Файл: Изучение правового регулирования валютного рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арбитражные суды, отменяя постановления Росфиннадзора о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, руководствуются выводами, сформулированными в вышеупомянутых Постановлениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (см. например, Постановления Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 10.05.2012 по делу № А56-58298/2011, от 20.01.2015 по делу № А56-34806/2014, Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2012 по делу № А72-5381/2011, Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2013 № Ф10-2228/13 по делу № А23-44/2013, Постановление Второго Арбитражного Апелляционного суда от 26.01.2015 по делу № А82-13654/2014, Постановление Четвертого Арбитражного

Апелляционного суда от 25.11.2015 по делу № А19-15041/2014, Постановление Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 25.11.2015 № 17АП-14964/2015-АКу и т.д.).

Таким образом, анализ судебной практики позволяет сделать вывод об отсутствии должной реализации целей административного наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что понижает эффективность мер ответственности, предусмотренной за нарушения требований о репатриации валюты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П разъяснил, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. При этом принцип соразмерности, выражающий требования справедливости в сфере публично-правовой ответственности, предполагает установление этой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, а в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П отмечено, что размеры административного штрафа должны обладать разумным сдерживающим эффектом.

С учетом изложенного представляется, что целесообразным и наиболее рациональным будет дифференциация размера штрафных санкций, предусмотренных ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, исходя из сроков допущенной просрочки зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках, например, следующим образом:

  • нарушение установленных сроков зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей;
  • нарушение установленных сроков зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч рублей до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей;
  • нарушение установленных сроков зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч рублей до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей. Аналогичный подход можно применить и к санкции ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Данные меры, во-первых, не противоречат положениям ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, во-вторых, позволят применять к резидентам более соразмерные санкции при незначительном нарушении сроков репатриации денежных средств.

Выводы:

Таким образом, в ранее действовавшем Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» отнесение физического лица к резиденту или нерезиденту было поставлено в зависимость от его постоянного места жительства, однако само понятие «постоянное место жительства» в Законе не раскрывалось. В новом Валютном законе более четко устанавливаются критерии, по которым физические лица считаются резидентами или нерезидентами Российской Федерации именно с позиций валютного права.

Заключение

Преобразования в сфере экономики и политики, проведенные в Российской Федерации в последнее время, при всей своей неоднозначности существенно изменили жизнь российского общества. Хозяйствующие субъекты приобрели обширные возможности по осуществлению взаимодействия между собой по разнообразным вопросам и реализации различных схем взаимодействия. В связи с этим необходимо вносить изменения в законодательство, осуществлять разработку новых нормативно-правовых актов, отвечающих критериям современного времени. Поэтому в наше время было осуществлено принятие некоторых российских законов, направленных на кардинальное изменение экономического уклада и процедуры осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

На современном этапе валютные правоотношения регулирует Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», утвержденный Государственной Думой РФ 21 ноября 2003 г., в редакции от 29 июня 2004 г. Основным направлением данного Закона выступает обеспечение реализации централизованной политики государства, стабильности отечественной валюты и устойчивости валютного рынка как составляющих частей совершенствования экономики страны и международных отношений в области экономики. В Законе отражены основные направления внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

При выявлении обстоятельств противоправности действий в области валютных отношений отводится большое значение валютному контролю, который представляет собой властную деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по соблюдению валютного законодательства в процессе реализации валютных операций. В соответствии со ст. 22 Закона валютный контроль в нашей стране производится Правительством Российской Федерации и агентами валютного контроля, которыми выступает Банк России, а также федеральные органы исполнительной власти. Помимо этого, агентами валютного контроля являются кредитные организации, подотчетные Банку России, таможенная служба и территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами, производящими регламентирование валютного контроля .


Согласно ст. 23 Закона субъекты валютного контроля в рамках предоставленной им компетенции имеют право:

  1. осуществлять проверки применения резидентами и нерезидентами положений валютного законодательства, органов валютного регулирования;

2) проводить плановые проверки полноты и своевременности подготовки отчетности по валютным операциям субъектов;

3) истребовать документацию и сведения, связанные с осуществлением процедуры валютных операций.

Органы, полномочные осуществлять валютный контроль в рамках предоставленной им законодательством компетенции, вправе: 1) выписывать предписания о необходимости устранения выявленного нарушения нормативно-правовых актов валютного законодательства;

  1. осуществлять применение предусмотренных законодательством РФ мер ответственности за нарушение требований валютного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 25 Закона субъекты валютных правоотношений, нарушившие требования актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством России. А именно, лица, допустившие правонарушения в сфере применения валютного законодательства, подлежат привлечению к административной и уголовной ответственности.

Так, п. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит положения о том, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или при отсутствии лицензии в ситуациях, когда наличие лицензии обязательно, карается штрафными санкциями в размере до трехсот тысяч рублей, либо осуществлением обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок продолжительностью до шести месяцев .

Также в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ дается указание на то, что производство и реализация валютных операций, запрещенных законодательством Российской Федерации в области валютного регулирования или произведенных с нарушением требований валютного законодательства, влекут применение административного штрафа на физических лиц и организаций в объеме от трех четвертых до одного размера суммы произведенной незаконной валютной сделки .

Таким образом, валютные правонарушения представляют собой виновно противоправные, опасные, вредные деяния (действия или бездействие) физических и юридических лиц.

В настоящее время указанные правонарушения достаточно распространены как на всей территории Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов.

Помимо данных лиц под категорию таких нарушителей подпадают и лица, вступающие во взаимодействие с так называемыми «валютчиками», то есть лица, приобретающие иностранную валюту и валютные ценности вне обменных пунктов города.


Все большее распространение таких незаконных действий свидетельствует об отсутствии надлежащего и достаточного контроля со стороны субъектов валютного контроля, уполномоченных производить не только надзорные функции в области валютного законодательства, но и применять меры воздействия на нарушителей требований нормативно-правовых актов в данной области.

Устранением вышеперечисленных недостатков и проблем может стать только лишь внесение соответствующих изменений и поправок в действующее валютное законодательство на федеральном и региональном уровне.

В связи с этим помимо существующей ответственности считаем целесообразным на региональном уровне предусмотреть ответственность так называемых «валютчиков» и лиц, приобретающих валюту у данной категории граждан, так как покупатели иностранной валюты вне обменных пунктов являются субъектами рассматриваемого правонарушения и фактически участвуют в осуществлении незаконных валютных операций, что запрещено валютным законодательством РФ.

Список использованных правовых актов и литературы:

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О валютном регулировании и валютном контроле"
  4. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 15.10.2016) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
  5. :Емелин А. Новеллы и нерешенные проблемы: Комментарий Закона о валютном регулировании // Банковское право. 2013. № 2.
  6. Антоненко Н.А. Валютный рынок Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2011
  7. Артемов Н.М. Проблемы и перспективы валютного регулирования в Российской Федерации (финансово-правовой аспект). М., 2012
  8. Банковское право: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Травкина. М., 2015
  9. Булатов А.С. Экономика: Учеб. М., 2015
  10. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебное пособие / под ред. И.В. Хаменушко. - М.: Норма, 2013
  11. Дорофеев Б.Ю., Земцов H.H., Путин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М., 2015
  12. Дудиева, И. Р. Ответственность за нарушение требований о репатриации валютной выручки / И.Р. Дудиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университете им. К. Л. Хетагурова. - 2013. - №
  13. Емелин A.B. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2010
  14. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // Адвокат. 2014. № 9
  15. Иванец, Г.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г.И. Иванец, ИВ. Калинский, В.И. Червонюк; под общей ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2012
  16. Игнатьева C.B., Игбаева Г.Р. Правовая природа валютных правоотношений // Банковское право. 2013. № 4
  17. Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014
  18. Козырин А.Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Комментарий законодательства. М., 2012
  19. Куликов А.А. Форекс для начинающих. СПб., 2014.
  20. Лайченкова H.H.Стимулы в налоговом праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2012
  21. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2014
  22. Маркелов Ф.В.Теоретические проблемы ответственности за нарушения бюджетного законодательства (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006
  23. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. М., 2014
  24. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учеб. М., 2013
  25. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учеб. пособие. М., 2014

  1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. М., 2014. С. 336.

  2. Куликов А.А. Форекс для начинающих. СПб., 2014. С. 12.

  3. Ротару К.В. Проблемы правового регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8.

  4. Булатов А.С. Экономика: Учеб. М., 2015. С. 682 - 685.

  5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учеб. М., 2013. С. 149 - 154.

  6. Третьякова Т.В. Валютное право: Учеб. пособие. СПб., 2015. С. 121.

  7. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учеб. пособие. М., 2014. С. 135.

  8. Эбке В.Ф. Международное валютное право. М., 1997. С. 19.

  9. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2014. С. 98

  10. Антоненко Н.А. Валютный рынок Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. С. 121.

  11. Банковское право: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Травкина. М., 2015. С. 324.

  12. Артемов Н.М. Проблемы и перспективы валютного регулирования в Российской Федерации (финансово-правовой аспект). М., 2012.с.88

  13. Дорофеев Б.Ю., Земцов H.H., Путин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М., 2015.с.90

  14. :Емелин А. Новеллы и нерешенные проблемы: Комментарий Закона о валютном регулировании // Банковское право. 2013. № 2.с.21

  15. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // Адвокат. 2014. № 9. С. 2-19

  16. Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Л., 1949.с.66

  17. Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014.с.21

  18. Козырин А.Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Комментарий законодательства. М., 2012.С.12

  19. Сапожников Н.В. Правовые проблемы ответственности в валютных правоотношениях // Хозяйство и право. 2012. № 12. С. 65-73

  20. Тосунян Г.А., Емелин A.B. Валютное право РФ: Учебное пособие. М., 2014.С.7

  21. Указ.соч.

  22. Емелин A.B. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 16

  23. Козырни А.Н. Валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Комментарий законодательства. М., 2012.с.33

  24. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 2013. С. 272.

  25. См.: Российская газета. 2003. 25 янв.

  26. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации"

  27. См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 2.

  28. О понятии нормативных актов Центрального банка Российской Федерации см.:Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов, 2006. С. 276-299.

  29. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

  30. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 15.10.2016) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"

  31. Игнатьева C.B., Игбаева Г.Р. Правовая природа валютных правоотношений // Банковское право. 2013. № 4.с.44

  32. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2012. С. 49.

  33. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 84

  34. ;Маркелов Ф.В.Теоретические проблемы ответственности за нарушения бюджетного законодательства (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 20.

  35. Лайченкова H.H.Стимулы в налоговом праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 11, 25.

  36. Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014. С. 13.

  37. См.: СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 783.

  38. См.: Вестник Банка России. 2001. 19 июля.

  39. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О валютном регулировании и валютном контроле"

  40. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебное пособие / под ред. И.В. Хаменушко. - М.: Норма, 2013.С.21

  41. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)

  42. Иванец, Г.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г.И. Иванец, ИВ. Калинский, В.И. Червонюк; под общей ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2012.С.22

  43. Дудиева, И. Р. Ответственность за нарушение требований о репатриации валютной выручки / И.Р. Дудиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университете им. К. Л. Хетагурова. - 2013. - № 1. - С. 106-109.