Файл: Изучение правового регулирования валютного рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от способа организации торговли валютный рынок делится на биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный), а субъекты (участники) валютного рынка - на организованных и неорганизованных.

Организованные участники работают на биржевой части валютного рынка, в рамках которой торговля валютой осуществляется организованно через специального субъекта - валютную биржу - по правилам и процедурам последней.

Целью действий участников валютного рынка, а также главной целью организации валютного рынка является заключение сделок с иностранной валютой. Представляется, что такие сделки выступают центральным элементом валютного рынка, обеспечивая удовлетворение спроса и предложения по справедливой (рыночной) цене. При этом основная особенность сделок с иностранной валютой по сравнению с другими сделками состоит в значительной зависимости доходности этих сделок от конъюнктуры, складывающейся на международных валютных рынках, в частности от колебаний валютных курсов во времени и пространстве[11].

1.3. Механизм регулирования валютного рынка

Валютный рынок подвергается регулированию: как экономическому саморегулированию (под воздействием спроса и предложения), так и государственному, а также локальному, совмещающему в себе публичные задачи (валютной и макроэкономической политики) с частноправовыми задачами (единой правовой терминологии, обеспечения надлежащего исполнения участниками рынка своих обязательств, гарантий судебной защиты и т.п.).

Валютный рынок имеет не только все элементы обычного рынка (объекты и субъекты, спрос и предложение, цену и т.д.), но и особенности, состоящие главным образом в особом режиме проведения валютных операций и возможности использования государством правовых инструментов валютного регулирования, в том числе валютных ограничений.

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций дало возможность объединить все мировые центры валютной торговли в один мировой валютный рынок, функционирующий практически круглосуточно.

Валютные рынки обеспечивают возможность осуществления международных расчетов, пополнения валютных резервов банков и государств, реализации экспортно-импортных контрактов, создают условия и механизмы для реализации валютной политики государства.


Кроме того, в результате функционирования валютных рынков формируются и уравновешиваются спрос и предложение валют, обеспечивается государственное регулирование валютного курса, диверсификация валютных резервов, страхование валютных рисков.

Выводы:

Таким образом, валютный рынок - это комплексное многоуровневое образование, обладающее особой структурой, собственным категориальным аппаратом, своими субъектами, институтами, функциями, назначением, механизмом заключения сделок. Валютный рынок является как регулирующим (т.е. формирующим спрос и предложение на иностранную валюту, а также ее цену - валютный курс), так и регулируемым (подвергающимся государственному, правовому воздействию) социально-экономическим и информационно-технологическим механизмом.

2. Валютное регулирование как инструмент обеспечения стабильности валютного рынка

2.1. Понятие валютных правоотношений. Характеристика валютного законодательства

В научных исследованиях, посвященных проблемам валютных правоотношений, часто содержатся противоречивые выводы, что свидетельствует о теоретической и практической необходимости их разрешения. Изучению валютных правоотношений посвятили свои труды такие известные ученые, как Н.М. Артемов[12], Б.Ю. Дорофеев[13], A.B. Емелин[14], Н.Ю. Ерпылева[15], О.С. Иоффе[16], М.Г. Кальней[17], А.Н. Козырин[18], Н.В. Сапожников[19], Г.А. Тосунян[20] и другие.

Определяя правовую природу валютных правоотношений, нельзя не обратить внимание на мнение Н.М. Артемова, согласно которому «валютные правоотношения принадлежат к области публичного права»[21]. Думается, что ученые, придерживающиеся этой позиции, ограничиваются констатацией факта, что валютные правоотношения есть общественные отношения в сфере валютного контроля и ответственности за их нарушения. Полагаем, что указанный подход не определяет всей сущности рассматриваемой категории, так как, не затрагивает сферу валютного регулирования и валютного обращения, и, следовательно, представляется достаточно узким, не раскрывающим всю многогранность данного понятия.


Следует отметить, что в научной литературе в последнее время свое признание получила теория, согласно которой валютные правоотношения могут иметь и гражданско-правовой, и финансово-правовой, и международно-правовой характер. В связи с этим представляет интерес мнение A.B. Емелина, подчеркивающего важность именно триединого подхода к изучению и регулированию валютных правоотношений, возникающих в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения. Такой подход позволит уравновесить финансово-правовую и гражданско-правовую составляющие рассматриваемого института[22].

Изучение юридической литературы по данной проблематике показало, что валютные правоотношения рассматриваются с двух различных точек зрения. Во-первых, с позиции, так называемого, широкого (комплексного) подхода, валютные правоотношения представляют собой совокупность публично-правовых и частноправовых отношений. Пользуясь термином С.С. Алексеева, можно сказать, что данные правоотношения носят смешанный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения и регулируются Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (см. далее –«Валютный закон»), в ст. 2 которого указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Во-вторых, с точки зрения «узкого» подхода, валютные правоотношения отождествляются либо только с публичными, либо с частными отношениями[23].

Для понимания природы валютного законодательства следует остановиться на термине «валютное законодательство». Валютное законодательство представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. В этом случае термин «валютное законодательство» употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, нормативные акты Центрального банка РФ и т. п.)[24].


Следует отметить, что в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»[25] разъяснено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ 1993 г., валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.

Особая важность правового регулирования валютных отношений подчеркивается нормой об обязательном рассмотрении Советом Федерации РФ федеральных законов по вопросам валютного регулирования, принятых Государственной Думой Федерального собрания РФ (п. «в» ст. 106 Конституции РФ).

Также к актам, регулирующим валютные отношения, следует отнести и международные договоры Российской Федерации, содержащие соответствующие нормы. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Там же определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Комментируемые положения соответствуют положениям ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[26] о международных договорах Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации.

Часть 2 ст. 4 Валютного закона устанавливает общее правило о непосредственном применении международных договоров Российской Федерации к регулируемым данным Законом отношениям. Исключением из этого общего правила является случай, когда из самого международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, международные договоры РФ следует считать составной частью валютного законодательства РФ, причем такие договоры имеют приоритет перед актами внутреннего валютного законодательства Российской Федерации в случае возникновения коллизии между ними.


Что касается нормативных актов Центрального банка РФ, то определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-0[27] подтверждено, что Банк России осуществляет государственно-властные полномочия и его нормотворческие полномочия предполагают исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России и требующим правового регулирования[28].

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[29], правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

На основе приведенных правовых регуляторов валютных отношений можно сделать вывод о том, что валютное законодательство представляет собой нормативный аспект валютной политики (речь о ней пойдет ниже), которая, в свою очередь, является частью финансово-правовой политики государства. Порядок принятия актов органов валютного регулирования определяется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 [30]. Согласно этому документу, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п. 1). Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п. 2). Кроме того, несмотря на то, что в валютном законодательстве присутствуют нормы различных отраслей, и валютные правоотношения, регуляторами которых являются акты валютного законодательства входят в различные отрасли права, как было указано, их можно объединить в две группы правоотношений, имеющих: а) финансово-правовую; б) гражданско-правовую природу.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что валютные правоотношения - это понятие, включающее в себя комплекс отношений, регулируемых методами, присущими различным правовым отраслям. Так, методом юридического равенства сторон регулируются правоотношения, возникающие по поводу осуществления прав собственности на валютные ценности (право юридических и физических лиц иметь в собственности валютные ценности, а, следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, однако, как верно отметили C.B. Игнатьева и Г.Р. Игбаева[31], здесь имеется в виду право на пользование и распоряжение, а не сами пользование и распоряжение, которые, в свою очередь, регулируются совокупным методом, характеризующимся диспозитивными и императивными чертами). Указанные валютные правоотношения являются разновидностью следующих гражданско-правовых отношений: отношений, возникающих из права собственности, и денежных обязательств. Соответственно их можно разделять на две большие группы: вещные и обязательственные. Необходимо уточнить, что вещные валютные правоотношения возникают не только из права собственности и прав, перечисленных в ст. 216 ГК РФ, но также и из права на залог, права учреждения на распоряжение имуществом, полученным в результате разрешенной хозяйственной деятельности, и некоторых других.