Файл: Налог на добавленную стоимость (Понятие налога на добавленную стоимость: сущность и место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом.

Налогу на добавленную стоимость отводят важную роль в косвенном налогообложении. Доходная часть бюджета нашего государства формируется из значительных поступлений налога на добавленную стоимость. Его относят к важному регулятору перераспределения общественных благ.

Благодаря его применению осуществляется перераспределение налогового бремени, что позволяет соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.

Целью работы является изучение порядка ведения налогового учета, порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость, формирование налоговой отчетности.

Задачами работы являются:

  • изучение нормативного регулирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации;
  • рассмотрение теоретических основ налога на добавленную стоимость;
  • разработка мероприятий налогового планирования;

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе начисления и уплаты НДС.

Предметом исследования является экономические отношения, которые возникают между государством и хозяйствующими субъектами по вопросам налогообложения их добавленной стоимости.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие налога на добавленную стоимость: сущность и место в налоговой системе РФ

1.1.Налог на добавленную стоимость: понятие, сущность, значение

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Для понимания сути НДС необходима историческая справка.

Налог на добавленную стоимость впервые ввели во Франции в апреле 1954 года. Его изобретение приписывают экономисту из Франции Морису Лоре. На конец 2011 г. он взимался в 156 странах мира, в то время как в 2000 году таких стран насчитывалось всего 123. НДС из развитых государств отсутствует в США, где действует вместо него налог с продаж [1, с.84].


Основным налогом в советской налоговой системе был налог с оборота. Все предприятия, производящие и реализующие товары народного потребления длительного пользования, продукты питания, алкоголь и табачные изделия, облагались налогом с оборота.

В 1990-1991 гг. произошли изменения в политической системе страны, и примерно 90% всех поступлений налога с оборота определялись разницей между ценами оптовыми, установленными централизовано, и ценами розничными, которые устанавливались для определенных производителей и товаров. В связи с ростом цен на розничную торговлю и неизменяющимся размером налога его доля в цене падала и, следовательно, падали доходы с бюджета. Доходы от налога росли медленнее, чем оборот.

Для обеспечения эффективности системы налога с оборота с точки зрения доходов бюджета требовался жесткий контроль за уровнем розничных и оптовых цен. Осенью в 1991 году было принято решение в качестве альтернативы налогу с оборота использовать налог на добавленную стоимость (НДС).

Налог на добавленную стоимость ввели со ставкой в 28%, что было хорошим решением для того времени. Это позволило увеличить уровень налоговых изъятий, позволило создать предпосылки стабильности поступлений. За счет преемственности налога на добавленную стоимость, по отношению к налогу с оборота и налогу с продаж, нововведенный налог не сильно повлиял на налоговую систему, вызвав своим появлением небольшой скачок цен, что прошло почти безболезненно. Использование пониженной ставки на продукты питания позволило улучшить прогрессивность налоговой системы [2, с.44].

Использование всех трех ставок (основной, пониженной и нулевой) позволило минимизировать искажение в ценах, что помогло низко доходным слоям населения.

Порядок исчисления и уплаты налога был определен в 2001 году в Налоговом кодексе Российской Федерации 21 главой. После введения ставки в 28 % она была понижена до 20 % буквально через год. А с января 2004 г. она составила 18 %. Также с 1 января 2004 года был отменен налог с продаж. Все эти факты позволили уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей и устранить фактически двойное налогообложение, так как по сути налог с продаж и налог на добавленную стоимость имеют одинаковые значения. В силу своей новизны и сложности администрирования налог на добавленную стоимость неоднократно менялся и меняется до сих пор. В основном эти изменения направлены на совершенствование налога и повышение эффективности налогового администрирования [3].


Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики [4, с. 156].

1.2. Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации

Интерес государств к НДС обложения налогом является чисто практическим, так как страны за счет него пополняют свой бюджет. При этом сам НДС - это один из видов косвенных налогов, выполняющих фискальную и регулирующую функцию в отношении экономики страны, построенной на рыночных отношениях. Экономическое проявление данных функций осуществляется посредством контроля потребления продукции, оказания услуг и сдерживания монополий на выпуск и реализацию одного или нескольких групп товаров [5, с.14].

НДС является одним из основных источников дохода государства и имеет огромное значение для ее экономики. Благодаря существованию НДС государство производит регулирование налоговых сборов в казну страны с юридических лиц, а также нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, оказание услуг или реализация товаров. Потому на данном уровне НДС позволяет предотвратить появление большого количества импортной продукции на отечественном рынке, а также не допускать дефицита товаров по причине того, что они будут массово экспортироваться [6, с. 109].

В налоговой системе НДС является косвенным типом сборов, то есть не обязателен для уплаты всеми физическими и юридическими лицами. Для его начисления выделена определенная категория лиц, которые должны платить за выполнение одного из вышеуказанных действий. При этом основа НДС - это добавленная стоимость, то есть разность между фактической стоимостью продукции и ценой затраченных материальных и ресурсных средств. По факту, источники изготовления, пока они не приобретены в частную или корпоративную собственность, принадлежат государству. А потому любой вывоз продукции за рубеж должен сопровождаться уплатой НДС. Также НДС уплачивается и в результате ввоза продукции, однако это выполняется по стандартам того государства, откуда он поступает [7, с. 163].

При этом важно, что НДС - это многоступенчатый налог. Это значит, что на каждом этапе производства он должен уплачиваться в бюджет страны. Оценивая особенности производственной деятельности каждого государства, а также приоритеты в отношении экспорта становится ясным, что НДС существенно пополняет казну государства, позволяя реализовывать социальные и государственные программы.


Немаловажной проблемой налогообложения юридических лиц является проблема совершенствования НДС. НДС сегодня - это наиболее динамично развивающийся налог.

Налог на добавленную стоимость играет ключевую роль в процессе формирования доходов консолидированного бюджета. Применение и распространение НДС обосновывается фискальными, экономическими и психологическими преимуществами. Фискальные преимущества заключаются в его высокой доходности, так как практически каждый человек уплачивает этот налог независимо от того, какой доход получает [8, с.69].

НДС обеспечивает нейтральность налогообложения, поскольку позволяет определить для экспортных товаров сумму налога к возврату, а импортные товары обложить налогом на той же основе, что и продукцию, произведенную внутри страны.

Психологические преимущества состоят в том, что высокий доход от поступления достигается практически незаметно, так как конечные потребители уплачивают НДС неосознанно.

Несмотря на весомость НДС для доходной части бюджета, он остается одним из самых проблемных налогов в российской налоговой системе.

По данным Финансового казначейства РФ и Минфина РФ в Приложении А, отразим структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2012-2015 году, мы можем отразить тот факт, что на протяжении 2012-2014 лет налоговые поступления в федеральный бюджет неуклонно росли, в 2014 налоговые поступления были больше чем в 2012 году на 14,69% (рисунок 1). В целом величина налоговых доходов в 2015 году заметно снизилась: -2,6 п.п. ВВП к уровню 2014 г.

Поступления НДС на протяжении 2012-2015 годов имеют тенденцию на повышение год от года, в 2014 поступления НДС больше чем в 2012 году на

Рисунок 1 - Динамика поступлений налоговых доходов и НДС в федеральный бюджет РФ в 2012-2015 гг.

В структуре налоговых поступлений в 2012-2014 году преобладают таможенные пошлины (от 37,07% до 38,02%), далее следует НДС (от 31,79% до 32,88%), на 3 месте идет НДПИ (от 22,45% до 23,16%). Акцизы и налог на прибыль занимают практически одинаковый удельный вес - чуть более 4%.

Графически структура налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2013 году отражено на рисунке 2, в 2014 году на рисунке 3, в 2015 году на рисунке 4.

Рисунок 2 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет

Рисунок 3 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2014 году


Рисунок 4 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2015 году

Из данных рисунка 1 видно, что доходы от поступления НДС в федеральный бюджет РФ имеют положительную динамику в период 2010-2011 гг.

Поступление НДС за 2012 г. составило 3545,8 млрд. руб., в том числе 1886,14 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1659,66 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличение по сравнению соответствующим периодом на 7,6 %. Причинами этому послужили высокая база сравнения (в 2010 и 2011 годах высокие темпы роста основных экономических показателей объяснялись выходом российской экономики из кризиса 2008 и 2009 годов), замедление темпов роста экономики, закрытие отдельных этапов крупномасштабных инвестиционных проектов. Также большое влияние оказал рост вычетов по налогу.

В 2013 г. поступление НДС составило 3539,01 млрд. руб., в том числе 1868,21 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1670,80 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ. Небольшое снижение доходов от поступлений связано с массовым уходом индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) в теневую экономику либо их полной ликвидацией в первом полугодии 2013 года. Снижение также связано с охлаждением российской экономики, то есть с замедлением роста [10, с. 161].

Поступление НДС за 2014 г. составило 3931,66 млрд. руб., в том числе 2181,42 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1750,24 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличение по сравнению с 2012 годом на 10,88 %.

Анализируя структуру фактического поступления налоговых доходов федерального бюджета в 2015 году (таблица 1) можно отметить рост поступлений в относительном выражении по НДПИ (+0,3 п.п. ВВП), по НДС на товары, реализуемые на территории РФ (+0,2 п.п. ВВП) и по налогу на прибыль организаций (+0,1 п.п. ВВП). Рост поступлений по НДПИ связан с радикальным увеличением с начала 2015 г. базовой ставки НДПИ на нефть с 493 до 766 руб./т, которое проведено в рамках «налогового маневра» [11, с.23].

Поступления таможенных пошлин по итогам 2015 г. значительно сократились - на 3,2 п.п. ВВП, что связано с падением цен на нефть и снижением объемов импорта. Кроме того, таможенные поступления сократились из-за снижения с начала 2015 г. предельных ставок (коэффициента в формуле) вывозных таможенных пошлин на нефть до 42% против 59% в 2014 г. Эта мера была реализована в рамках «налогового маневра». Объем поступлений по НДС на товары, реализуемые на территории РФ в 2015 г. демонстрирует незначительный рост, на 0,2 п.п. ВВП. При этом доходы от НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, и от акцизов (как «ввозных», так и «внутренних») сохранились в долях ВВП на уровне 2014 г.