Файл: Функции налогового учета (Практические аспекты налогового учета на примере торговой организации ООО «Сервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признание прямых расходов при методе начислений имеет свою специфику. Абзацем 2 пункта 2 статьи 318 Налогового Кодекса РФ[27] предусмотрено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Иными словами, к расходам текущего периода можно отнести только ту часть прямых расходов, которая приходится на реализованную в этом отчетном периоде продукцию. Исключением являются случаи, когда деятельность организации связана с оказанием услуг. Такие организации вправе всю сумму прямых затрат отчетного (налогового) периода относить на уменьшение доходов от производства и реализации данного периода, однако это право необходимо закрепить в учетной политике организации.

Таблица 2

Дата признания основных расходов налогоплательщика при методе начислений

ВИД РАСХОДА

ДАТА ПРИЗНАНИЯ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

1

2

РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Расходы на приобретение сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, используемых при производстве товаров (работ, услуг)

Дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги). При этом покупную стоимость сырья и материалов можно списать на расходы только в части, отпущенной в производство и использованной в нем на конец месяца.

Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды

Дата передачи в эксплуатацию

Расходы на работы, услуги производственного характера, выполненные сторонними подрядчиками

Дата подписания акта приемки-передачи работ, услуг

РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА

Расходы на оплату труда

Ежемесячно, в последний день месяца

Расходы на формирование резерва на
оплату предстоящих отпусков и резерва
на выплату вознаграждений за выслугу
лет

Дата начисления расходов на формирование резерва (ежемесячно)

АМОРТИЗАЦИЯ

Суммы амортизационных отчислений

Ежемесячно, в последний день месяца

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ

Расходы на ремонт основных средств

Период, в котором они были осуществлены, кроме случая, когда расходы производятся за счет резерва под предстоящий ремонт основных средств

Расходы на формирование резерва под
предстоящий ремонт основных средств

Дата начисления расходов на формирование резерва (равными долями в последний день отчетного (налогового) периода)

Расходы в виде сумм налогов и сборов, за исключением ст.270 НК

Дата начисления налогов и сборов


Продолжение таблицы 2

1

2

Расходы на оплату работ-услуг сторонних организаций и сумм комиссионных сборов за работы-услуги сторонних организаций

Одна из следующих дат: дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора; дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов; последнее число отчетного (налогового) периода

ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ

Проценты к выплате, начисленные по
договорам займа и долговым ценным
бумагам, срок действия которых более
одного отчетного периода

Последний день каждого месяца отчетного периода. В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода - дата прекращения действия договора (погашения долгового обязательства)

Отрицательная курсовая разница от
переоценки валюты и валютной задолженности

Наиболее ранняя из следующих дат: дата совершения операции в иностранной валюте (например, ее перечисления поставщику, погашения задолженности в иностранной
валюте); последнее число текущего месяца

Штрафы к выплате, начисленные за нарушение условий договоров

Дата признания организацией (при добровольном возмещении) или дата вступления
в силу решения суда (при возмещении через суд)

В соответствии с ПБУ 10/99[28] расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Выручка принимается к бухгалтерскому учету исходя из цены, установленной договором, при выполнении условий, перечисленных в ПБУ 9/99 на момент передачи продукции покупателю[29].

Для формирования информации с целью определения финансовых результатов обычных видов деятельности, организациям предоставлена определённая самостоятельность в выборе способов оценки запасов при их списании в расходы и способов начисления амортизации. На величину расходов для исчисления производственной себестоимости существенное влияние оказывает способ оценки материально-производственных запасов при выбытии: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).


Один из способов оценки списываемых запасов в расходы, организация устанавливает самостоятельно при формировании учётной политики. Аналогично на величину расходов можно влиять путём выбора одного из способов начисления амортизации в соответствии с ПБУ 6/01[30]: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В налоговом учете предусмотрены только два
метода исчисления амортизации: линейный и нелинейный, причем применение нелинейного метода не допускается при амортизации зданий, сооружений и передаточных средств. Также, в отличие от финансового учета в налоговом учете часть первоначальной стоимости основного средства может быть списана на состав расходов непосредственно в момент ввода основного средства в эксплуатацию (амортизационная премия в зависимости от группы основных средств составляет 10% или 30% первоначальной стоимости).

2.3. Практические аспекты учета налога на прибыль в организации

Рассмотрим ситуацию, когда ООО «Сервис» осуществляло возведение объектов основных средств с привлечением кредитных ресурсов.

За 2016 г. по полученному кредиту начислены проценты в размере 1 000 000 руб.

Бухгалтерией сделана запись: Д08 К67

В налоговом учёте данные затраты признаны в качестве внереализационных расходов. Отложенное налоговое обязательство составило 200 000 рублей (1 000 000 * 20%). Бухгалтерией сделана следующая запись: Д68 К77.

По окончанию 2016 г. в бухгалтерском учёте убыток отсутствует, а в налоговом учёте убыток составил 1 000 000 руб., который может быть перенесен на будущее, то есть уменьшать прибыль следующего года. В связи с этим начислен отложенный налоговый актив в сумме 200 000 руб.

Таким образом, осуществляя учёт расчётов по налогу на прибыль организаций согласно приказу Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 № 4090)[31], организация сможет избежать ошибки, которые могут быть допущены в данной сфере, а, следовательно, повысить эффективность своей деятельности.


Выводы

В налоговом учете выделяют доходы и расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Используя разные способы формирования информации о расходах на основное производство можно формировать величину себестоимости товаров (работ и услуг) в зависимости от поставленных целей, однако это почти неизбежно ведет к появлению постоянных или временных налоговых разниц.

Законодательно-нормативное обеспечение формирования информации в бухгалтерском финансовом учёте имеет существенные различия, что вызывает определённые трудности в формировании учётной политики организации и финансового результата. В связи с этим целесообразно в регистрах бухгалтерского учёта предусматривать графы с целью отражения информации для
налогообложения.

В развитии налогового учета заинтересованы любые организации среднего и крупного бизнеса. Движение к цивилизованному рынку требует соблюдения основополагающих принципов законодательства, тем более налогового. Это служит одним из критериев надежности партнера, что немаловажно в нынешних экономических условиях. С развитием системы налогового учета связана и защита прав хозяйствующих субъектов от притязаний государственных фискальных органов.

В ООО «Сервис» используется рациональная модель ведения налогового учета - балансовый метод расчета налоговых разниц. Данная модель позволяет: вести налоговый учет методом двойной записи на счетах, аналогичных счетам бухгалтерского учета; учитывать особенности бухгалтерского и налогового учета с использованием специальной сервисной трансформационной таблицы; формировать проводки параллельно в налоговом и бухгалтерском учетах на основании единого первичного документа посредством учетной операции; получать отчетность, как в типовой, так и в произвольной форме; на каждую отчетную дату формировать налоговый сальдо-оборотный баланс; проводить автоматическое начисление налогов, в том числе отложенных.

Глава 3. Пути сближения бухгалтерского и налогового учета в организациях на примере ООО «Сервис»


В бухгалтерском учёте все торговые организации в соответствии с ПБУ 5/01 имеют возможность включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, и это является первой отличительной чертой бухгалтерского учёта торговой деятельности организаций.

Последующие отличительные черты разделяют саму сферу торговли на два её вида: розничную и оптовую, выделяя специфичность каждой из них в бухгалтерском учёте. Критерием разделения торговли на оптовую и розничную служит вид покупателя. В случае оптовой торговли – это покупатель, использующий приобретенные товары для предпринимательской деятельности, а в случае розничной торговли – конечный потребитель товаров. И главным различием данных двух видов торговли в бухгалтерском учёте служит метод оценки товаров, приобретённых организацией для перепродажи.

ООО «Сервис» является оптовой торговой организацией, поэтому осуществляет данную оценку по покупной стоимости товаров, то есть по фактическим затратам на приобретение данных товаров, а розничная торговля имеет альтернативный вариант в виде оценки приобретённых товаров по продажной их стоимости с обязательным условием отдельного учёта наценок (скидок).

Различие методов оценки товаров является своеобразным следствием различия схем организации учёта товаров: оптовые организации в обязательном порядке используют натурально–стоимостную схему, отражающую движение товаров не только в стоимостном их измерении, но и в натуральном и в разрезе отдельных наименований, в то время как розничная торговля зачастую учитывает лишь общий стоимостной размер имеющейся в наличии товарной массы.

Розничная торговля наиболее часто представлена небольшими предприятиями, следовательно, стоимостная схема является наиболее предпочтительной для таких организаций, так как небольшие предприятия редко ведут учёт товаров по отдельной номенклатуре и зачастую выдают кассовый чек, где указана продажна цена товара без его наименования. Натурально–стоимостная схема применяется лишь в тех предприятиях розничной торговли, в которых посредством штриховых кодов существует возможность идентификации товара, в остальных же случаях применяется альтернативная схема организации учёта товаров, не требующая учёта каждого отдельного вида товара, но подразумевающая под собой обязательный учёт торговой оценки и усложняющая тем самым процедуру переоценки товаров.