Файл: Исследование и диагностика конфликта (Эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте у студентов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Согласно современным воззрениям, формирование благоприятного психологического климата в трудовых коллективах немыслимо без доминирующей роли конфликтоспособных индивидов, которые, с одной стороны, не позволят «втянуть» себя в конфликт, а с другой, – владеют практическими методами, при помощи которых могут найти подход к оппонентам или конфликтующим сторонам. Конфликтоспособные индивиды способствуют тому, чтобы коллективы, организации, сообщества людей, в которых они состоят, становились более конфликтоутойчивыми. Современная наука рассматривает конфликтоспособность как многокомпонентную систему, что даёт основания специалистам в области психологии и социологии для выделения системного личностно-профессионального качества – конфликтологической компетентности. Педагогическая наука рассматривает формирование конфликтологической компетентности обучающихся как целевой ориентир и социальный заказ системе непрерывного образования.

Степень разработанности проблемы. Достаточно много исследований, которые посвящены данной проблеме. Ею занимались такие ученые, как А. Смит (изучил конфликт как многоуровневое социальное явление), К. Левин (разработал теорию групповой динамики), К. Лоренц (разработал теории конфликта) и многие другие. Среди отечественных ученых также были те, которые разрабатывали эту проблему, например, Л.Петровская (разработала подход об общей методологии конфликта), А. Леонтьев и В. Мясищев (разработали подход к внутриличностным конфликтам).

Цель данной работы заключается в исследовании и диагностике конфликта.

Объект работы – психологические особенности студентов.

Предмет работы – стратегии поведения у студентов.

Задачами работы являются:

1. Изучение и обработка научной литературы по данной проблеме.

2. Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях у студентов с помощью методики К. Томаса.

3. Интерпретация полученных результатов и выявление доминирующих и наименее выраженных стратегий поведения у студентов.

В ходе исследования применялись следующие методы, а именно: беседа, опрос, наблюдение, эксперимент, анализ научной литературы, тестирования.

Гипотеза исследования: ранняя диагностика конфликта, предотвращение деструктивных последствий конфликтов.

В данном исследовании принимали участие студенты 18-20 лет в количестве тридцати человек.


Практическая значимость исследования: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов, возникающих в трудовых, семейных и межличностных отношениях. В качестве материала при подготовке к выступлению на научной конференции, при профотборе и т.д.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1 Методологические основы исследования и управления конфликтом

1.1 Методы экспериментального изучения конфликта

Первые эксперименты в области изучения конфликтов были довольно примитивны в процедуре проведения и основывались на том, что экспериментатор с помощью специальных приемов создавал ситуацию, которая ставила бы человека в условия конфликта. Например, А. Р. Лурия в своей работе «Природа человеческих конфликтов» описывает то, что он вносил изменения в задания, которые выполняли испытуемые, фиксируя при этом возникающие у человека реакции на психофизиологическом уровне. Лурия проводил свои опыты с помощью таких приемов, как конфликт установок и конфликт недостаточности. Эти примеры относятся к самым ранним исследованиям конфликта. Последующие экспериментаторы совершенствовали методические процедуры экспериментов по изучению конфликтов, но большинство из них все-таки придерживались тому, что конфликт может быть создан «извне».[9]

Наибольшее число методических процедур для экспериментального изучения конфликта было предложено представителями бихевиористского направления. Они разработали множество экспериментальных игровых процедур, среди которых такие как матричные игры, социальные игры-ловушки, переговорные игры, локомоционные игры, коалиционные игры.

Одна из матричных игр получила широкую известность. Ее название звучит так: «дилеммы заключенного» («дилеммы узника»). С помощью нее было выполнено множество разнообразных исследований. [6]

Суть «дилеммы узника» заключается в следующем: два человека задержаны по подозрению в совершении преступления, но для того, чтобы их осудить, улик недостаточно, дальнейшая судьба заключенных зависит только от них самих. Далее есть несколько вариантов: если они оба не признаются, то будут осуждены на относительно небольшой срок за другие правонарушения. Если оба сознаются, то они тоже будут осуждены, но с учетом чистосердечного признания их сроки наказания будут уменьшены. Если один признается, а другой нет, то первый, помогая следствию, получит совсем незначительный срок, а второй – максимальный.


Например, если они оба не признаются, то получат по три года тюрьмы; в случае признания обоих – по восемь лет; если признается только один из них, то он получит лишь пять месяцев, тогда как другой – одиннадцать лет (рис. 1).

Рисунок 1. «Дилемма заключенного»

Этот эксперимент ставит его участников перед выбором между кооперацией и соперничеством. Выбор «непризнания» - это кооперация, т.е. человек показывает доверие к партнеру, хотя и рискует. «Признание» - это соперничество, т.е. человек направлен на получение преимущества.

«Дилемма заключенного» позволяет выявлять типы психологических ориентаций, которые определяют поведение испытуемого в подобных социальных ситуациях.

Кроме самой «дилеммы заключенного» существует несколько ее модификаций. Множество исследований расширили список социальных мотивов, которые проявляются в ситуациях экспериментальных игр, а именно в«дилемме заключенного» и ее модификаций: кооперативная и индивидуалистическая кооперация, соперничество, альтруизм, агрессия, равенство.

В результате проведенных исследований были выявлены личностные характеристики, которые оказывали влияние на выбор типичных ответов в игре: одни участники были склонны к соперничеству, другие к кооперации, остальные колебались между разными подходами.

Для исследования конфликта используются множество игровых процедур, в которых могут принимать участие как отдельные личности, так и целые группы. Обычно эти игры связаны с разделом общих ресурсов или необходимостью совместной заботы о них (например, общие финансы). Также в играх могут использоваться и экологические мотивы, например они присутствуют в игровой процедуре под названием «Поток». Суть ее заключается в следующем: разыгрывается простая модель экономической ситуации. В игре участвуют несколько групп по два-три человека. Количество участников не должно превышать тридцати. На схеме изображена река с направлением течения, по берегам которой расположены предприятия, их руководителями является каждая из групп. Все предприятия используют воду из реки в своих целях, а потом сбрасывают ее обратно, но уже очищенную. Руководители данных предприятий могут решать какую воду сбрасывать: обработанную или не обработанную. Для своих целей можно взять из реки только очищенную воду. При входе на предприятие очистка воды от каждого вида загрязнения обходится в пять тысяч рублей. На выходе очистка обходится в десять тысяч, т.е. при любых условиях затраты на очистку при выходе всегда одинаковы. Также каждому предприятию выдается дотация на предварительную очистку воды, которая покроет все расходы при максимальном загрязнении воды. Следует обратить внимание на то, что вся экономия средств, которая была выделена на очистку, переводится в прибыль. Таким образом, цель участников игры – это получить максимальную прибыль при рациональном использовании реки. В игре всего 10 раундов. Сначала участники действуют отдельно друг от друга, затем, после двух раундов, они собираются на общее совещание, далее опять работают самостоятельно, но у них уже есть право на совещания по инициативе какой-либо из групп. Эта игровая процедура, как и «дилемма заключенного», позволяет фиксировать взаимодействие групп, принятия групповых решений, особенности переговорного процесса, взаимодействие лидеров групп и еще множество параметров, которые интересуют экспериментатора. [6]


С использованием таких игровых процедур проведено множество исследований. Одной из причин этого является простота в проведении этих методик. Наиболее часто используют рассмотренную выше «дилемму заключенного». Минус в том, что результаты исследований подвержены критике. Например, в игровой процедуре «Поток» участник просчитывает все ходы, в зависимости от своих шансов на успех, а также от цены конфликта. Таким образом, нельзя считать его поведение универсальным. У многих также возникает вопрос: поведут ли люди себя так же, как например, в «дилемме заключенного», в реальных жизненных обстоятельствах?

Также можно выделить еще один вариант методической процедуры для исследования конфликтов – это создание реальных конфликтных ситуаций в лабораторных условиях. С помощью этой процедуры Мортон Дойч, американский психолог, провел множество своих исследований. Он разработал схему, которая предполагала участие подставного испытуемого, который должен был выполнить с реальным испытуемым какое-либо задание. Подобные эксперименты имели некое преимущество перед другими игровыми процедурами, т.к. создавался действительно реальный конфликт между людьми, который можно было наблюдать и описывать. [6]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что все рассмотренные методические процедуры подвержены критике: какие-то в большей, а какие-то в меньшей степени. Главный вопрос, который может поставить результаты таких экспериментов под сомнение заключается в том, что как воспринимает испытуемый искусственно моделируемую ситуацию именно так, как этого ждет от него экспериментатор?

Конфликты могут исследоваться экспериментальным путем и с помощью создания конфликтных ситуаций в естественных условиях для человека.

Наиболее известный пример такого исследовании – это эксперимент Шерифа. В детском лагере группа мальчиков, которые были не знакомы друг с другом, делилась на две подгруппы (детям было в разных экспериментах от 11 до 14 лет). Со временем каждая из групп становилась дружнее и образовывались две сплоченные группы. Решающая стадия эксперимента начинается тогда, когда у детей сформировывается сильное чувство групповой принадлежности. Между группами создается какая-либо конкурентная ситуация, например это могут быть спортивные соревнования, где есть победители и проигравшие. Результаты этого эксперимента подтвердили гипотезу Шерифа, которая звучит так: «объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались группы, вызывала конфликт между ними». Эта исследовательская процедура стала основой для ряда других экспериментов. [6]


Такого рода исследований насчитывается немного из-за сложности проведения и организации, а также из-за понятных этических норм. Намного больше экспериментов с созданием конфликта в реальных условиях проводят с помощью такого приема, как «конфликт мнений». Этот прием подразумевает давление подставной группы, которое идет вразрез с мнением отдельного человека. С помощью этой экспериментальной схемы можно было изучать и личностные особенности, и групповые явления.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон, например, исследовали агрессию и приводили примеры провоцирования конфликтов в естественных условиях: создание помех движения автомобилей, введение в какую-либо естественную ситуацию подставного лица (он пытается пройти без очереди, толкает других людей в транспорте и т.д.). [4] В отечественной практике также есть примеры провоцирования конфликтов, например, экспериментатор обращался с претензиями к представителям различных организаций в торговой сфере, предметом исследования при этом были ответные реакции представителей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты таких исследований конечно интересны, но они описывают ситуации случайного и кратковременного взаимодействия людей. Это больше подходит для наблюдения за проявлением агрессии, чем для изучения конфликта. Согласитесь, что конфликтные взаимоотношения сопряжены с долговременными отношениями людей. Также следует сказать о том, что каждый человек относится к такому роду исследованиям по-разному, исходя из своих этических соображений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в мире существует множество экспериментальных процедур для исследования конфликтов как в естественных, так и в лабораторных условиях. Несмотря на то, что многие полученные результаты подвергаются критике, они стали существенным вкладом в изучение конфликтов.

1.2 Опросные методы изучения конфликта.

Кроме экспериментальных методов изучения конфликта существуют также методы описания и анализа конкретных случаев, интервью, опросы, разного рода экспертизы. Эти методы весьма популярны в конфликтологии.

В психологии наиболее распространенными методами изучения конфликта являются опросные методы. Рассмотрим некоторые из них.

Существует множество методик для исследования семейных конфликтов, одна из них – это «Межличностный семейный конфликт» В.П. Левковича и О.Э. Зуськовой. Опросник состоит из 168 утверждений, которые испытуемые должны оценить по определенной пятибалльной шкале. Содержание утверждений отражает следующие сферы супружеской жизни: семейные роли, потребность в общении, познавательные потребности, материальные потребности, потребности в защите Я-концепции, культура общения, взаимная информированность, уровень моральной мотивации, проведение досуга, частота конфликтов и способы их разрешения, субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком. Каждый из супругов заполняет анкету самостоятельно, не совещаясь. Они оценивают согласие или несогласие с данными утверждениями. В основе семейного конфликта лежит рассогласование между представлениями супругов друг о друге. [6]