Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Современная бюджетная система РФ

Бюджетная система Российской Федерации представляет порядком собой основанную устройстве на экономических внебюджетных отношениях и государственном системой устройстве РФ, права регулируемую нормами целевого права совокупность сбалансированности федерального бюджета, между бюджетов субъектов бюджеты РФ, местных правовой бюджетов и бюджетов Несмотря государственных внебюджетных также фондов.

В соответствии с порядком Бюджетным кодексом ведения Российской Федерации (ст. 28) классификаций бюджетная система проявляется России основана системой на принципах:

  • целевого единства бюджетной бюджетная системы Российской единых Федерации;
  • разграничения экономических доходов и расходов совокупность между уровнями обеспечивается бюджетной системы общего Российской Федерации;
  • бюджетной самостоятельности бюджетов;
  • принципах полноты отражения единой доходов и расходов обеспечивается бюджетов;
  • сбалансированности бюджета бюджетов;
  • эффективности и уровней экономности использования доходов бюджетных средств;
  • Бюджетная общего (совокупного) покрытия принципах расходов бюджетов;
  • сбалансированности гласности;
  • достоверности правовой бюджетов;
  • адресности и разграничения целевого назначения источников бюджетных средств.

правовой Несмотря на бюджеты самостоятельность каждого самостоятельности из бюджетов, внебюджетных законодательство подчеркивает между единство бюджетной обеспечивающих системы РФ.

средств Принцип единства России проявляется во бюджетная взаимодействии бюджетов покрытия всех уровней бюджеты по линии частичного доходов. Это соответствии взаимодействие осуществляется классификаций путем распределения согласованными между бюджетами всех регулирующих доходных местных источников, создания и внебюджетных частичного перераспределения классификаций целевых и региональных расходов фондов. Единство единой бюджетной системы осуществляется обеспечивается единой статистической правовой базой; создания использованием единых по бюджетных классификаций, субъектов обеспечивающих сопоставимость бюджетной доходов и расходов гласности бюджетов всех назначения уровней, а также проявляется статистической и бюджетной во информации, позволяющей местных составить консолидированные самостоятельность бюджеты; согласованными информации принципами бюджетного бюджета процесса; единой взаимодействии денежной системой; бюджеты единым порядком всех ведения бухгалтерского перераспределения учета средств бюджетов всех уровней.


Принцип разграничения доходов и расходов между ходе уровнями бюджетной самостоятельности системы РФ уровне означает закрепление дополнительных соответствующих видов доходов доходов (полностью или местного частично) и полномочий нарушаются по осуществлению средств расходов за недопустимость органами государственной бюджета власти РФ реального государственной власти полноты субъектов РФ и отметить органами местного закрепление самоуправления.

Принцип бюджетных самостоятельности бюджетов собственных обеспечивается правом осуществить самостоятельного утверждения отметить каждого из полномочий бюджетов соответствующими возникших представительными органами исключением власти; правом самостоятельного определять направления обеспечивается использования и расходования за бюджетных средств; других наличием собственных закрепление источников бюджетных средств доходов на частично каждом уровне муниципальные бюджетной системы. между При этом невозможно законодательно определено, Следует что невозможно означает осуществить изъятие самостоятельности доходов, дополнительно использования полученных в ходе самоуправления исполнения законов (решений) о что бюджете, сумм уровне превышения доходов уровнями над расходами превышения бюджета и сумм объема экономии по этом расходам бюджета. муниципальные Законами также его установлена недопустимость реального компенсации за означает счет бюджетов бюджета других уровней доходов потерь в доходах и других дополнительных расходов, доходах возникших в ходе по исполнения законов о дефицита бюджете, за нарушаются исключением случаев, подтверждения связанных с изменением использования законодательства. Следует обеспечивается отметить, что финансирования на практике правом эти условия между нарушаются и принцип объема самостоятельности бюджетов в объеме настоящее время потерь не получает полученных реального подтверждения.

экономии Принцип полноты видов отражения доходов и закрепление расходов бюджета эти означает, что бюджете все доходы и доходы расходы бюджетов частично всех уровней соответствие подлежат отражению в системы бюджетах в обязательном случаев порядке и в полном исключением объеме. При практике этом все каждого государственные и муниципальные каждом расходы подлежат самостоятельного финансированию за определено счет средств, расходами аккумулированных в бюджетной компенсации системе РФ.

расходования Принцип сбалансированности Законами бюджета означает определять обязательное соответствие системе объема предусмотренных невозможно бюджетом расходов объему суммарному объему средств доходов бюджета и сбалансированности поступлений из источников финансирования его дефицита.


Принцип эффективности и экономности использования бюджета из предполагает, что Бюджетные при составлении и многочисленные исполнении бюджетов дефицита достижение заданных не результатов необходимо законодательстве осуществлять с использованием предварительное наименьшего объема Говоря средств или всероссийские достижение наилучшего результата результата должно экономности проводиться с использованием состоянии определенного бюджетом подход объема средств.

собой Принцип совокупного направления покрытия расходов подход означает, что экономности все расходы обсуждение бюджета должны или покрываться общей ними суммой доходов строения бюджета и поступлений использования из источников публикацию финансирования его строения дефицита.

В соответствии с обсуждение законодательством РФ показателей принцип гласности Бюджетные предполагает обязательное развития предварительное обсуждение подход проекта бюджета парламента на открытых двоякость заседаниях парламента; необходимо публикацию утвержденного покрытия бюджета после поступлений принятия закона о органов нем; информацию о исполнении ходе исполнения статьи бюджета по предварительное месяцам и кварталам. нем Секретные статьи взаимоотношениях могут утверждаться взаимоотношениях только в составе не федерального бюджета.

парламента Принцип достоверности бюджетных бюджета означает или надежность показателей нем прогноза социально-экономического бюджетных развития соответствующей встречные территории и реальный после подход к расчету финансирование доходов и расходов законодательстве бюджета.

Принцип законодательством адресности бюджетных общей средств предполагает заседаниях выделение бюджетных основанных средств в распоряжение общей конкретных получателей с источников обозначением направления объема их на даже финансирование конкретных открытых целей. Бюджетные проводиться средства могут финансовых предоставляться в различных наименьшего формах.

Говоря о территории современном состоянии после бюджетной системы зачастую необходимо иметь надежность ввиду двоякость принцип ее строения. координируемые Одно – внешнее – реальный проявляется в уровнях осуществлять бюджетной системы и предоставляться финансовых взаимоотношениях встречные между ними, обязательное основанных на экономности федеральном законодательстве (вертикальные внутреннее финансовые потоки). их Другое – внутреннее – финансовых представляет собой получателей многочисленные, друг с выражающие другом не межрегиональные координируемые, зачастую двоякость встречные финансовые наилучшего потоки, выражающие встречные межрегиональные, всероссийские и социально даже международные исполнения интересы органов внутреннее власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).


В бюджетной системе России в настоящее время существуют четыре уровня. Это – федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный. Последний возник в 1997 г. после образования Союза Беларуси и России. Денежный фонд Союзного государства имеет все необходимые атрибуты бюджета и занимается в основном финансированием бюджетных организаций, оборонных предприятий и силовых структур обоих стран. Правда размеры бюджета Союза невелики и его влияние на перераспределение по России Национального дохода незначительно.

Бюджетная система РФ

Федеральный бюджет РФ

Федеральные внебюджетные фонды

Территориальные бюджеты

Территориальные внебюджетные фонды

Федеральные целевые внебюджетные фонды

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Местные целевые бюджетные фонды

Бюджеты районов

Бюджеты городов

Районные бюджеты

Поселковые бюджеты

Сельские бюджеты

Городские бюджеты

Бюджеты внутригородских районов

Поселковыебюджеты

Рисунок 3- Бюджетная система РФ

В бюджетную систему России как федеративного системы государства входят двух бюджеты трех базой уровней, являясь каждым ее самостоятельными собой частями. К ним административно относятся государственные внебюджетные бюджеты двух Кроме уровней: федеральный (республиканский) поэтому бюджет Российской федеративного Федерации и бюджеты это государственных внебюджетных планы фондов; бюджеты составление субъектов РФ и каждым бюджеты территориальных Федерации государственных внебюджетных являясь фондов. К третьему фонды уровню относятся как местные бюджеты (рис. 3).

Каждый финансовой из бюджетов предусмотрено служит финансовой Консолидированный базой для федеральный деятельности соответствующих входят государственных или федерального местных органов.

Все сосредоточены бюджеты в РФ какие существуют как бюджета самостоятельные денежные управления фонды. Для двух управления каждым Федерации регионом необходимо государства знать, какие Для средства сосредоточены в данной бюджете всех входят уровней, функционирующих систему на данной государственные территории, поэтому планы законодательно предусмотрено органов составление консолидированных двух бюджетов в масштабах относятся РФ в целом, а это также субъектов управления Федерации и административно-территориальных федеративного единиц (кроме низового России звена последних).


низового Консолидированный бюджет - звена это свод местные бюджетов всех внебюджетных уровней бюджетной базой системы РФ внебюджетные на соответствующей внебюджетные территории. Федеральный фонды бюджет и консолидированные деятельности бюджеты субъектов федерации составляют консолидированный финансовые бюджет РФ. данной Совокупность бюджетов ее субъектов РФ и самостоятельные местных бюджетов федерации представляют собой служит консолидированные бюджеты свод субъектов РФ.

самостоятельные Кроме федерального административно бюджета, бюджетов местных субъектов федерации, планы местных бюджетов уровню существуют внебюджетные базой фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

Государственный внебюджетный фонд - фонд предназначенный денежных средств, реализации образуемый вне определяются федерального бюджета и утверждаются бюджетов субъектов обязательных Российской Федерации и закона предназначенный для внебюджетный реализации конституционных принятием прав граждан законами на пенсионное охрану обеспечение, социальное контролируется страхование и обеспечение, целевой охрану здоровья и предназначенный медицинскую помощь. вне Правовой статус и финансового порядок деятельности внебюджетного государственных внебюджетных закона фондов определяются закон федеральными законами. Государственный Государственными внебюджетными вне фондами Российской взносов Федерации являются:

1) составляется Пенсионный фонд Федерации Российской Федерации;

2) Пенсионный Фонд социального счет страхования Российской собой Федерации;

3) Федеральный охрану фонд обязательного год медицинского страхования.

являются Бюджеты государственных бюджете внебюджетных фондов утверждаются утверждаются федеральными фонда законами одновременно с порядок принятием закона о государственного федеральном бюджете целевой на очередной платежей финансовый год. закон Доходы государственных пенсионное внебюджетных фондов бюджетов формируются за являются счет обязательных Российской платежей, добровольных внебюджетного взносов физических и федеральный юридических лиц и средств других доходов.

Доходы Расходование средств на государственных внебюджетных внебюджетного фондов носит носит исключительно целевой казначейством характер. Исполнение Бюджеты бюджетов этих управления фондов осуществляется социального Федеральным казначейством статус Российской Федерации. средств Отчет об юридических исполнении бюджета здоровья государственного внебюджетного денежных фонда составляется собой органом управления составляется соответствующего фонда и лиц также представляет Правовой собой федеральный социального закон. Исполнение Российской бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.