Файл: Исследование и диагностика конфликта (Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у студентов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Количество человек, набравших наибольше баллов по каждой из стратегий

Соперничество

Приспособление

Компромисс

Избегание

Сотрудничество

Кол-во человек

6 чел.

9 чел.

10 чел.

5 чел.

6 чел.

% учащихся

20%

30%

34%

17%

20%

Рисунок 3. Количество человек, набравших наибольше баллов по каждой из стратегий в %

На рисунке 3 видно, что доминирующими стратегиями поведения в конфликте в данной группе являются компромисс (34%) и приспособление (30%).

Таблица 2

Количество человек, набравших наименьше баллов по каждой из стратегий

Соперничество

Приспособление

Компромисс

Избегание

Сотрудничество

Кол-во человек

14 чел.

11 чел.

3 чел.

6 чел.

3 чел.

% учащихся

47%

37%

10%

20%

10%

Рисунок 4. Количество человек, набравших наименьше баллов по каждой из стратегий в %.

На рисунке 4 видно, что наименее выраженной стратегией поведения в группе является соперничество (47%).

Сравнив 3 и 4 рисунки видно, что несмотря на то, что большинство студентов из всех стратегий предпочитают стратегию приспособления, другая половина учащихся все-таки используют ее очень редко.

Выводы по главе 2

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в данной группе присутствуют все пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Какие-то из них выражены в большей, а какие-то в меньшей степени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе изучалась и обрабатывалась научная литература по проблеме исследования конфликтов и управления ими. Вначале были описаны методы исследования конфликтов, а именно экспериментальные методы в лабораторных и естественных условиях, а также опросные методы.


Было установлено, что в мире существует множество экспериментальных процедур в естественных и лабораторных условиях. Их результаты стали существенным вкладом в изучение конфликтов, даже несмотря на множественную критику в их адрес. Пример таких методик: в лабораторных условиях – «Дилемма заключенного», «Поток»; в естественных условиях – эксперимент Шерифа. Опросные методы также не уступают в своем количестве и разнообразии. В работе мы рассмотрели наиболее известные методики для семейных («Межличностный семейный конфликт», «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»), межличностных («Модульная методика диагностики межличностных конфликтов») и педагогических конфликтов (методика Э.И. Киршбаума), а также затронули взаимодействие руководителя с подчиненным (опросник А.А. Ершова).Еще две методики, рассмотренные нами, направлены на изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях – это «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» и тест Ф. Розенцвейга. Далее были рассмотрены особенности управления конфликтом: описаны виды деятельности (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение); предпосылки, формы и способы разрешения конфликта, а также технологии регулирования конфликта.

В данной работе проведена методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса. Выявлено, что в данной группе студентов преобладают компромисс и приспособление, как стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Наименее выражена такая стратегия, как соперничество. Можно с уверенностью сказать о том, что в группе присутствуют все пять стратегий, а именно соперничество, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество, но каждая из них преобладает в меньшей или большей степени.

Изучение литературы по проблеме исследования конфликтов и управления ими и исследование по методике К.Томаса позволило решить ряд тех задач, которые были поставлены в нашем исследовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006 г., 288с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2008 г., 496 с.

3. Богданов Г.Ф. Конфликты и их разрешение // Я вхожу в мир искусств, 2011 г., № 12, 113-119 с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001 г., 352 с.

5. Головичева Л. От конфликта к примирению // Школьный психолог, 2013 г., № 6, 55-57 с.


6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008 г., 544 с.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009 г., 384 с.

8. Зайченко Н.У. Конфликт в контексте развития субъекта // Мир психологии, 2012 г., № 2, 152-163 с.

9. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под общей ред. В. И. Белопольского. М.: «Когито-Центр», 2002 г., 527 с.

10. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997 г., 688 с.

11. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. СПб.: Киев, 1991 г., 208 с.

12. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов н/Д., 2001 г., 256 с.

13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер, 2003 г., 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Первичные данные

№ испытуемого

Стратегии поведения (%)

соперничество

приспособление

компромисс

избегание

сотрудничество

1.

91

50

25

58

25

2.

75

33

50

50

41

3.

0

75

58

66

50

4.

41

66

50

25

66

5.

50

25

75

58

41

6.

33

41

50

58

66

7.

41

25

75

58

50

8.

8

75

33

75

58

9.

41

75

50

25

58

10.

50

50

66

33

50

11.

25

41

75

58

50

12.

8

50

75

66

50

13.

75

33

50

41

50

14.

58

50

58

33

50

15.

41

58

41

58

50

16.

33

75

50

33

58

17.

41

41

58

33

75

18.

75

25

41

33

75

19.

25

58

66

66

33

20.

50

75

58

41

25

21.

58

25

75

41

50

22.

91

25

58

33

41

23.

66

16

75

25

66

24.

33

33

91

50

41

25.

16

91

50

33

58

26.

25

25

75

33

91

27.

33

41

50

50

75

28.

16

83

41

41

66

29.

41

50

41

75

41

30.

50

16

66

75

41


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Текст опросника

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.