура курсовой работы определена целями и задачами, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические аспекты анализа конкуренции в экономической науке

1.1 Эволюция научных подходов к анализу понятия «конкуренция» в экономической теории

Основы теории конкуренции были заложены представителями классической школы политэкономии А. Смитом и Д. Рикардо, чье внимание привлекли макроэкономические вопросы благосостояния, результатом изучения которых стали модель совершенной конкуренции и теории абсолютных и относительных конкурентных преимуществ 1, с. 14.

Основоположник классической концепции конкуренции Адам Смит дает одно из первых научных объяснений факторов, которые определяют функционирование рыночного хозяйства в условиях свободной конкуренции. В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он принимает, что отношения при обмене направляет «невидимая рука», которая проявляет свое действие на рынке. Она, как постоянно действующий механизм, устраняет то, что неспособно адаптироваться к условиям рынка 22, с. 104. Альфред Маршалл, будучи последователем Адама Смита, полностью воспринимает концепцию о свободной рыночной конкуренции как оптимальной экономической среде функционирования предприятий 13, с. 81.

Представители неоклассической школы К. Менгер, Ф. Визер, А. Маршалл осуществили переход от анализа конкуренции на макроуровне к микроуровню и рассмотрели сущностные условия конкуренции. В дальнейшем, на рубеже XIX-XX вв., на первый план вышли проблемы соотношения конкуренции и монополизма 14, с. 196. Благодаря работам Э. Чемберлина 25 и Дж. Робинсон 19 преобладавшая модель совершенной конкуренции сменилась теорией несовершенной и монополистической конкуренции.

К середине XX в. был разработан значительный круг вопросов, касающихся конкуренции. Так как практика хозяйственной деятельности требовала поиска действенных решений по данным вопросам, наиболее актуальными стали экономические знания, способные обеспечить хозяйствующих субъектов ориентирами по эффективному ведению бизнеса. Данные особенности определяли дальнейшее развитие подходов к анализу конкуренции во второй половине XX в.


В «Предметном указателе» книги Майкла Портера «Конкуренция» дано всего 20 понятий и выражений с включением базового понятия «конкуренция» 18, с. 52. При этом не все эти понятия получили соответствующую дефиницию. В «Предметном указателе» монографии российского экономиста Ю.Б. Рубина приводятся 198 понятий и выражений с включением базового термина «конкуренция» и здесь нет четкого определения многим базовым и производным понятиям и словосочетаниям, относящимся к теории конкуренции 21, с. 102.

Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышает его эффективность. Это определение расширяет содержание термина «конкуренция», показывая ее созидательный характер.

Успех предприятия, по мнению Майкла Портера, обусловлен местоположением предприятия и конкурентным преимуществом. Он определяет конкуренцию следующим образом: «Фирмы ведут соревнование между собой, используя национальные, региональные и глобальные стратегии» 18, с. 21. Такое определение показывает географические границы конкуренции, но не раскрывает всех ее аспектов.

Необходимо отметить, что хотя, например, М. Портер считает, что конкуренция разворачивается главным образом между отраслями (кластерами отраслей), конкуренция между странами является объективным видом экономической конкуренции, поскольку национальные правительства осуществляют поддержку отраслей и лоббирование их интересов. Кроме того, сами национальные правительства и различные сопряженные с ними группы интересов (влияния) могут являться субъектами конкуренции.

Конкуренция создает систему взаимовыгодных рыночных отношений между изготовителями, продавцами и потребителями однородной продукции. Она обеспечивает баланс спроса и предложения, способствует установлению рыночной цены, оказывающей непосредственное влияние на формирование конкурентоспособности товаров или услуг.

Конкуренция относится к позиции в рыночном хозяйстве, а продуктивность, как правило, связывается с производительностью единицы вложенной затраты. Такая точка зрения показывает взаимосвязь между конкуренцией и производительностью труда.

Конкуренцию также следует рассматривать как взаимодействие между хозяйственными субъектами, при котором каждый из них стремится реализовать свои интересы независимо от остальных субъектов. Эта дефиниция конкуренции вскрывает суть и цели рыночных субъектов. В широком смысле конкуренция выражает взаимодействие рыночных субъектов, при котором каждый стремится реализовать свои интересы, независимо от интересов остальных участников рынка при соблюдении законов 4, с. 19.


Конкуренция - это соперничество между людьми и фирмами на пути к достижению цели 5, с. 145. Цель конкурентов рынка в том, чтобы покупатель купил их продукт (товар).

В классическом смысле конкуренцию можно определить как соперничество между покупателями и продавцами, основанное на противоречии в их интересах и/или действиях, направленных на достижение определенной цели 2, с. 83.

В экономической литературе более известными концепциями о конкуренции являются: «поведенческая», «структурная» и «функциональная».

Поведенческое толкование конкуренции утвердилось первоначально в классической экономической теории. А. Смит, в частности, понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке 22, с. 41. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем 11, с. 208. Функциональный подход характеризует конкуренцию как борьбу нового со старым, прогрессивного с устаревшим 24, с. 62. В соответствии с этим субъект хозяйствования должен согласовывать свои виды деятельности с ростом инновационности производства продукции, процесса оказания услуг, комбинируя ресурсы методами, отвечающими потребностям спроса, целевой ориентации на эффективность используемых ресурсов.

Отличительными чертами современной трактовки экономической конкуренции являются 9, с. 88:

- цивилизованный, легализированный характер этой борьбы;

- сходство (взаимозаменяемость) товаров, производители которых вовлечены в конкурентную борьбу;

- ограниченность возможностей каждой из конкурирующих сторон влиять на условия обращения товаров на соответствующем рынке в результате самостоятельных действий других сторон;

- идентичность или близость потребностей целевых групп потребителей, в отношении которых ведется конкурентная борьба;

- общность, тождество цели, ради которой возникает это соперничество.

Закон конкуренции – один из важнейших законов развитого товарного производства, которому внутренне присуща борьба отдельных товаропроизводителей за потребителя их продукции 3, с. 75.

Конкуренция охватывает микро-, мезо-, макро- и мегауровни экономической системы 26, с. 47:

- микроуровень – конкуренция между предприятиями одной отрасли, ее предметом являются аналогичные товары и услуги, а результатом является формирование средней цены производства в отрасли в целом;


- мезоуровень конкуренции (межотраслевая конкуренция) – это конкуренция между предприятиями разных отраслей, ее предметом являются взаимозаменяемые товары и услуги, а результатом - установление средней нормы прибыли в экономике в целом;

- макро- и мегауровни конкуренции (межгосударственная и межрегиональная конкуренция) охватывают конкуренцию стран и региональных группировок как их соперничество за создание лучших условий для бизнеса и повышение качества жизни их населения; конкурентная борьба все более приобретает глобальный масштаб 7, с. 33.

Таким образом, существует множество подходов к понятию «конкуренция». Конкуренция выражает взаимодействие рыночных субъектов, при котором каждый стремится реализовать свои интересы, независимо от интересов остальных участников рынка при соблюдении законов. Основная задача и главная функция конкуренции – завоевать рынок, в борьбе за потребителя победить своих конкурентов, обеспечить получение устойчивого дохода.

1.2 Типы рыночных структур и виды конкуренции

Развитие теории рынка непосредственно связано с современной трансформацией внешней деловой среды, согласно которой рынок выступает как место купли-продажи товаров и услуг, а также как совокупность экономических отношений в процессе товарообмена. В экономической литературе принято выделять несколько типов конкуренции на рынке 23, с. 49.

Принимая во внимание, что наиболее динамично теория конкуренции развивалась, начиная со второй половины XX в., что отражает изменения условий хозяйствования, среди которых появление новых запросов и изменение позиции потребителя, развитие технологий и информационных сетей, усиление роли человеческих ресурсов, проанализируем направления изменения теории конкуренции на данном временном отрезке 28, с. 72. В целях обобщения и иллюстративного восприятия приведем в таблице в Приложении 1 классификационные признаки и характерные особенности, свойственные основным моделям рынка и сопутствующим им видам конкуренции. Таким образом, как видно из Приложения 1, каждой модели рынка сопутствуют определенные виды конкуренции.

В настоящее время усиливается влияние неценовых конкурентных факторов на производителей, расширяются конкурентные преимущества субъектов хозяйствования на базе повышения качества, инновационности предоставляемых ими услуг, продукции потребителям 15, с. 6.