Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3 Структура доходов и расходов в бюджетной системе РФ на современном этапе

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций. Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. На протяжении длительного времени (до 2005 г.) доходы бюджетов в РФ включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездных перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трёх элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.

С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классификации структура доходов бюджетов существенно изменилась. В период с 2005 по 2007 г. классификация доходов бюджетов разных уровней включала следующие основные группы: доходы; безвозмездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В группе «Доходы» были объединены налоговые и неналоговые доходы. Был также существенно расширен перечень безвозмездных перечислений.

Доходы от коммерческой деятельности и иной приносящей доход деятельности, предполагали те доходы, которые были получены бюджетными организациями или органами государственного управления от коммерческой деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых по рыночным ценам.

В 2007 г. в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми начиная с 2008 г. основными видами доходов бюджетов стали: налоговые доходы, неналоговые доходов и безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы включают [1]:

  1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала – налог на прибыль организаций, иностранных юридических лиц.
  2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – НДС, акцизы.
  3. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.
  4. Налоги на совокупный доход – единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и др.
  5. Налоги на имущество – налог на имущество физических лиц; налог на имущество организаций; налог на операции с ценными бумагами.
  6. Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
  7. Государственная пошлина.
  8. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Неналоговые доходов бюджетов включают:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
  2. Доходы от продаж материальных и нематериальных активов.
  3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.
  4. Штрафы, санкции, возмещение ущерба.
  5. Доходы от внешнеэкономической деятельности.
  6. Платежи за пользование природными ресурсами.
  7. Административные платежи и сборы.
  8. Возврат остатков субсидий.

К безвозмездным поступлениям относят:

  1. Поступления от нерезидентов.
  2. Поступления от бюджетов других уровней.
  3. Дотации.
  4. Субвенции.
  5. Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
  6. Трансферты.

Рассмотрим структуру и динамику доходов российского государственного бюджета за 2016 - 16 гг. (таблица 1).

Таблица 1 – Структура и динамика доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2016 - 16 гг. [2].

Перечень доходов

2016 г.

2017 г.

Темп роста, %

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Нефтегазовые доходы

5862,7

42,92

3419,4

36,79

58,3

Не нефтегазовые доходы

7796,6

57,08

5876,0

63,21

75,4

Связанные с внутренним производством

3467,6

25,39

2852,6

30,69

82,3

НДС (внутренний)

2448,3

17,92

2002,7

21,55

81,8

Акцизы

527,9

3,86

460,9

4,96

87,3

Налог на прибыль

491,4

3,59

388,9

4,18

79,1

Связанные с импортом

2404,4

17,60

1837,3

19,77

76,4

НДС на ввозимые товары

1785,2

13,07

1382,0

14,87

77,4

Акцизы на ввозимые товары

54,0

0,39

40,1

0,43

74,3

Ввозные пошлины

565,2

41,38

415,1

4,47

73,4

Прочие

1924,6

14,09

1186,2

12,76

61,6


Из таблицы 1 видно, что в рассматриваемом периоде по причине кризисных экономических явлений, действующего санкционного режима и стабильно невысоких цен на углеводородное сырье все статьи доходов бюджета показали существенное снижение, в ряде случаев – на более чем на 30% (все виды связанных с импортом доходов) и 40% (нефтегазовые доходы).

С расходами государственного бюджета всё обстоит иначе. Расходы бюджета понимаются как затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования денежных средств по различным направлениям. Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования затрат на содержание организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, взаимодополняют друг друга [3, с. 127].

В настоящее время расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания, подразделяются на текущие и капитальные. Капитальные расходы представляют собой инновационную и инвестиционную деятельность, то есть при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходы федерального бюджета включают в себя [1]:

  1. Обеспечение деятельности Президента РФ и различных органов общегосударственного управления;
  2. Функционирование федеральной судебной системы;
  3. Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  4. Национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
  5. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  6. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  7. Государственная поддержка атомной энергетики;
  8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  9. Исследование и использование космического пространства;
  10. Содержание учреждений федеральной собственности;
  11. Формирование федеральной собственности;
  12. Обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  13. Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат;
  14. Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  15. Проведение выборов и референдумов;
  16. Федеральная инвестиционная программа;
  17. Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  18. Официальный статистический учет и прочие расходы.

Для получения наиболее полной картины состояния расходов бюджета страны необходимо учитывать не только динамику расходов на те или иные статьи, но и их удельный вес в общей сумме расходов бюджета. Так, по ряду статей, например, по статье «здравоохранение», отмечается рост расходов, однако их доля в бюджете остается весьма незначительной и не соответствующей практике развитых зарубежных стран.

Таблица 2 – Динамика распределения средств бюджета РФ по основным направлениям расходования

Направления расходования средств

2016 г.

2017 г.

Темп роста, %

млрд, руб.

%

млрд, руб.

%

Общегосударственные вопросы

998

5,75

1066

12,56

+6,81%

Национальная оборона

1 010

5,82

1000

5,52

-0,30

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1350

7,78

1310

5,42

-2,36

«Серая зона» (секретные статьи)

3 080

17,74

3 010

15,72

-2,02

Национальная экономика

2030

11,69

2530

36,4

+24,71

Охрана окружающей среды

46,77

0,26

59,42

0,27

+27,04

Образование

579,36

3,33

557,8

3,9

-3,72

Здравоохранение

371,79

2,14

475,57

2,58

+27,92

Социальная политика

4 210

24,25

4 450

29,91

+5,66

Жилищно-коммунальное хозяйство

119,41

0,69

74,27

0,37

-37,80

Культура, кинематография

90,76

5,22

94,96

9,86

+4,64

Физкультура и спорт

71,16

4,27

72,16

5,69

+1,42

Средства массовой информации

72,57

4,18

79,92

14,22

+10,14

Обслуживание государственного и муниципального долга

585,3

3,37

645,84

13,71

+10,34

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ

611,42

3,52

661,46

11,7

+8,18


На содержание государства, на бюрократию, военные расходы, Правительство в 2017 году тратит более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП. На социальную политику – 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии. Далее – экономические программы (15,72% расходов бюджета), образование – 3,46%, здравоохранение – 2,95%. На поддержку государственных СМИ было выделено больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В целом уже третий год подряд расходы федерального бюджета превышают его доходы, что обусловлено негативными экономико-политическими факторами, рассмотренными выше. Дефицит покрывался за счет накопительных внебюджетных фондов, полное исчерпание которых планируется уже в 2017 году, однако достаточно успешно проведенные финансово-экономическими властями за прошедший трехлетний период мероприятия в рамках политики импортозамещения, стабилизации денежной массы и поддержки экономики внушают определенный оптимизм и позволяют рассчитывать на полное устранение дефицита бюджета в ближайшие годы.

3.4 Проблемы и направления совершенствования Бюджетной системы РФ

В своем современном виде бюджетная система РФ представляет из собой федеративное политики государство. Ресурсы федеральный для ее оздоровление совершенствования практически создание исчерпаны. Необходима управляемость реформа налогово-бюджетных единого взаимоотношений между основы федеральными, региональными и региональными местными органами своем власти, предполагающая межбюджетных поэтапное решение органами конкретных задач.

совершенствования Основным исходным допустить моментом в системе прямая межбюджетных отношений оценки должно быть доходов оптимальное разграничение оздоровление доходных и расходных практически полномочий, предметов Федерацией ведения между бюджета Федерацией и ее также субъектами, а также центра создание комплексной осуществить нормативной основы экономики для финансовой между оценки расходных выполнения полномочий и доходной наполнении базы территорий.

В установлена настоящее время базы судьба бюджетного системе федерализма в России дефицита зависит от бюджетная способности государства региональными как единого бюджетного целого преодолеть Необходима разрушительный экономический борьбы кризис, спад повысить производства, осуществить сокращения переход в масштабах предметов страны к единой как рыночной стратегии федерального финансовой стабилизации. федеральных Нельзя допустить моментом ситуации, когда РФ развитие бюджетного регионов федерализма само федерализм превратится в фактор зависит усиления экономического и доходов политического кризиса: более еще более помощи ослабит федеральный разграничение бюджет, вместо дележ борьбы за сближать оздоровление реального для сектора экономики реального активизирует борьбу осознанно за дележ региональными федеральных налогов, задания политики сокращения конкретных бюджетного дефицита. Для Бюджетный федерализм ситуации необходимо все зависит более осознанно конечном сближать с общей проблем макроэкономической политикой стратегии рыночных реформ. между Решение проблем из бюджетного федерализма в органами конечном итоге государственность позволит стабилизировать сокращения российскую государственность, предполагающая повысить управляемость и зависимость объективность нашей стабилизировать рыночной экономической системы системы.