Файл: Функции налогового учета (Практические аспекты налогового учета на примере торговой организации ООО «Сервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время множество хозяйствующих субъектов выбирает для себя наиболее удобные способы ведения бизнеса, методы ведения бухгалтерского учёта, методы ведения налогового учёта.

Цель работы состоит в исследовании функций налогового учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и назначение налогового учета;
  • исследовать функции налогового учета;
  • рассмотреть способы ведения налогового учета;
  • рассмотреть взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета;
  • исследовать порядок налогового учета доходов и расходов на примере оптовой торговой организации ООО «Сервис»;
  • рассмотреть порядок признания доходов и расходов в налоговом учете ООО «Сервис»;
  • исследовать учета налога на прибыль в ООО «Сервис»;
  • определить пути сближения бухгалтерского и налогового учета в России.

Предметом исследования являются функции налогового учета.

Объект исследования – ООО «Сервис».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области налогового и бухгалтерского учета; публикации в периодических изданиях

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового и бухгалтерского учета.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты налогового учета и его функций

1.1. Понятие и назначение налогового учета

Современное налоговое законодательство требует ведения налогового учёта на всех предприятиях. Налоговый Кодекс Российской Федерации определяет налоговый учёт, как систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.

Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения[1].


Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27.07.2006 № 137-ФЗ, учётная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика[2].

В учётной политике организации должны быть раскрыты её подходы к решению вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль, оценки имущества, формирование налоговых обязательств перед бюджетом, распределение убытков между налоговыми периодами, формирование налоговой отчётности[3]. В процесс формирования учётной политики необходимо включить установление и обоснование организационно-технических и методических аспектов налогового учёта[4].

Данные, предоставляемые налоговым учётом, должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу[5].

Данные, предоставляемые налоговым учётом, подтверждают: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период составления; измерители операции в натуральном и (или) денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись, расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров[6].

Аналитические регистры налогового учёта призваны систематизировать и накапливать информацию, которая содержится в принятых к учёту первичных документах, аналитических данных налогового учёта для отражения в расчёте налоговой базы.


Согласно НК Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ[7] к регистрам налогового учета предъявляется ряд требований: ведение регистров налогового учёта осуществляется в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях; формы регистров налогового учёта и порядок отражения в них аналитических данных налогового учёта, данных первичных учётных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учётной политике организации для целей налогообложения; правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учёта обеспечивается лицами, которые составили и подписали их; при хранении регистров налогового учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. В случае если исправления всё же осуществляются, ошибки в регистре налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью ответственного лица, которым были внесены исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления[8].

Процесс формирования данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения. Важно отметить, что аналитический учёт данных налогового учёта должен осуществляться налогоплательщиком таким образом, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы[9].

Оформление налоговой отчётности субъекта предпринимательской деятельности должно быть оформлено в виде декларации по налогам. Требования к содержанию налоговой декларации, порядку её составления и внесения в неё изменений регулируются главой 13 НК РФ[10].

Согласно Налоговому Кодексу РФ содержание данных налогового учёта, а также данных первичных документов является налоговой тайной.

1.2. Функции налогового учета

Функции налогового учета выражают основные направления его реализации, его содержание и обеспечение.

Можно выделить три основные функции налогового учета, выражающие его место в системе функций государства – фискальную, информационную и контрольную.

Фискальная функция является важнейшей функцией налогового учета и состоит в формировании и мобилизации финансовых средств государством при вздымании ряда налогов и в рамках действия отдельных налоговых режимов[11].


Информационная функция налогового учета состоит в количественном измерении и качественной характеристике финансового положения плательщиков налогов в течение определенного отчетного периода.

Контрольная функция состоит в формировании финансовой отчетности плательщиком налогов с возможной последующей проверкой налоговыми органами правильности и полноты ее формирования.

Функции, также, выступают связующим звеном между целями и задачами налогового учета с одной стороны и его содержанием с другой. В данном случае, это будут функции налогового учета, как элемента налоговой системы[12].

Рассматривая функции налогового учета в контексте налоговой системы, можно согласиться с каталогом функций налогового учета с опорой на положения статьи 313 НК РФ:

  • функция формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • функция формирования полной и достоверной информации о налоговой базе отчетного (налогового) периода;
  • функция обеспечения раздельного учета в случае исчисления налога по разным ставкам или при разном порядке налогообложения[13];
  • функция обоснования применяемых льгот и вычетов;
  • функция обеспечения информацией налоговых органов для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога;
  • функция обеспечения информацией службы внутреннего контроля и руководства для контроля за движением средств предприятия по назначению и профилактики злоупотреблений ответственных лиц;
  • функция обеспечения информацией внешних пользователей в лице партнеров, инвесторов, кредиторов и клиентов для создания имиджа добросовестного налогоплательщика и повышения гудвилла компании[14].

1.3. Способы ведения налогового учета

Согласно законодательству РФ в организациях должны вестись следующие системы учёта:

1) система бухгалтерского учёта в соответствии с Федеральными законами об организациях определенной организационно-правовой формы и Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;

2) система налогового учёта в соответствии с гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации.


Представленные системы учёта должны быть, как можно меньше увязаны между собой. Осуществляя бухгалтерский и налоговый учёт, необходимо формировать две учётные политики: учётную политику для целей бухгалтерского учёта; учётную политику для целей налогообложения[15].

Проблема выбора способа ведения налогового учёта уже несколько лет является актуальной, в том числе и для субъектов предпринимательства. В связи с этим, рассмотрим наиболее основные способы ведения налогового учёта.

Первый способ ведения налогового учёта предусматривает его интеграцию с бухгалтерским учётом[16]. При таком подходе регистры налогового учёта строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учёта, а ведение налогового учёта осуществляется работниками бухгалтерской службы[17]..

Основой данного способа является организация налогового учёта на основе бухгалтерского учёта. В случае, когда порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учёте, то регистры бухгалтерского учёта могут быть представлены как регистры налогового учёта. Таким образом, преимуществом данного способа является то, что данный путь сближения бухгалтерского и налогового учёта позволяет организациям с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль, организовать учёт в соответствии с нормативными требованиями. По нашему мнению, данное преимущество особенно благоприятно воздействует на субъекты малого и среднего предпринимательства, финансовые ресурсы которых ограничены.

Тем не менее, используя данный подход организациям важно осуществлять качественный подбор кадров. Так, бухгалтер организации должен свободно ориентироваться в налоговом учёте и вести налоговый учёт в соответствии с требованиями налогового законодательства[18].

Второй способ ведения налогового учёта заключается в создании специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики взаимодействие с налоговыми органами. Основа данного подхода - параллельный учёт, при котором накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчёту налога на прибыль ведётся с использованием только регистров налогового учёта[19].