Файл: Правовые основы оперативно-розыскной дейстельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и история правовой основы оперативно-розыскной деятельности

Правовая регламентация ОРД в Российской Империи

1.2 Правовое регулирование сыска в советский период

1.3 Правовые основы ОРД на современном этапе

Глава 2. Система нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности и уровни ее нормативного регулирования

2.1 Оперативно- розыскной закон: понятие, структура и общая характеристика

2.2 Основные ведомственные нормативные акты, регулирующие ОРД

Глава 3. Организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности

3.1 Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел как субъекты оперативно-розыскной деятельности и их компетенции

3.2 Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованной литературы:

В зависимости от основных функций, закрепленных в законе и иных правовых актах, в систему субъектов оперативно-розыскной деятельности входят:

• правоохранительные органы и спецслужбы, непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

• лица, содействующие оперативно-розыскной работе;

• органы предварительного расследования;

• защищаемые лица;

• изучаемые лица;

• лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

1. Правоохранительные органы и спецслужбы в системе оперативно-розыскной деятельности — это государственные органы исполнительной власти, одной из основных функций которых является постоянное осуществление оперативно-розыскной работы в соответствии с возложенными на них законом задачами и полномочиями.

В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 13) оперативно-розыскную деятельность правомочны постоянно осуществлять 6 правоохранительных органов и спецслужб — органы внутренних дел, ФСБ РФ, ФТС РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСИН МЮ РФ, ФСО РФ.

В настоящее время в ФЗ об ОРД не имеется регламентированной предметной подведомственности работы перечисленных органов. Частично она определяется специальными законами, которые регулируют деятельность определенного правоохранительного органа или спецслужбы (федеральные законы «О полиции», о ФСБ и др.), частично — ст. 151 УПК РФ, в которой указаны составы преступлений, подследственные тем или иным правоохранительным органам, имеющим оперативно-розыскные и следственные подразделения.

2. Лица, содействующие оперативно-розыскной работе, — это физические лица, которые своим адекватным волевым поведением на базе договорных и внедоговорных отношений с оперативно-розыскным органом занимаются оперативно-розыскной работой, заключающейся в получении оперативно-значимой информации и передаче ее представителю оперативно-розыскного органа или в осуществлении конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе оперативно-розыскного органа в условиях конспирации и сочетания гласных и негласных методов работы.

3. Органы предварительного расследования — это институт органов предварительного расследования, цель которого — проведение досудебного производства в виде предварительного следствия и дознания в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.[33]

В настоящее время в России имеются 3 самостоятельных, т.е. независимых друг от друга, следственных органа федерального значения:


1) Следственный комитет РФ с территориальными и иными подразделениями, в структуре которого отдельно можно выделить военные следственные органы;

2) следственные органы при МВД России с органами предварительного следствия в системе МВД России;

3) следственные подразделения ФСБ России.

Деятельность всех названных следственных органов регулируется УПК РФ в плане их процессуальной самостоятельности, норм о подследственности, положений о расследовании уголовных дел и проведении следственных и процессуальных действии. В тоже время деятельность каждого следственного органа регламентируется внутриведомственными нормативными актами, положениями и приказами, не противоречащими УПК РФ и другим федеральным законам.

4. Изучаемые лица — это любые физические лица, а также организации, чья деятельность, по объективным сведениям, требует изучения их личных данных методами и средствами оперативно-розыскной деятельности.

Изучаемые лица делятся на 3 категории: 1) лица, связанные с преступлением на стадии его подготовки, покушения или совершения (пострадавшие, очевидцы, любые участники уголовного судопроизводства); 2) лица, в отношении которых проводятся проверочные действия в связи с их профессиональной работой, связанной с допусками к определенным видам деятельности, в основном к государственной тайне или лицензируемым видам деятельности; 3) лица, в отношении которых проводится проверка, связанная с противодействием коррупции на основе Федерального закона «О противодействии коррупции».

5. Защищаемые лица — это физические и юридические лица, права, свободы и интересы которых подлежат защите от преступлений и иных правонарушений посредством осуществления оперативно-розыскной деятельности на основании требований закона, решений должностных лиц правоохранительных органов или суда, а также в связи с законным требованием данных лиц о своей защите.

В целом вся работа правоохранительных органов направлена на защиту граждан, организаций и государства от преступных посягательств. Однако в силу особых обстоятельств и требований закона определенные субъекты (защищаемые лица) становятся объектами особых мер защиты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которая реализуется в этом направлении присущими только ей методами и способами.

Защищаемые лица делятся на следующие категории: 1) высшие должностные лица Российской Федерации — Президент РФ, руководители Федерального Собрания РФ, руководители высших судов РФ, Генеральный прокурор РФ и другие лица; главы иностранных государств и члены их семей в период пребывания в России, другие иностранные общественные и государственные деятели и иные представители, подлежащие защите (охране) на основании Федерального закона «О государственной охране»; 2) субъекты уголовного судопроизводства и их близкие не относящиеся к должностным лицам, независимо от принадлежности их к стороне обвинения или к стороне защиты на основании Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; 3) лица, выполняющие государственные функции в уголовном судопроизводстве и в сфере государственного контроля и надзора; судьи всех судов Российской Федерации; должностные лица оперативно-розыскных органов; иные работники контролирующих и надзирающих органов, — при наличии соответствующих оснований и решения должностного лица правоохранительного органа на основании Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».


6. Органы, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью, — это контролирующие и надзирающие государственные учреждения и ведомства, которые в соответствии с законом вправе осуществлять полный или частичный контроль и надзор за законностью, обоснованностью и целесообразностью проведения оперативно-розыскной деятельности.[34]

Поскольку оперативно-розыскная деятельность в основном носит закрытый, секретный характер, то самый действенный и полный контроль осуществляется ведомственными службами, которые вправе контролировать не только законность, но и обоснованность и целесообразность проводимых оперативно-розыскных мероприятий с правом их отмены.

Компетенцией субъектов ОРД является единство следующих элементов:

- предмета оперативно-розыскного ведения, обязанностей, возлагаемых на субъектов ОРД;

- предоставляемых им прав для реализации этих обязанностей;

- возможность их привлечения к ответственности в случае нарушений законных предписаний.[35]

Компетенцию субъектов ОРД не следует путать с полномочиями этих субъектов. Под полномочиями в оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренных ФЗ об ОРД и в соответствии с ним другими законодательными актами России.

Под юридической ответственностью субъектов ОРД понимается последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом (физическим или юридическим лицом) возложенных на него ФЗ об ОРД и другими законодательными актами в области ОРД обязанностей.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД нарушения этого Закона при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Следовательно, для наступления юридической ответственности субъекта ОРД требуется наличие двух условий — какое-либо нарушение ФЗ об ОРД (т.е. противоправное действие или бездействие лица, которое посягает на установленный порядок) и предусмотренность ответственности законодательством России.

Основные виды ответственности субъектов ОРД:

дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.

Дисциплинарная ответственность — это разновидность воздействия на нарушителей служебной или трудовой дисциплины путем наложения на таких лиц различных дисциплинарных взысканий. В частности, для оперативников (как государственных служащих) этот вид ответственности наступает за должностной проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Обязанности оперативника установлены в ФЗ об ОРД, соответствующем законе, который регламентирует деятельность того или иного ОРО, в должностной инструкции.[36]


В ОРО применяют различные виды дисциплинарных взысканий.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за нарушение служебной дисциплины в таможенных органах могут налагаться, замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение, а в соответствии с п. «л» ч. 6 ст.19 Закона о милиции сотрудник милиции может быть уволен со службы «за грубое либо систематическое нарушение дисциплины».

Административная ответственность наступает для должностных лиц и граждан за совершение ими административного правонарушения. Важнейшим актом, которым регулируется порядок привлечения к этому виду ответственности, является КоАП РФ. Отметим, что военнослужащие, сотрудники оперативных подразделений (ФСО России, ФПС России, ФСБ России и др.) несут административную ответственность по дисциплинарным уставам. За совершение административных правонарушений применяются административные взыскания.

Материальная ответственность — в трудовом праве ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Отношения, связанные с материальной ответственностью, урегулированы КЗоТ РФ и некоторыми другими законодательными и иными нормативными правовыми актам.[37]

Из данного вопроса следует, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют субъекты, к которым относятся в первую очередь оперативно-розыскные органы и оперативно-розыскные подразделения, наделенные соответствующими обязанностями и определенными правами, которые несут юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения.

3.2 Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности

Происходящие в последнее время существенные изменения в политической, экономической и иных сферах жизни страны на фоне роста преступлений экономической направленности и коррупции толкают государство на пересмотр отдельных норм в области оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

До сих пор не разрешены вопросы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства и механизма использования в доказывании по уголовному делу результатов оперативно-розыскной деятельности.


Вопрос о том, существует или не существует оперативно-розыскное право, может быть правильно решен не по усмотрению кого-либо, а только на основе общепризнанных положений теории права и с учетом предмета оперативно-розыскной деятельности.

Известно, что любая отрасль права призвана регулировать соответствующую область общественных отношений, учения о которых составляют фундамент юридической науки. Участниками правоотношений являются органы и лица, связь между которыми выражается посредством их субъективных прав и обязанностей.

Однако в сфере оперативно-розыскной деятельности никаких правоотношений не возникает. В теории права выделяются правоохранительные отношения, которые означают правовую связь между государственным органом, должностным лицом и правонарушителем в процессе выявления факта правонарушения и применения к нарушителю юридической ответственности.[38]

Следовательно, оперативно-розыскная деятельность не является юрисдикционной.

Анализ предписаний оперативно-розыскного законодательства не позволяет выделить собственный предмет и метод, что является непременным атрибутом самостоятельной отрасли права. Поэтому в нем совершенно обоснованно закреплены не правила поведения с гипотезой, диспозицией и санкцией, а лишь констатация задач, принципов, перечня органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативно-розыскных мероприятий и оснований, и условий их осуществления и др.

Следует также учитывать, что важнейшая часть оперативно- розыскной деятельности является негласной и представляет собой государственную тайну. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту – об ОРД) предусмотрен принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Однако именно негласный характер оперативно-розыскной деятельности обеспечивает успешное достижение ее задач. Поэтому вполне объяснимо и практически оправданно, что негласный характер этой деятельности регламентируется закрытыми нормативными актами соответствующих ведомств.

Неполноценной выглядела бы отрасль оперативно-розыскного права, которая регламентировала бы только гласную часть оперативно-розыскной деятельности. Более существенным представляется вопрос о задачах оперативно- розыскной деятельности.[39]

Задачи любого вида деятельности, в том числе и юридически значимой, являются объективной правовой категорией. Общепризнано, что любая человеческая деятельность, любая работа направлена на выполнение конкретных задач, без четкой формулировки которых всякая деятельность оставалась бы беспредметной. Обоснованно отмечается, что: «Любой правовой акт, в том числе уголовно-процессуальный, и практика его применения, которые не обеспечивают достижение какой-то определенной цели или решение социально значимой задачи, - это нечто бессмысленное, никому не нужная «безделушка».