Файл: Налог на добавленную стоимость (Характеристика основных элементов НДС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основным источником формирования бюджета государства являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Организация работы налоговой системы является одной из главных задач в развитии экономики. Качество ее функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны, развития предпринимательства в России, уровень социального обеспечения граждан.

НДС является одним из важнейших федеральных налогов. Он позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии движения товара вплоть до конечного потребителя. При этом суммарный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей и от результатов их финансовой деятельности. Основной частью его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях общественного производства и движения разнообразных товаров. Этот налог по традиции относят к важнейшей категории универсальных косвенных налогов. Они в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перекладывая самую тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Данная тема является весьма актуальной, так как по сегодняшний день НДС в России остается не только основным косвенным налогом, но и главным налогом в формировании доходной части федерального бюджета: поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составляют более 1/5 налоговых доходов.

Целью работы является изучение налога на добавленную стоимость.

Объектом изучения является налог на добавленную стоимость.

В контрольной работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность данного налога;
  • охарактеризовать основные элементы налога;
  • определить налогоплательщиков и объект налогообложения;
  • указать налоговый период и налоговые ставки НДС;
  • изучить порядок исчисления налога.

  1. Сущность НДС, его роль и значение в налоговой системе РФ

Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является, пожалуй, самым молодым. Его модель была разработана в 1953 г. французским экономистом М. Лоре, который научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении «каскадного» эффекта в механизме ценообразования. [2, с. 168]


В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж.

При этом после внедрения НДС в практику, применение его практически не изменилось. Это значит, что и на данный момент НДС представляет собой сбор с продавцов, реализующих товары...

Налог на добавленную стоимость – форма изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

По факту, интерес государства к данной системе обложения налогом является чисто практическим, так как страна за счет него пополняют свой бюджет. При этом сам НДС – это один из видов косвенных налогов, выполняющих фискальную и регулирующую функцию в отношении экономики страны, построенной на рыночных отношениях. Экономическое проявление данных функций осуществляется посредством контроля потребления продукции, оказания услуг и сдерживания монополий на выпуск и реализацию одного или нескольких групп товаров.

НДС является одним из основных источников дохода государства и имеет огромное значение для ее экономики. Благодаря существованию НДС государство производит регулирование налоговых сборов в казну страны с юридических лиц, а также нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, оказание услуг или реализация товаров. Потому на данном уровне НДС позволяет предотвратить появление большого количества импортной продукции на отечественном рынке, а также не допускать дефицита товаров по причине того, что они будут массово экспортироваться.

В налоговой системе НДС является косвенным типом сборов, то есть не обязателен для уплаты всеми людьми. Для его начисления выделена определенная категория лиц, которые должны платить за выполнение одного из вышеуказанных действий. Источники изготовления, пока они не приобретены в частную или корпоративную собственность, принадлежат государству. А потому любой вывоз продукции за рубеж должен сопровождаться уплатой НДС. Также НДС уплачивается и в результате ввоза продукции, однако это выполняется по стандартам того государства, откуда он поступает. 

2. Характеристика основных элементов НДС


2.1 Налогоплательщики и объект налогообложения

Согласно ст. 143 гл. 21:

1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

2. Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (п.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ). [1]

В соответствии со ст. 145 НК РФ, плательщик может освободиться от обязанностей при уплате НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы (выписка из бухгалтерского баланса; выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций; копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что указанное положение не распространяется на плательщиков НДС, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Не применяется это положение и в отношении обязанностей, возникающих по уплате НДС, в связи с ввозом товаров на российскую таможенную территорию.

Объектом налогообложения, согласно ст. 146 НК РФ, признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров, работ, услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);


2) передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом законодательство определяет и те операции, которые не могут быть признаны в целях налогообложения реализацией товаров, работ, услуг и соответственно не могут служить объектом обложения НДС. К ним относится: передача на безвозмездной основе жилых домов, клубов, детских садов и др. объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов органам государственной власти и органам муниципальных образований.

2.2 Налоговая база и порядок ее определения

При определении налоговой базы по НДС необходимо иметь в виду следующие особенности ее формирования. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, при применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. [5, с. 215]

Во-первых, в выручку от реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав включаются все доходы, полученные налогоплательщиком и напрямую связанные с расчетами по их оплате и передаче, как в натуральной, так и в денежной форме, включая оплату ценными бумагами.

Во-вторых, выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу банка России, который действовал на дату фактической реализации товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав или на дату осуществления расходов.

В-третьих, цены на реализуемую продукцию устанавливаются налогоплательщиком по согласованию с покупателем, отражаются в соответствующем договоре и в этом размере включаются в налоговую базу.


В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в особом порядке (ст. 155–160 НК РФ):

- при передаче имущественных прав;

- при получении дохода на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров;

- при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;

- при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;

- при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- при ввозе товаров на территорию РФ.

Особый порядок предусмотрен также при определении налоговой базы налоговыми агентами, при определении налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), и при реорганизации организаций (ст. 161–162.1 НК РФ).

Правила установления момента определения налоговой базы регулируются ст. 167 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы в общем случае является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, налогоплательщик не может выбирать и закреплять в учетной политике для целей налогообложения метод определения выручки от реализации товаров, работ или услуг (начислений или кассовый) — момент определения налоговой базы теперь не будет зависеть от выбранного метода.

Право на выбор метода определения выручки от реализации и финансового результата для целей бухгалтерского учета и налогообложения в целях обложения налогом на прибыль за налогоплательщиками сохранено.

Пунктом 13 ст. 167 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) по суммам оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, налогоплательщики имеют право определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг), т. е. не исчислять и не уплачивать налог с сумм поступившей частичной или полной оплаты предстоящих поставок.

Обязательными условиями, при выполнении которых данное право может быть реализовано, являются: включение налогоплательщика в Перечень, определяемый Правительством РФ; организация и ведение раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций; представление в налоговый орган контракта с покупателем (копии такого контракта, заверенной подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации - изготовителя и т.п., заверенный соответствующим органом отраслевого управления.