Файл: Адаптация персона в организациях разных типов (Разработка рекомендаций по совершенствованию системы адаптации персонала в ООО «Альтернатива»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, на данный момент работы по организации процесса адаптации остановились на разработке и выпуске Памятки сотрудника. Процесс адаптации необходимо совершенствовать, так, как правило, выполняются только первые три шага этой схемы, а остальные этапы никем не отслеживаются и не контролируются. На предприятии наблюдается высокий уровень текучести кадров. Следовательно, можно предположить, что имеет место так называемый «кризис введения в должность». Учитывая высокий процент текучести персонала, адаптация должна быть на одном из первых мест в списке приоритетных задач системы управления.

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «АЛЬТЕРНАТИВА»

Недостаточное внимание руководителей ООО «Альтернатива» к проблемам, связанным с испытательным сроком и адаптацией новых сотрудников, сводит «на нет» результаты поиска, подбора и первичного обучения. Более того, не сумев своевременно выйти на необходимый уровень рабочих показателей и не вписавшись в трудовой коллектив, спустя непродолжительное время новичок покидает организацию. Таким образом, время и деньги, потраченные на вышеперечисленные процедуры, могут оказаться выброшенными на ветер.

В связи с этими факторами, а также быстрым развитием ООО «Альтернатива» перед ее руководством встала острая необходимость в реорганизации процесса адаптации новых работников.

Организация наставничества в ООО «Альтернатива» преследует несколько целей:

-оперативное вовлечение лиц, поступающих на работу, в деятельность предприятия, улучшение качества их подготовки в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в компании, повышение квалификации кадров;

-быстрое освоение новыми сотрудниками корпоративной культуры, развитие позитивного отношения к работе (путем достижения первых успехов - показателей, приемлемых для организации, - с самого начала пребывания в ней) и, как следствие, лояльность работников и удовлетворенность результатами своего труда;

-снижение текучести персонала и связанных с ней финансовых потерь;

-экономия времени руководителей подразделений на обучение новичков;


-предоставление возможности карьерного роста наставникам;

-формирование имиджа ООО «Альтернатива» как привлекательного работодателя.

Некоторые из поставленных задач должны быть решены путем делегирования наставникам части функций по обучению и адаптации новых сотрудников. В организации необходимо принять положение о наставничестве, форма которого приведена в приложении Б. Наставникам вменены в обязанности следующие мероприятия:

Знакомить новичков с компанией (ее миссией, ценностями, историей, структурой; корпоративной культурой; принятыми на предприятии нормами и правилами поведения; перспективами карьерного роста).

Ознакомлять с подразделением (показывать расположение производственных, служебных и бытовых помещений, рабочих мест сотрудников; рассказывать о правилах внутреннего трудового распорядка; проводить инструктаж по технике безопасности; знакомить с коллективом).

Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к профессионалу; проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное выполнение сотрудниками рабочих операций в течение всего адаптационного периода).

Обеспечивать соблюдение стажерами правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности.

Формировать необходимые для эффективной подготовки кадров условия, при необходимости ходатайствовать перед администрацией об их создании.

Разрабатывать совместно с новым сотрудником индивидуальный план на весь испытательный период; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения и предлагаемым конечным итогом; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

На собственном примере демонстрировать образец исполнения должностных обязанностей и соблюдения организационной культуры.

Изучать профессиональные и личностные качества стажера, его способности, помогать ему в поддержании деловых взаимоотношений с коллективом и руководителями разных уровней.

Подводить итоги стажировки: совместно с руководителем подразделения заполнять лист оценки нового сотрудника с заключением о результатах прохождения испытательного срока, с предложениями по дальнейшей работе; передавать лист в службу персонала.

Предварительно наставники должны будут пройти курс обучения, так как процесс наставничества требует не только квалификационных знаний, но и умения доходчиво и терпеливо общаться с новичком на рабочем месте. Оплата труда наставников в ООО «Альтернатива» производится в форме доплаты к основному заработку (5% от его размера - за одного обученного сотрудника после прохождения им испытательного срока). Согласно Положению о наставничестве можно взять на стажировку не более одного ученика. При ее длительности - от двух до четырех дней, один наставник может обучить 3-7 учеников за месяц. Контролируют начисление оплаты труда этого специалиста руководитель подразделения и менеджер службы персонала.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компания ООО «Альтернатива» является коммерческой организацией и действует на основании Устава и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Видами деятельности предприятия, в рамках уставной деятельности, являются:

- производство строительно-монтажных работ;

- выпуск металлоконструкций;

- производство сухих строительных смесей;

- транспортные перевозки;

- производство отделочных работ;

- производство электромонтажных работ;

- аренда строительных машин и оборудования с оператором.

Для выполнения своих целей общество осуществляет деятельность в сфере строительно-монтажных работ. ООО «Альтернатива» несколько лет с успехом выполняет различные строительные работы, используя новейшие строительные технологии во всех сферах городского и загородного строительства. Право осуществления своей деятельности удостоверено государственными лицензиями на основании Комитета по лицензированию Вологодской области.

В штатной численности персонала произошли значительные изменения в сторону увеличения, что связано с созданием участка по изготовлению сухих смесей. Среднесписочная численность персонала предприятия выросла на 45 человек или на 26,92%.При этом численность руководителей, специалистов и служащих увеличилась на 10 человека, а численность производственного персонала – на 35 человек. В структуре персонала преобладает производственный персонал, при этом в 2016 году по сравнению с 2014 годом его численность снижается с 90,32% до 84,62%.

Среди всех работников наибольшую долю занимают мужчины, что объясняется отраслевой принадлежностью предприятия, и в 2016 году их количество в общей структуре возросло на 43 человека или на 34% за три года.

Весь персонал предприятия, относящийся к категории «Руководители, специалисты и служащие», имеет высшее образование, в то время как среди производственного персонала преобладают работники, имеющие среднее образование.

В целом можно сделать вывод о том, что за исследуемый период уровень квалификации персонала несколько повысился, хотя существенных изменений в образовательной структуре не произошло.

В структуре трудовых ресурсов преобладают представители молодежной возрастной группы: от 20 до 30 лет. Их доля составляет примерно 60% от общей численности персонала. При этом за исследуемый временной промежуток несколько увеличилась доля работников в возрасте от 50 до 60 лет.


В целом коллектив предприятия является молодым, что благоприятно с позиции обучения и повышения квалификации персонала, поскольку работники в возрасте до 30 лет наиболее восприимчивы к новой информации и навыкам.

На предприятии постоянно растет показатель коэффициента текучести кадров. Особенно настораживает 2016 год, когда при большом количестве принятых работников в связи с открытием участка также увеличилось число уволенных. Об этом свидетельствует коэффициент общего оборота, который вырос за три года 0,42.

Процесс социально-психологической адаптации сотрудников в ООО «Альтернатива» имеет три этапа: начальный (до 1 года); критический (1-2 года) и период стабильности (более 3 лет). На каждом из этапов сотрудник испытывает определенные социально-психологические трудности, причинами которых являются как индивидуально личностные детерминанты (структура ПВК), так и социально-психологические (ценностная структура личности сотрудника, организационные условия профессиональной деятельности, психологический климат в коллективе и т.п.), а также средовые факторы (общая социально-политическая и экономическая ситуация в стране, имидж в ООО «Альтернатива» в общественном мнении и т.п.). Успешное преодоление этих трудностей (нормальная адаптация сотрудника) зависит, соответственно, от трех факторов: психологического (эффективного профессионального подбора сотрудников для службы в ООО «Альтернатива»), комплекса социально-психологической работы (воспитательной, организационной) и макросоциальных факторов (социально-экономическая политика в стране).

Итак, на данный момент работы по организации процесса адаптации остановились на разработке и выпуске Памятки сотрудника. Процесс адаптации необходимо совершенствовать, так, как правило, выполняются только первые три шага этой схемы, а остальные этапы никем не отслеживаются и не контролируются. На предприятии постоянно растет показатель коэффициента текучести кадров. Особенно в 2016 году, когда при большом количестве принятых работников в связи с открытием участка также увеличилось число уволенных. Об этом свидетельствует коэффициент общего оборота, который вырос за три года 0,42. Следовательно, можно предположить, что имеет место так называемый «кризис введения в должность». Учитывая высокий процент текучести персонала, адаптация должна быть на одном из первых мест в списке приоритетных задач системы управления.

В ходе работы был предложен проект по совершенствованию управления социальной адаптацией персонала в ООО «Альтернатива», основанный на современных подходах к системам адаптации кадров.


Проект преследует цели создания эффективной системы адаптации в организации. Главными целями проекта можно назвать:

-повышение удовлетворенности трудом;

-обеспечение производства квалифицированными кадрами;

-разработку механизма адаптации персонала к коллективу и процессу труда.

Проект включил мероприятия по внедрению системы наставничества и совершенствованию управления адаптации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова, О.А. Управление персоналом: учебное пособие / О.А. Александрова – Уфа: Мир печати, 2016. – 233 с.
  2. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2016. – 448с.
  3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами : учебник / М. Армстронг. - 10-е изд. – М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2015. - 846 с.
  4. Васнева, Н.Н. Основы организации труда / Н.Н. Васнев. – НИЯУ МИФИ, 2015. — 312 с.
  5. Аверин, А.Н. Управление персоналом: учебное пособие / А.Н. Аверин. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 422 c.
  6. Букович У. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. / У. Букович – М.: ИНФРА-М, 2012. - 504 с.
  7. Бевз, И.А. Коучинг как эффективный способ управления персоналом в бизнесе / И.А. Бевз // Экон. анализ: теория и практика. – 2016. – № 15. – С. 58-62.
  8. Васина, Л.И. Работа с персоналом как важный фактор успешной деятельности компании / Л. И. Васина // Железнодорожный транспорт. - 2016. - № 7. - C. 26-30.
  9. Иванова, С. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час / С. Иванова. – М.: Альпинбук, 2016. — 290 с.
  10. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2015. – 670 с.
  11. Дёшина, С. П. Эффективность управления персоналом организации в контекстетеории заинтересованных сторон / С. П. Дёшина // Менеджмент в России и за рубежом - 2012. - № 5. - С.118-124
  12. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика./ О.В. Евтихов – М.:Речь, 2015. – 391 с.
  13. Иванова, Т. Ю. Теория организации : учеб. / Т. Ю. Иванова. - 4-е изд., стер. - Москва :КноРус, 2012. - 428 с.
  14. Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель : учебно-практ. пособие / И.Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К°, 2016. – 596 с.
  15. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами : учеб. / Л.В.  Карташова. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 235 с.
  16. Катлип, С.М. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. / С.М. Катлип — М.: Дело ЛТЛ, 2016. — 176 с.
  17. Лукичева, Л.И. Управление организацией: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» /Л.И. Лукичёва – М.: Омега-Л, 2015. — 360 с.
  18. Литвинюк, А. А. Управление персоналом: учебник для бакалавров, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 100700.62 - Торговое дело / А. А. Литвинюк; под ред. А. А. Литвинюка М.: Юрайт, 2012 – 411 с.
  19. Маслова, В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом : учеб. пособие / В.М. Маслова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 207 с.
  20. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие для вузов. / К.Э. Оксинойд - М.: Проспект, 2014. – 419 с.
  21. Приголовко Г.А. Вознаграждение персонала в свете концепции управления человеческими ресурсами / Г.А. Приголовко // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 1. – С. 108-113.
  22. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2015. – 560 с.
  23. Чернов, Ю.Г. Анализ почерка в работе с кадрами /Ю.Г. Чернов – СПб: БХВ-Петербург, 2012 – 288 с.