Файл: Процессы принятия решений в организации (Анализ эффективности процесса принятия управленческих решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Сущность управленческих решений и характеристика процесса их принятия

1.2 Методика анализа эффективности управленческих решений на предприятии

1.3 Пути повышения эффективности принятия управленческих решений на предприятии

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  В КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ

2.1 Организационно- экономическая характеристика  КУМПП ЖКЖ      «Лунинецкое ЖКХ»

2.2 Процесс принятия решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

2.3 Анализ эффективности методов принятия управленческих решений КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА КУМПП ЖКЖ «ЛУНИНЕЦКОЕ ЖКХ»

3.1 Пути повышения эффективности процесса принятия решений

3.2 Эффективность мероприятий по использованию АИС «Управление»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Источник: по данным Приложений Б-В

По данным таблицы 2.1 в рассматриваемом периоде прибыль от реализации имеет положительное значение, при этом знак рентабельности реализованной продукции и рентабельность продаж совпадает со знаком прибыли. Прибыль от реализации на 01.01.2016 г. составила всего 33 млн. руб., рентабельность реализованной продукции составила 0,01 %, рентабельность продаж также 0,001 %, за счет получения убытка от финансовой и инвестиционной деятельности получен чистый убыток в размере 1143 млн. руб.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является убыточной, величина государственной субсидии не покрывает разницу в тарифах между тарифами, которые полностью покрывают затраты на оплату коммунальных услуг и тарифами для населения, субсидируемыми государством. Поэтому предприятию приходится выискивать резервы снижения убытка.

В таблице 2.2 представлена структура и состав трудовых ресурсов Лунинецкого ЖКХ.

Таблица 2.2

Состав и структура трудовых ресурсов Лунинецкого ЖКХ

Категории персонала

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Отклонение 2015 от 2013 гг., +-

Темп роста, 2015 к 2013 гг., %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

1. Промышленно-производственный персонал

504

94,1

497

95,4

481

95,4

-24

95,3

В том числе:

1.1. Рабочие

410

76,5

400

76,7

387

76,7

-23

94,3

1.2. Руководители

19

3,5

14

2,6

13

2,6

-6

69,9

1.3. Специалисты

69

12,9

67

12,8

65

12,8

-5

93,3

1.4. Другие служащие

13

2,4

12

2,3

12

2,3

-1

90,1

2. Персонал неосновной деятельности

13

2,4

12

2,3

12

2,3

-1

90,1

3.Число работников-совместителей

13

2,4

12

2,3

12

2,3

-1

90,1

3. Всего персонала

536

100

521

100

504

100

-32

94,0


Источник: по данным Приложений Г

В таблице 2.2 в организации происходит оптимизация численности коллектива. Всего за 2013-2015 гг. численность работников снизилась на 32 человека, или на 6,0 %. Сокращение произошло за счет снижения численности рабочих на 24 человека или на 4,7 %, руководителей (на 6 человек или на 31,1 п.п.).

В таблице 2.3 представим показатели прибыльности (убыточности) по видам деятельности. В таблице результаты по обслуживанию жилищного фонда не будут отражены, так как субсидируются государством, а рассмотрим коммерческие виды деятельности.

Таблица 2.3

Показатели прибыльности (убыточности) по видам деятельности Лунинецкого ЖКХ

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Отклонение 2015 от 2013 гг., +-

Темп роста, 2015 к 2013 гг., %

Гостиничные услуги

Прибыль(+),убыток(-), млн руб.

-0,8

-1,4

2,7

3,5

-337,5

Рентабельность, %

-2,0

-3,2

0,1

2,1

х

Банные услуги

Прибыль(+),убыток(-), млн руб.

-1584,5

-2330,0

-2724,7

-1140,2

х

Рентабельность, %

-4,6

-5,2

-6,1

-1,5

х

Ритуальные услуги

Прибыль(+),убыток(-), млн руб.

-34,0

-70,0

100,0

134

294,1

Рентабельность, %

-6,5

-9,6

11,4

17,9

х

Ремонтно-строительный участок

Прибыль(+),убыток(-), млн руб.

10,9

0,5

26,6

15,7

244,0

Рентабельность, %

33,5

2

14,6

-18,9

х

Транспортные услуги

Прибыль(+),убыток(-), млн руб.

57,9

43,7

149,3

91,4

257,9

Рентабельность, %

50,8

17,5

60,6

9,8

х

Услуги прачечной

Прибыль(+),убыток(-), млн руб.

-33,4

-128,8

-3,5

-29,9

х

Рентабельность, %

-39,4

-41,7

-12,2

-27,2

х

Прочие доходы (убытки) (услуги по договору подряда)

Прибыль(+),убыток(-), млн руб.

708,2

27,6

97,6

-610,6

13,8

Рентабельность, %

28,3

0,7

4,2

24,1

х


Источник: по данным предприятия

По данным таблицы 2.3 отметим, что убыточным для Лунинецкого ЖКХ является оказание следующих услуг: прачечных услуг; банных услуг.

В 2015 году рентабельным стало оказание гостиничных и ритуальных услуг. Прибыльным является оказание ремонтно-строительных и транспортных услуг, а также прочих услуг.

Таким образом, для повышения эффективности хозяйственной деятельности Лунинецкому ЖКХ необходимо изыскать резервы для снижения затрат по оказанию услуг в нерентабельных видах деятельности. К этому также и относится и обслуживание жилищного фонда.

2.2 Процесс принятия решений в КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

Уровнями управления организационной структуры в Лунинецком ЖКХ выступают:

-высший уровень (директор и его заместители, главный бухгалтер, главный инженер). Деятельность руководителя обусловлена целями и стратегиями развития предприятия в целом здесь реализуется большая часть внешних связей:

-средний - управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат (начальники отделов).

-низший - производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими (грузчики, водители, кладовщики).

Методы принятия решений отличаются на каждом уровне в соответствии со спецификой принимаемых решений, их содержанием. Построим таблицу 2.4, где покажем порядок принятия решения на предприятии.

Таблица 2.4

Порядок принятия решений руководящими работниками предприятия

Перечень решений, при­нимаемых в управляю­щей системе

предпри­ятия

Кто подготавливает материалы или проект решения)

наименование отдела, службы

С кем согласовыва­ется проект решения (наименование служб, должностных лиц)

Кто принимает решение

директор

главный инженер

зам. дирек­тора

А

зам. ди­ректора

В

зам. главного инженера

1

2

3

4

5

6

7

8

Решение по кадровым вопросам

Отдел проектов

Ген. директор

*

Решения по экономиче­ским вопросам

ПЭО

Бухгалтерия

*

Продолжение таблицы 2.4

1

2

3

4

5

6

7

8

Решения по научно-техническим вопросам (перечень)

Отдел технического

развития

директор

*

Решения по оперативно-организационным вопро­сам (перечень)

Оперативный отдел

директор

*

Решения по хозяйствен­ным вопросам

Отдел снабжения

директор

*

*

Прочие решения

отдел

директор

*


Источник: собственная разработка

В основном каждый руководитель принимает решения в своем отделе единолично и доходит их до исполнения сотрудникам. Однако, если необходимо принять сложное решение, например, с выбором инвестиционного или инновационного проекта, решения принимаются комплексно, всеми основными руководителями отделов предприятия, чтобы учесть последствия влияния решения на все сферы деятельности предприятия. В таком случае решения принимаются экспертным методом простой ранжировки. В данном случае экспертами являются: генеральный директор, главный бухгалтер, главный инженер, юрист и другие руководители.

Решения принимаются экспертами с учетом накопленного опыта, данных различных маркетинговых исследований, инновационных технологий.

В таблице 2.5 покажем оценку решения, принимаемых экспертами предприятия при решении управленческой задачи.

Таблица 2.5

Таблица оценок признаков по каждому решению

Признак

Фактический приоритет признака в решении

Наименование

Желательный приоритет

1

2

5

4

Время реализации

Финансовые затраты

Повышение объема сбыта

Величина дополнительной

прибыли

Качество продукции

4

3

1

2

5

1

3

5

2

4

3

2

1

4

5

4

1

3

2

5

2

5

4

1

3

Источник: собственная разработка

По данным таблицы 2.5 по данному решению нет согласия, соответствующего желательному распределению приоритетов признаков. Однако наиболее приемлемым считается решение № 2, у которого совпадают с желательным, приоритеты по третьему и пятому признакам и имеются не­большие отклонения по остальным.

После принятия решения, определяются непосредственные участники, участвующие в реализации принятого решения. Как правило, это работники, в компетенцию которых входит сфера деятельности, относительно которой принимается решение. Например – решения, направленные на увеличение сбыта продукции, разработку новых рекламных материалов – реализуются работниками отдела сбыта. Решения, направленные на повышение качества выпускаемой продукции – главным технологом и специалистами производственного отдела.


Далее, отделу устанавливаются конкретные временные рамки для реализации принятого решения, также следует доложить о результатах реализации решения. Для дополнительной помощи привлекаются работники других отделов или смежных отделов. То есть, реализация решений на предприятии выполняется простым делегированием полномочий исполнителю, как правило, нижестоящему по иерархической лестнице.

Назначение исполнителя закрепляется приказом, в котором указывается непосредственный исполнитель решения, назначается ответственный, который будет контролировать выполнение данного приказа – в данном случае, реализацию принятого решения.

Таким образом, используя инициативно – целевую технологию руководство данного предприятия отдает решение задачи на откуп менеджеров. За счет своих профессиональных навыков менеджер самостоятельно моделирует ситуацию и ищет способы решения.

В конце отметим, что на предприятии, при наличии сегодняшних мощностей и средств, руководство верно выбрало технологию принятия управленческого решения. Однако основной труд по развитию бизнеса лежит не только на руководстве, но и на менеджерах участвующих непосредственно в процессах связанных с решением и постановкой задач, даже если и решение принимает непосредственно главный руководитель.

2.3 Анализ эффективности методов принятия управленческих решений КУМПП ЖКЖ «Лунинецкое ЖКХ»

Для оценки эффективности используемых методов и их соответствия уровню решаемых проблем было проведено анкетирование руководителей всех уровней предприятия. Анкета состояла из следующих вопросов:

-Должность.

-Самостоятельность в принятии решения.

-Методы, используемые при принятии решения.

-Оценка выставлялась по пятибалльной системе.

В опросе приняло участие 35 руководителей, что составляет 83,4% от аппарата управления, из них:

-высший уровень: 9 человек, или 29 %;

-средний уровень: 12 человек или 34%;

-низший уровень: 14 человек или 37 %.

На исследуемом предприятии анализ показал, что на высшем уровне управления основными методами принятия и реализации управленческих решений являются: неформальные (эвристические) методы принятия решений. Решения принимаются с учетом накопленного опыта, данных различных маркетинговых исследований, инновационных технологий. Решения принимаются оперативно, в основном, на основе интуиции менеджеров управленческого звена.