Файл: Исследование и диагностика конфликта (Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у студентов).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методологические основы исследования и управления конфликтом
1.1 Методы экспериментального изучения конфликта
1.2 Опросные методы изучения конфликта.
1.3 Особенности управления конфликтом
Глава 2 Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у студентов
2.1 Исследование стратегий поведения с помощью методики К.Томаса
Еще одним опросником для супругов является «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Алешиной, Л. Гозмана и Е. Дубовской. Опросник состоит из 32 ситуаций и прилагается шкала ответов, из которой каждый из супругов должен выбрать тот вариант, который наиболее близок к тому, как он себя ведет в определенной ситуации. Есть два варианта этого опросника: для женщин и для мужчин. Представленные ситуации отражают следующие сферы семейной жизни: проблемы в отношениях с родственниками и друзьями, вопросы, связанные с воспитанием детей, проявление стремления к автономии, нарушение ролевых ожиданий, рассогласование норм поведения, проявление доминирования одного из супругов, проявление ревности и, наконец, расхождения супругов в отношении к деньгам. [6]
Следующая методика направлена на изучение межличностных конфликтов в группе – это «Модульная методика диагностики межличностных конфликтов» А.Я. Анцупова. Суть методики заключается в том, что каждый член группы оценивает свое отношение к другим, как к нему относятся, профессиональные знания и ответственность каждого из сотрудников, качество выполнения должностных обязанностей. Оценивается это по двум шкалам: от -5 до +5, от 0 до 10 баллов. Например, один из вопросов звучит так: «Сравните важность для каждого члена Вашего коллектива интересов организации и его личных интересов по шкале от 0 до 10». В результате выявляются наиболее конфликтные лица в коллективе, а также множество других особенностей отношений в группе.[1]
Следующая методика, о которой хотелось бы сказать – это опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». Испытуемому предлагается 30 пар суждений, каждая из которых отражает какую-либо одну из стратегий поведения. Он выбирает одно из двух суждений по принципу «обычно я веду себя так» или «скорее всего я бы повел себя таким образом».
Результаты показывают в какой степени выражена каждая из представленных стратегий поведения: соперничество, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество. [6]
Другая известная методика, направленная на изучение поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях – это тест Ф.Розенцвейга. Существует детский и взрослый вариант этой методики. Он состоит из картинок, на которых изображены конфликтные ситуации. Испытуемый должен ответить на реплики персонажа на картинке, высказывания которого содержат явное или скрытое обвинение в его адрес. Ответы испытуемого обрабатываются с помощью специальной схемы. Тем самым, считается, что испытуемый проявляет типичные именно для него реакции выхода из различных конфликтных ситуаций.[6]
Рисунок 2. Фрагмент теста Ф.Розенцвейга
Также существует опросник А.А.Ершова, который направлен на изучение взаимодействия руководителя и подчиненных в конфликтных ситуациях. С его помощью выявляют стратегии поведения руководителя в конфликтных ситуациях по отношению к подчиненным. Ершов выделил четыре ценностные ориентации, которые актуализируются в конфликтных ситуациях: ориентация на труд и его эффективность, ориентация на себя, свои взгляды и опыт, ориентация на авторитет коллег и руководителей, ориентация на официальную субординацию, а также на права и обязанности. Данная методика состоит из двенадцати конфликтных ситуаций, для каждой из них предлагается четыре варианта решений, которые в свою очередь соответствуют четырем ориентациям. [6]
В сфере взаимодействия учителя с учениками также не редко возникают конфликтные ситуации. Существует методика Э.И.Киршбаума, которая позволяет выявить особенности поведения учителя в конфликте, когда инициатором является ученик. Автор разделил эти особенности на шесть категорий: «репрессивные меры», «игнорирование конфликта», «ролевое воздействие», «выяснение мотивов», «стимул к собственному изменению», «рефлексивные высказывания». [6]
Итак, можно сделать вывод о том, что существует множество опросных методик для изучения конфликтных ситуаций в различных сферах. Мы рассмотрели самые распространенные в таких сферах, как семейные конфликты, межличностные конфликты, педагогические конфликты, а также затронули взаимодействие руководителя с подчиненными.
Таким образом, мы ознакомились с методами экспериментального исследования конфликта в лабораторных и в естественных условиях, а также разобрали наиболее известные опросные методики, которые, в свою очередь, намного проще именно в самой организации и проведении. Можно сделать вывод о том, что сейчас исследователи склоняются больше именно к опросным методам, т.к. результаты, которые получены в ходе экспериментальных исследований подвергаются критике и считаются менее релевантными, но никто не отвергает их большой вклад в исследование конфликта.
1.3 Особенности управления конфликтом
«Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт». [7]
Конфликт может носить конструктивный или деструктивный характер.
Конструктивные конфликты обычно приводят к принятию аргументированных решений, таким образом способствуют развитию прилегающей к ним социальной системе. Деструктивные, наоборот, способствуют разрушению этой системы, т.к. препятствуют эффективному взаимодействию. Таким образом, в зависимости от характера конфликта, можно целенаправленно воздействовать на его динамику в соответствии со своими целями и интересами.[7]
Управление конфликтами – это довольно сложный процесс, он включает в себя следующие виды деятельности, т.е. содержание управления: прогнозирование, предупреждение (возможно стимулирование), регулирование и разрешение конфликта.[7]
Прогнозирование конфликта – это выявление субъектом управления причин данного конфликта в возможном его развитии. Чтобы спрогнозировать конфликт, нужно изучить все условия и факторы взаимодействия людей, а также их индивидуально-психологические особенности. Прогнозирование конфликта должно осуществляться на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации.
Предупреждение конфликта – это вид деятельности, который направлен на создание таких условий жизнедеятельности, при которых исключается вероятность развития конфликтов. Чаще всего предупреждение основывается на прогнозировании, т.е., например, получены данные о назревающем конфликте и сразу же предпринимается активная деятельность по его нейтрализации. Предупреждение должно происходить на этапе осознания конфликтной ситуации.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на провокацию самого конфликта. К средствам стимулирования относят, например, обсуждение проблемного вопроса на общем собрании. Стимулирование конфликта, как и предупреждение, должно осуществляться на этапе осознания конфликтной ситуации.
Следующий вид деятельности – это регулирование конфликта, он направлен на ослабление и в дальнейшем разрешение конфликта. Данный вид деятельности должен осуществляться на этапах начала открытого конфликтного взаимодействия и развития конфликта.
Наконец, последний вид деятельности – это разрешение конфликта, т.е. его завершение. Разрешение может быть полным и неполным. Полным разрешение считается тогда, когда ликвидированы все причины конфликта. Соответственно, неполное разрешение, когда ликвидированы не все причины конфликтных ситуаций. Все это происходит на этапе разрешения конфликта. Также хотелось бы сказать о предпосылках, формах и способах разрешения конфликта.
Предпосылки разрешения конфликта заключаются в следующем: зрелость конфликта, наличие средств для его разрешения и потребность самих участников конфликта в его разрешении. [3]
Формы разрешения: уступка одной из сторон конфликта; нахождение компромисса; примирение конфликтующих сторон; начало сотрудничества сторон по совместному преодолению противоречий. [3]
Способы разрешения конфликта могут быть административным или педагогическими. Административные – это, например, увольнение, решение суда и т.д. Педагогические – беседа, разъяснение и т.д. [11]
В заключении хотелось бы сказать о технологиях регулирования конфликта – это информационные, коммуникативные, социально-психологические и организационные. Содержание информационной технологии заключается в исключении ложной и искаженной информации из информационного поля, а также устранение разнообразных слухов. Коммуникативная технология – это обеспечение эффективного взаимодействия между субъектами конфликта.
Социально-психологическая технология заключается в работе с лидерами группы и самими микрогруппами, а также укрепление социально психологического климата в коллективе. И, наконец, организационная технология представляет собой использование методов поощрения и наказания, а также изменение условий взаимодействия людей. [11]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что управлении конфликтом – это сложнейшая задача. Но стоит сказать, что располагающий сведениями человек способен воздействовать на динамику конфликта в соответствии со своими интересами.
Глава 2 Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у студентов
2.1 Исследование стратегий поведения с помощью методики К.Томаса
Методика, с помощью которой проводилось исследование, называется «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса. Она является одной из самых распространенных среди методик диагностики поведения личности в конфликтных ситуациях, одной из причин этого является еѐ доказанная валидность и надежность.
Методика предназначена для выявления стратегий поведения у людей в конфликтных ситуациях. В данном случае исследовались студенты 18-20 лет в количестве тридцати человек.
Методика состоит из 30 пар суждений, каждая из которых отражает одну из стратегий поведения. Испытуемый из предложенной пары должен выбрать только одно суждение.
В методике отражены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество. Соперничество – это стремление человека добиться своих интересов в ущерб другому. Приспособление – наоборот, принесение в жертву своих интересов ради другого человека. Компромисс – разрешение конфликта с помощью взаимных уступок. Избегание –уклонение (уход) от конфликтной ситуации. Сотрудничество – это когда участники конфликта приходят к альтернативе, которая полностью удовлетворяет интересы обеих сторон. (интернет).
Инструкция испытуемым: «Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения.
Отвечать надо как можно быстрее».
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап заключался в проведении тестирования (каждому студенту давался сам опросник с прилагаемой к нему инструкцией и бланк для ответов).
2. Вторым этапом была обработка полученной информации с помощью ключа к методике (подсчитывалось число совпадений с ключом, далее все переводилось в проценты).
3. Третьим этапом на основе обработанных данных строились таблицы и диаграммы.
4. На последнем, четвертом этапе, делались выводы о том, какие стратегии поведения в конфликтной ситуации преобладают у студентов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса является достаточно распространенной среди психологов.
2.2 Интерпретация результатов исследования
Было проведено эмпирическое исследование и получены результаты, которые представлены в таблицах 1, 2 и на рисунках 3,4.