Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последние несколько лет в понимании мировым менеджерским сообществом вопросов конкуренции произошел революционный переворот. Современная глобальная экономика - это не только рынок товаров, но и высококонкурентные рынки труда, капитала, сырья. Еще 10-15 лет назад можно было сделать основной упор на конкурентоспособность товара 12, с. 120. Однако в обстановке, которая сложилась сегодня, предприятие, имеющее высокую конкурентоспособность на товарном рынке, но низкую - на рынке труда, или на сырьевом рынке, или на рынке инвестиций, быстро потеряет устойчивость, а потом или разорится, или будет поглощено 10, с. 56.

Нужно уметь не только создавать и продавать товары, но и привлекать кадры требуемой квалификации, удерживать сотрудников, обладающих важными компетенциями, искать доступ к источникам сырья, инвестиций, современных технологий. Именно поэтому мировые корпорации часто открывают свои филиалы в местах, где присутствуют кадры требуемой компетенции, или поближе к источникам сырья и инвестиций. Операционные издержки в результате могут вырасти, а показатели конкурентоспособности на товарном рынке – снизиться 27, с. 26. Но зато увеличиваются показатели конкурентоспособности на рынке труда или на рынке капитала, а главное - показатели устойчивости развития предприятия.

Все больше меняются взаимоотношения предприятий с государством и обществом 17, с. 36. Государства начинают контролировать не только показатели социальной ответственности предприятий и риски, связанные с их функционированием (от финансовой отчетности до предотвращения техногенных аварий и катастроф), но и доступ к мерам государственной помощи в момент кризиса. Предприятиям приходится соревноваться друг с другом и за господдержку, и за госзаказы, а это связано со способностью удовлетворять многочисленным требованиям государства. Многие ведущие мировые корпорации не выдержали такой конкуренции, хотя были достаточно эффективны в других сферах.

Именно поэтому в стандартах семейства ISO 9000 появилось понятие «пять заинтересованных сторон» (потребители, инвесторы, сотрудники, поставщики и партнеры, государство и общество) и понятие «баланс интересов заинтересованных сторон» 26, с. 166. То, что таким образом выделяются пять сфер конкурентной борьбы и появляется необходимость искать компромиссные решения, чтобы обеспечить общую конкурентоспособность и устойчивое развитие предприятий, является очевидным для управленцев промышленно развитых стран, но все еще непонятно российским специалистам.


Коренным изменениям подверглось и понятие конкурентоспособности на товарном рынке (то, что многие до сих пор воспринимают как собственно конкурентоспособность). Сегодня конкурирует не только товар, но и сопутствующие услуги (организация продажи, взаиморасчетов, поставки, послепродажное обслуживание и т.д.) и три вида гарантий на него: гарантии приемлемости риска применения (в обиходе гарантии качества), гарантии надежности предприятия как поставщика и гарантии устойчивости его бизнеса 20, с. 116. Предприятия, которые выпускают качественные конкурентоспособные товары, но не могут создать хороший сопутствующий сервис или обеспечить требуемые гарантии, неконкурентоспособны на товарном рынке 6, с. 216.

Собственно ценовая конкуренция на современном глобальном рынке завершилась еще десять лет назад и функционирует только на неразвитых национальных или региональных рынках. На практике это означает, что по мере выхода России на глобальный рынок и развития в этой связи российского общенационального и региональных рынков многие предприятия рискуют потерять свою конкурентоспособность 8, с. 116.

Ключевой момент современного восприятия конкурентоспособности связан не с состоянием рынка, а с мышлением его участников. Современный деловой мир в эпоху всеобщей глобализации представляет собой единый механизм, объединяющий в себе партнеров, конкурентов, поставщиков, потребителей, финансовые потоки, сырьевые и человеческие ресурсы и многое другое. Теперь именно потребители, а не производители определяют условия спроса, а производители, соответственно, пытаются завоевать его внимание и склонить выбор в свою пользу за счет широкого ассортимента товаров и услуг, их высокого качества, доступной цены и большого числа других легальных и нелегальных приемов 16, с. 101. Достижение компанией успеха заключается в убеждении потребителя остановить выбор на своих товарах и услугах, удержании лояльного клиента путем приобретения через него новых потребителей.

Таким образом, каждому типу рыночных структур (монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция) сопутствуют определенные виды конкуренции. Развитие видов конкуренции и сопутствующих им типов рыночных структур способствует росту экономических и социальных результатов субъектов хозяйствования, экономических видов деятельности, как сферы услуг, так и производственной сферы, их финансовой устойчивости, повышению качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг.


Глава 2. Конкуренция на рынке гостеприимства на примере ООО гостиница «Зеленая Роща»

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Зеленая Роща»

Объект практического исследования - ООО «Зелёная Роща», представляет собой гостиницу малой вместимости.

Юридический адрес ООО «Зелёная Роща»: Московская область, Мытищинский район, деревня Юдино, дом 1.

В организации была разработана и применена следующая организационная структура, которая приведена на рисунке 2.1.

Управляющий гостиницы

Заведующий административной частью

Главный администратор

Главный бухгалтер

Горничные

Техник

Уборщицы

Дворник

Администраторы службы приема и размещения

Бухгалтер

Служба общественного питания

Генеральный

директор

Рис. 2.1. Организационная структура управления ООО «Зелёная Роща»

Высший орган управления - Общее собрание акционеров;

Единоличный исполнительный орган - Генеральный директор.

Организационная структура ООО «Зелёная Роща» имеет линейно-функциональный принцип построения и характеризуется тем, что первому руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. Организационная структура ООО «Зелёная Роща» является типичной для российских гостиничных предприятий и наиболее эффективна при решении управленческих задач, потому что управляющий непосредственно руководит всеми службами гостиницы.

Виды деятельности ООО «Зелёная Роща»:

- предоставление гостиничных услуг;

- организация услуг общественного питания, в том числе ресторанов и бара;

- бесплатный wi-fi интернет для гостей;

- круглосуточное обслуживание в номерах.

В гостинице работает комплекс питания, включая столовую, бар, буфет, где можно позавтракать, заказать обед и ужин, а также есть возможности организовать банкеты, юбилеи, свадьбы, корпоративные праздники или кофе-брейки при проведении конференций.


Об экономическом положении гостиничного предприятия можно судить по его финансовым результатам, динамика которых представлена в таблице 2.1.

Как видно из таблицы 2.1, в динамике наблюдаются негативные тенденции. Так, выручка от реализации сократилась на 4900 тыс. руб. или почти на 10%. Себестоимость сократилась на 6,6%, это повлияло на валовую прибыль следующим образом, она снизилась на 2022 тыс. руб. и составила в 2015 году 77,03% от уровня 2013 года. Можно отметить высокий темп снижения величины чистой прибыли. За 2013-2015 гг. чистая прибыль сократилась на 394 тыс. руб.

Таблица 2.1

Состав и динамика финансовых результатов деятельности ООО «Зелёная Роща» за 2013-2015 гг.

Наименование показателей

Значение показателей, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 / 2013

2015 / 2014

2015/ 2013

Выручка

52412

49054

47512

-4900

93,59

96,86

90,65

Себестоимость продаж

43609

41553

40731

-2878

95,29

98,02

93,40

Валовая прибыль

8803

7501

6781

-2022

85,21

90,40

77,03

Коммерческие расходы

7553

6441

6080

-1473

85,28

94,40

80,50

Прибыль (убыток) от продаж

1250

1060

701

-549

84,80

66,13

56,08

Прочие расходы

589

785

565

-24

133,28

71,97

95,93

Прибыль (убыток) до налогообложения

661

275

136

-525

41,60

49,45

20,57

Налог на прибыль

159

66

27

-131

41,60

41,21

17,15

Чистая прибыль

502

209

109

-394

41,60

52,06

21,66

Следует отметить значительное сокращение прибыли до налогообложения. Так, если в 2013 году ее значение составляло 661 тыс. руб., то в 2015 году только 136 тыс. руб.

Таким образом, объектом исследования являлось ООО «Зелёная Роща», основная деятельность которого - оказание услуг размещения. Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволил выявить факт неустойчивого финансового положения предприятия и низкий уровень платежеспособности.


2.2 Оценка конкурентоспособности и конкурентных преимуществ ООО гостиница «Зеленая Роща»

По типу гостиницы ООО «Зеленая Роща» можно отнести к гостинице экономического класса - предприятие малой или средней вместимости. Располагается вблизи автомагистралей. Характерно простое и быстрое обслуживание, ограниченный набор услуг, а значит, невысокий процент надбавки за обслуживание. Потребителями являются бизнесмены и индивидуальные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе и стремящиеся к фактической оплате потребляемых ими услуг.

Количество конкурентов и их относительные размеры - основные и самые крупные конкуренты:

- «Зона отдыха Бухта Тихая» (Мытищинский р-н, Ульянково дер., Учинское лесничество, квартал 53; 40% рынка);

- ГК «Арт отель Пушкино» (Пушкинский р-н, Пушкино, микрорайон Звягино, ул. Куйбышева, 23а; 23% рынка).

- отель «В Мамонтовке» (Пушкинский р-н, Пушкино г., микрорайон Мамонтовка, ул. Зелёная, 15; 12% рынка).

По сравнению с выбранными конкурентами ООО «Зеленая Роща» занимает 18% в доле рынка (рисунок 2.2).

Рис. 2.2. Структура конкурентного рынка гостеприимства в выбранном сегменте (по географическому признаку)

Из рисунка 2.2 видно, что у ООО «Зеленая Роща» имеются прямые конкуренты, которые могут с ним соперничать за качество услуг и обслуживания.

Модель позиционирования конкурентов представлена на рисунке 2.3.

«Зеленая Роща

высокая

низкая

ЦЕНА

В Мамонтовке

Зона отдыха Бухта Тихая

Арт отель Пушкино

КАЧЕСТВО

высокое

низкое

Рис. 2.3. Модель позиционирования конкурентов ООО гостиница «Зеленая Роща»

Оценку конкурентоспособности ООО гостиница «Зеленая Роща» решено было провести графическим методом построения многоугольника конкурентоспособности. Для экспертной оценки была применена шкала конкурентных преимуществ компаний по факторам конкурентоспособности (Приложение 2). В качестве параметров для оценки выбраны: широта ассортимента услуг; уровень цен на услуги; уровень обслуживания в гостиницах; качество услуг общественного питания в гостиницах; имидж гостиниц. Шкала оценки преимуществ гостиниц составлена по пятибалльной системе, где градация 5 соответствует позитивной оценке конкурентного преимущества, градация 1 - отрицательная оценка, а градация 3 - нейтральное отношение.