Файл: Особенности формирования налоговой базы по налогу на имущество для банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В большинстве развитых экономик налог на имущество юридических лиц занимает значимое место в налоговой системе. Данный факт обусловлен, в первую очередь тем, что налоговая база по данному налогу определяется контрольными органами с высокой степенью эффективности. Налогооблагаемая база по налогу на имущество, как правило, в меньшей степени зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков; менее подвержена колебаниям рыночной инфраструктуры, ее с высокой степенью точности можно спрогнозировать финансовым органам и учесть при формировании проекта бюджета на последующие финансовые периоды. Поэтому преимущества данного налога для бюджета очевидны: простота в исчислении и контроле, регулярность поступления в казну. Однако и налог на имущество не лишен возможности уклонений от уплаты. Уход осуществляется это не способом прямого сокрытия объекта налогообложения, а обходами в юридическом статусе оформления либо самого объекта, либо статуса налогоплательщика, когда физическое лицо становится его владельцем.

Институт имущественного налогообложения в России начал свое развития еще в середине XIX века, однако предпосылки его появления появились гораздо ранее. Современный налог на имущество организаций был введен в действие в 1992 году и с тех пор относится к региональным. В ведении субъектов федерации находится самостоятельное установление ставок, сроков, порядка уплаты, льгот по данному виду налогообложения предприятий в рамках положений, определенных гл. 30 Налогового кодекса РФ. В настоящее время в стране осуществляется переход на уплату налога с кадастровой стоимости.

Кардинальные изменения механизма взимания налога на имущество организаций приведут к резкому увеличению налогового бремени, а значит, как результат, к возможному уклонению от уплаты налога. Но применяемая в России налогооблагаемая база налога на имущество организаций в виде остаточной (балансовой) стоимости, весьма далека от реальной стоимости соответствующего имущества, более того, такая ситуация не только уменьшает доходную часть бюджета, но несколько искажает функциональную составляющую имущества как средства производительности. В данной ситуации государственная задача сводится к сбалансированному применению нового механизма взимания налога на имущество организаций, который будет учитывать интересы всех сторон налогообложения, т.е. развивать и укреплять в новых условиях эффективное взаимоотношение между органами власти, бизнесом и обществом.


Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования и определяет ее цель – исследование особенностей налогообложения имущества организаций в Российской Федерации и разработка предложений по его совершенствованию.

Предметом исследования выступают налоговые правоотношения хозяйствующего субъекта с государством по поводу исчисления и взимания налога на имущество кредитных организаций в Российской Федерации.

Объектом исследования выбрана система налогообложения имущества АКБ «Ресурс-траст».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать налог на имущество организаций как экономическую и правовую категорию;

2) проанализировать методику исчисления налога на имущество организаций в АКБ «Ресурс-траст»

3) разработать основные направления совершенствования расчета налога на имущество организаций в АКБ «Ресурс-траст».

Для проведения исследования применены методы анализа и синтеза информации об операциях с имуществом, методы группировки, дедуктивный метод, приемы абстрактно-аналитического осмысления, графического конструирования описываемых процессов посредством логических блок-схем, методы экономического анализа.

1. Экономическая сущность и эволюция налога на имущество организации в Российской Федерации

1.1. Эволюция налога на имущество организаций в налоговой системе Российской Федерации

Современная налоговая системы в России была установлена в октябре-декабре 1991 г, когда были принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

До налоговой реформы 1992 г обложение имущества хозяйствующих субъектов в советской России также присутствовало и осуществлялось в виде уплаты в государственный бюджет за основные производственные фонды и запасы сверх норм собственных оборотных средств. Данная плата была введена в середине 60-х годов в ходе хозяйственной реформы СССР и являлась непосредственным предшественником современного налога на имущество[1].


Первый этап развития налога на имущество организаций начался в период формирования налоговой системы РФ. Так, налог на имущество юридических лиц был введен лишь в 1992 г. Карбушев Г.К отмечает, что по аналогии с налогом на имущество в других странах, налог рассматривался как источник доходов бюджетов региональных и местных уровней, однако за 23 года существования какой-нибудь заметного фискального значения в бюджетной системе налог на имущество организаций так и не сыграл[2].

На территории РФ основные принципы взимания налога на имущество хозяйствующих субъектов были определены Законом РФ 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий». Нематериальные активы, основные средства, запасы и стоимость затрат, которые находились на балансе налогоплательщика, признавались объектами налогообложения, а налоговой базой служила среднегодовая стоимость имущества налогоплательщика. Ставка налога была оговорена в размере двух процентов от налогооблагаемой базы. Для исчисления базы налогообложения данные исчислялись на 1-е число каждого квартала, которые также являлись отчетными периодами.

В Приложении А приведены основные элементы налога на имущество предприятий, который существовал в то время.

Существенным недостатком, по мнению Пятшевой Е.Н., закона «О налоге на имущество предприятий» являлось множество льгот по налогу, что ослабляло важнейший принцип справедливости налогообложения – равнозначная налоговая ответственность за равные объекты обложения[3].

Второй этап развития налога на имущество организаций начался с принятием 30 главы Налогового кодекса, которая была введена Федеральным законом от 11.11.2003 г. №139-ФЗ. Глава 30 НК РФ значительно изменила порядок расчета налоговой базы и взимания налога в части объекта налогообложения. Изменилось и само название – вместо налога на имущество предприятий налог стал называться налогом на имущество организаций.

С 01.01.2004 г введена в действие 30 глава НК РФ, которая регламентирует порядок применения налога на имущество организаций. К сожалению, отмеченные выше недостатки, свойственные налогу на имущество не устранены. Повышение ставки налога, значительное сокращение льгот по нему призваны усилить его фискальную функцию, тогда как его регулирующая (стимулирующая, экономическая) функция по-прежнему не используются в полной мере.

Парыгина В. А. отмечает, что все элементы налога на имущество организаций было реорганизованы: детализирован состав налогоплательщиков, трансформирован объект налогообложения, что привело к значительному сокращению налоговой базы, изменен порядок расчета среднегодовой стоимости имущества[4]. Теперь для того, чтобы стать налогоплательщиком, хозяйствующему субъекту необходимо иметь статус юридического лица и имущество на территории РФ.


Максимальная ставка налога увеличилась до 2,2% (вместо 2%), однако налог по-прежнему является региональным налогом, и только субъекты РФ имеют право определять окончательный размер ставки налога. Налоговые льготы были резко сокращены, однако и в части льгот окончательное решение принимает субъект РФ: льготный список может быть расширен в законах субъекта о налоге на имущество организаций[5].

Нововведения по налогу на имущество организаций в 2005-2013 гг. лишь незначительно корректировали налог. Например, с 1 января 2013 г налогом на имущество стало облагаться только движимое имущество. Самым главным новшеством в отношении налога на имущество является его отмена в отношении всего движимого имущества, поставленного на баланс, начиная с 1 января 2013 г. Эти изменения закреплены законом 202-ФЗ от 29.11.12 г. и коснулись большого количества российских налогоплательщиков. Движимое имущество, принятое на учет организации до 01.01.2013 г, продолжает облагаться налогом. В связи с этим у налогоплательщиков возникла необходимость вести раздельный налоговый учет движимого и недвижимого имущества.

Третий этап реформирования налога на имущество организаций связан с поэтапным переходом к единому налогу на недвижимость. Первые упоминания о налоге на недвижимость возникли во время налоговой реформы 2002-2003 гг., которая предполагала замену налога на имущество предприятий и земельного налога налогом на недвижимость, что отмечено в статье ученых Анисимова С.А., Остапенко В.В. и Погорелко И.А.[6].

2 ноября 2013 г Президент России подписал Федеральный закон № 307-ФЗ. Данный документ предусматривает, что с 1 января 2014 г налоговая база по налогу в отношении ряда объектов будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, а не балансовой, как ранее. В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость основных средств, признаваемых объектами налогообложения. Следовательно, 2014 г следует считать началом третьего этапа реформирования налога на имущество организаций, который продолжается по сей день.

Объекты, для которых при расчете нужно брать кадастровую стоимость, указаны в ст.378.2 гл.30 НК РФ, к ним относится:

– торговые центры;

– административно-деловые центры;

– нежилая недвижимость, в которой располагаются офисы, точки бытового обслуживания, общепита и торговые точки;

– недвижимость иностранных предприятий, не имеющих постоянного представительства в России.


В статью 381 НК РФ с 1 января 2015 года добавлен пункт 25 уточняющий, что освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (Приложение Б).

Основные элементы современного налога на имущество организаций изложены в Приложении В.

1.2. Экономико-правовая характеристика налога на имущество организаций

Майбуров И. А. считает, что имущественное обложение организаций устанавливается с целью:

1) обеспечить бюджеты регионов стабильным источником доходов для финансирования бюджетных расходов;

2) создать у организации заинтересованность в реализации излишнего имущества или вовлечении его в производственный процесс[7].

Налоги на имущество исторически были одними из первых видов налогов и до сих пор остаются наиболее распространенным видом налогообложения. При этом исторический и современный опыт многих государств мира показывает, что применение налогов на имущество именно на местном (региональном) уровне способно в значительной степени повысить их функции – фискальную, регулирующую и контрольную. По сравнению с другими видами объектов (доход, прибыль, хозяйственные операции) имущество труднее скрыть от налогообложения, оно является не только показателем платежеспособности, но и потенциальным источником дохода, и обложение имущества налогом стимулирует более эффективное его использование.

Введение налога на имущество было направлено на усиление фискальной роли налоговых доходов и вместе с тем должно было сыграть роль экономического стимула в повышении эффективности использования производственных фондов.

Фискальные возможности налога на имущество организаций, по мнению Карбушева Г. К., довольно значительные. Дело в том, что в отличие от налога на прибыль и любых других налогов на доходы данный налог не зависит от того, получат ли налогоплательщики доходы или нет. Базой для его исчисления является стоимость имущества предприятий. Это способствует стабильности поступления платежей по налогу на имущество в отличие от налоговых платежей, объектом обложения которыми выступают доходы. В то же время такой объект обложения как имущество сложнее укрыть от налогообложения, чем доходы, что также повышает его роль в пополнении доходов бюджета[8]