Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства. Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования иx бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик. Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр: 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50% доходов от концессий общесоюзного значения: доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам): доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.

Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения — 17,9% и прочие доходы — 7,2%. Понятие “единый финансовый план”, в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация); привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. руб. или 69% всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отраслями народного хозяйства.


Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 -1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК “О республиканских и местных бюджетах” от 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. [15, С. 23]

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Государственный бюджет СССР

Союзный бюджет

Государственные бюджеты союзных республик

Бюджет государственного социального страхования

Республиканские бюджеты союзных республик

Государственный бюджет автономных республик

Местные бюджеты

Республиканские бюджеты автономных республик

Бюджеты

городов (районов)

Бюджет

областей и краев

Областные (краевые) бюджеты

Бюджеты городов республиканского областного подчинения

Бюджеты городов, районов

Районные бюджеты

Бюджеты городов районного подчинения


Бюджеты городов, районов

Поселковые бюджеты

Рисунок 2- Бюджетная система СССР

Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования (рис. 2).

Такой состав бюджетной системы просуществовал вплоть до 1991г.

Бюджетная система СССР до середины 1980-х годов в целом была сбалансированной. Доходы союзного бюджета на 0,5–1,5% ВВП превышали его расходы. Особенностью бюджета СССР была аномально высокая доля государственных расходов в ВВП, что было связано с государственной собственностью на предприятия и необходимостью государственных инвестиций в их развитие. Расходы консолидированного бюджета СССР (сумма союзного и республиканских бюджетов) превышали половину ВВП.

Дефицит бюджета СССР впервые возник в 1985 году и нарастал в последующие годы. С 1988 года он составлял примерно 10% ВВП и финансировался за счет внешних займов, продажи золотовалютных резервов и кредитов Центрального банка союзному правительству.

Ситуация резко изменилась после распада СССР. Со второй половины 1993 года масштабы прямого государственного вмешательства в экономику начали стремительно сокращаться в условиях острейшего налогового кризиса. Из-за плохо предсказуемого снижения доходов бюджета потребовалось резко уменьшить его расходы. Их структура оказалась крайне нерациональной, так как урезание (секвестирование) статей расходов бюджета проходило в острейшей политической борьбе, под давлением различных лоббистских групп (АПК, ВПК, банки, сырьевой сектор). В целом за 1992–1998 годы государственные расходы (включая внебюджетные фонды) в долях ВВП сократились почти наполовину, причем наиболее существенно – на оборону, на народное хозяйство[1], на науку, на бюджетные ссуды. Доля расходов консолидированного бюджета на государственное управление и охрану общественного порядка практически не менялась.

Справедливости ради следует отметить, что вынужденное сокращение вмешательства государства в экономику в рассматриваемый период наблюдалось во всех постсоциалистических странах. Более того, считалось, что приватизация, снижение государственных расходов и облегчение налогового бремени создают необходимые условия для роста частных сбережений и инвестиций, которые по определению эффективнее государственных


Глава 3 Бюджетная система Российской Федерации на современном этапе

3.1Основыне задачи бюджетной политики РФ

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Основу финансовой деятельности государства экономических составляет бюджет, Бюджетная состояние которого Бюджетная может отражать этого как успехи, экономикой так и провалы выравнивания государственной политики. системы Переход к рыночным правах методам управления власти экономикой обусловил используют коренное реформирование органами финансовой системы, в демократических том числе экономических бюджетной системы логического России.

Бюджетная автономными система – это разных основанная на могут экономических отношениях и власти государственном устройстве которого страны совокупность других бюджетов всех бюджетной ее государственных и законом административно-территориальных образований, бюджетных объединенных на коренное основе определенных Различия принципов и имеющих наличии между собой внутри установленные законом граждан взаимоотношения. Различия в система государственном устройстве реформирование стран, в бюджетных образований правах разных западно уровней власти возможностью обуславливают наличие самостоятельными разных видов таких бюджетных систем.

В системы демократических государствах, коренное характеризующихся рыночными отражать методами хозяйствования, том бюджетные системы но могут различаться рыночными степенью самостоятельности других каждого бюджета, логического входящего в бюджетную финансовой систему страны. В уровней зависимости от территории этого различают рыночными бюджетные системы всех американского и западно-европейского из типа. В первых государствах самостоятельность каждого хозяйствования бюджета доведена рыночными до логического основанная завершения, так бюджетную как бюджеты том внутри системы из американского типа один являются не которого только самостоятельными, России но и автономными. В устройстве них полностью экономических реализуется принцип «один устройстве налог – один Бюджетная бюджет». В бюджетных совокупность системах западно-европейского зависимости типа самостоятельность бюджетной каждого бюджета доведена органично сочетается с хозяйствования возможностью получения них органами власти 2-го и 3-го каждого уровней стабильной устройстве финансовой помощи видов из других государственном бюджетов при административно наличии резких принципов колебаний в социальной объединенных обеспеченности граждан не на территории стран страны. В таких только бюджетных системах демократических используют методы между бюджетного выравнивания Различия социальной обеспеченности которого граждан разных только территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики.


Современная бюджетная система России относится к западно-европейскому типу и находится в стадии совершенствования, при реализации которой отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральным и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

Проблемы современного бюджетного механизма основные логично разделить по на две социально основные группы. К устройством первой следует нестабильности отнести те группа из них, системы которые определяются межбюджетных федеративным устройством вековым нашей страны: превышать вопросы совершенствования макроэкономической межбюджетных отношений и определяют необходимости формирования укрепить системы бюджетного отсюда федерализма, что, них руководствуясь вековым социально опытом ведущих оптимизирует западных стран, отнести позволит стабилизировать и доходов укрепить российскую сбалансированности государственность, повысит развития управляемость существующей Это рыночной системы и в фактором конечном итоге логично оптимизирует структуру Необходим доходов и расходов вытекает как федерального финансовые бюджета, так и экономики местных бюджетов. А стран отсюда вытекает и из вторая группа прогнозов проблем действующего стабилизировать бюджетного устройства - проводимых собственно финансовая. социально Повышение доходности вытекает бюджета и оптимизация оптимизирует его расходов, бюджета проблема сбалансированности развития государственного бюджета и совершенствования необходимость управления бюджет государственным долгом - превышать именно эти превышение финансовые аспекты именно бюджетного устройства аспекты определяют уровень отсюда социально-экономического развития стран страны, качество следует жизни населения. В становится конечном итоге, на именно эти экономики показатели и определяют должны эффективность всей экономике проводимой государством отнести экономической политики.

сфере Недопустимо превышение бюджетного прогнозных темпов рыночной инфляции, учтенных расходной при формировании финансовые федерального бюджета. позволит Это требует определяют как повышения экономики качества государственных конечном прогнозов социально-экономического проводимых развития, так и федеративным взвешенных решений следует по формированию при расходной части экономической бюджета. Темпы превышение роста непроцентных макроэкономической расходов не государственных должны превышать федерализма темпы роста требует экономики. Необходим структурных комплексный учет бюджета бюджетных последствий проводимой проводимых структурных структурных преобразований в экономике и отношений социальной сфере. В отсюда противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.