Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия(Учет денежных средств в кассе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для отражения результатов инвентаризации применяется акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. N ИНВ-15, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). При выявлении излишков или недостачи ценностей в кассе материально ответственный работник (кассир) должен дать пояснения о причинах расхождения в акте ф. N ИНВ-15, в строке "Объяснение причин излишков или недостач".

В организации могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая инвентаризация возможна:

  • по инициативе руководителя организации;
  • по требованию налоговой инспекции.

Ревизию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).

В ходе инвентаризации кассы необходимо проконтролировать:

  • есть ли факты несоответствия даты в расходных кассовых ордерах и даты фактической выдачи денежных средств;
  • правильность корреспонденции счетов по кассовым документам;
  • установлен ли лимит остатка наличных денежных средств в кассе;
  • своевременность депонирования невыплаченных сумм заработной платы.

Следует также проверить, заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности и оснащено ли помещение кассы необходимыми средствами по обеспечению сохранности денежных средств (техническое укрепление и охранно-пожарная сигнализация), где хранятся дубликаты ключей от сейфов.

Глава 2. Организация учета и контроля за ведением кассовых операций на предприятии ООО Санаторий-профилакторий «Шарьядрев»

2.1. Экономическая характеристика и организация финансового учета

На примере ООО Санаторий-профилакторий «Шарьядрев» рассмотрим каким образом на практике осуществляется учет денежных средств и контроль за ведением кассовых операции.


Место нахождения: Костромская область, г. Шарья, п. Ветлужский, ул. Садова, д. 12

Главный врач – Абрамов Павел Петрович

Виды деятельности:

  • Деятельность санаторно-курортных организаций;
  • Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;
  • Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом;
  • Стоматологическая практика;
  • Деятельность в области медицины прочая;
  • Деятельность физкультурно-оздоровительная;

Основной вид деятельность санаторно-курортных организаций в общем объеме дохода предприятия составляет – 70%

Среднесписочная численность работников – 47 человек.

Уставный капитал составляет 1 440 000 (Один миллион четыреста сорок тысяч) рублей. Уставный капитал оплачен полностью имуществом. Имущество составляет основные фонды, оборотные средства, а также иные материальные и нематериальные ценности и финансовые ресурсы.

Учетная политика ООО Санаторий-профилакторий «Шарьядрев» призвана обеспечить:

  • выполнение основополагающих принципов учета: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности;
  • соблюдение общих требований к бухгалтерской отчетности: полноты, существенности, нейтральности, сравнимости, сопоставимости;
  • достоверность отчетности – бухгалтерской, налоговой, управленческой, статистической;
  • оперативность и гибкость реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленных изменениями законодательных и нормативных актов.

Ведение бухгалтерского учета в организации и составление его бухгалтерской отчетности осуществляет бухгалтерская учетная служба, возглавляемая главным бухгалтером. Ведение кассовых операций в организации осуществляется автоматизированным способом.

Бухгалтерия действует на основании Положения о бухгалтерии, которое определяет функции, права, обязанности и ответственность бухгалтерии.

В целях ведения бухгалтерского учета бухгалтерия осуществляет сбор, обработку и группировку информации в виде сводных регистров аналитического и синтетического учета, внесение записей на счета бухгалтерского учета и составление внутренней и внешней бухгалтерской и финансовой отчетности.

Организация применяет унифицированные формы учета первичной бухгалтерской документации, утвержденные Госкомстатом РФ.


При оформлении финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы, применяются самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, содержащие обязательные реквизиты, установленные Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ.

Право подписи первичных учетных документов, правила и порядок организации документооборота, график документооборота, технология обработки первичных учетных документов регламентируются внутренними организационно – распорядительными документами организации.

Бухгалтерская отчетность ООО Санаторий-профилакторий «Шарьядрев» составляется в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ и другими нормативными актами Российской Федерации, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и отчетности.

Для целей составления отчетности организация признает финансовым годом период с 1 января по 31 декабря календарного года.

Инвентаризация денежных средств в кассе, денежных документов производится один раз в месяц по состоянию на последнюю дату месяца.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное и достоверное отражение хозяйственных операций и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

2.2. Учет денежных средств в кассе предприятия

Для осуществления наличных выплат и приема наличных денег на предприятии организована касса, расположенная в отдельном помещении, оборудованном сигнализацией, дверь кассы закрывается изнутри, а для хранения денежных средств выделен несгораемый металлический сейф, который по окончании работы кассы закрывается ключом и опечатывается печатью кассира. Ключи хранятся в металлическом шкафу, а печать - у кассира, согласно Пункту 30 «Порядка ведения кассовых операций в РФ», в котором указано, что оставлять ключи и печати в общественных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты запрещается.

Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещен.

Кроме того, следует отметить, что кассир не имеет права хранить личные деньги в сейфе предприятия. В случае проверки наличности и обнаружения излишков деньги приходуются в кассу предприятия и объяснения, почему и как личные деньги оказались в кассе, не принимаются.


Ответственность за сохранность денег и других ценностей, находящихся в кассе учреждения, несет кассир.

На рассматриваемом предприятии обязанности ведения кассовых операций по письменному распоряжению руководителя предприятия и по согласованию с главным бухгалтером возложены на бухгалтера, которого под расписку ознакомили с Порядком ведения кассовых операций, после чего с ним был заключен договор о полной материальной ответственности. Договор составили в двух экземплярах:

  • один экземпляр хранится у кассира;
  • второй - в кадровой службе.

В соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный учреждению, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям[11].

Наличные денежные средства в кассу предприятия поступают с расчетного счета, от подотчетных лиц, от заказчиков за оказанные услуги и используются для выплаты командировочных и хозяйственных расходов, заработной платы работникам предприятия и на другие цели.

В кассе предприятия хранятся наличные деньги в пределах лимита, установленного обслуживающим данное предприятие учреждением банка по согласованию с руководителем ООО Санаторий-профилакторий «Шарьядрев».

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодно. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие предоставило в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу". В рассматриваемой организации лимит был установлен как для предприятия, не имеющего денежной выручки, т. е. в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии), что составляет 30 000 рублей.

Кассир организации строго следит за лимитом наличных денежных средств, потому что превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения является одним из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ квалифицируется как административное правонарушение, влекущее наложение административного штрафа.


Все наличные денежные средства, превышающие лимит кассы, кассир сдает в банк по объявлению на взнос наличными (Приложение 4).

Объявление на взнос наличными по форме по ОКУД 0402001 заполняет бухгалтер от руки в одном экземпляре. Исправления и помарки не допускаются! При заполнении объявления в качестве даты взноса наличных указывается фактическая дата представления денег в банк, источники поступления наличных денежных средств указываются в соответствующих графах, как прописью, так и в виде кода.

На принятые суммы банк выдает кассиру квитанцию, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.

Кассир, оформляя прием или выдачу денежных средств из кассы, использует в работе формы приходных (форма N КО-1) и расходных (форма N КО-2) кассовых ордеров, утвержденных Постановлением N 88.

Прием наличных денег кассир производит по приходным кассовым ордерам (форма N КО-1) (Приложение 1). Приходный кассовый ордер в отношении наличия подписей считается правильно оформленным, соответственно, не вызывающим нареканий со стороны проверяющих, если содержит две росписи - главного бухгалтера и кассира.

Также, при приеме денежных билетов и монет в платежи кассир предприятия обязательно руководствуется установленными Центральным банком Российской Федерации Признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России.[12] Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре. Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером и кассиром, заверяется печатью кассира и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему:

  • по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции;
  • по строке "В том числе" указывается сумма НДС, которая записывается цифрами, а в случае, если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись "Без налога (НДС)";
  • по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления;
  • в графе "Кредит, код структурного подразделения" указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

У предприятия также возникает и необходимость получения денежных средств из банка. Получить деньги со своего расчетного счета предприятию можно, выписав денежный чек (Приложение 5).